Россия / Точка зрения 10 ноября 2022 г. 16:50

За символический евро

Interfax-Russia.ru — Японская Mazda за символический 1 евро передаст российскому "Соллерсу" долю в дальневосточном СП с опционом на выкуп в течение 3 лет.

За символический евро
© РИА Новости. Виталий Аньков

В конце сентября японская газета Nikkei сообщила, что автоконцерн Mazda рассматривает возможность прекращения производства автомобилей в России. В публикации отмечалось, что компания уже приостановила производство в рамках совместного предприятия с группой "Соллерс Авто" во Владивостоке (ООО "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус", МСМР) и изучает возможность полного прекращения производственных операций в РФ. При этом, писала Nikkei, решение о прекращении продаж или технического обслуживания еще не принято.

Причиной возможного прекращения деятельности Mazda в России издание называло сбои в цепочке поставок, возникшие после начала специальной военной операции на Украине. Тогда Mazda приостановила поставки своей продукции в РФ.

МСМР выпускало автомобили с 2012 года. СП производило во Владивостоке внедорожник Mazda CX-9, кроссовер Mazda CX-5 и седан Mazda 6. В 2021 году на совместном предприятии "Соллерс Авто" и Mazda во Владивостоке было выпущено около 29 тыс. машин. В конце апреля российский автоконцерн в пресс-релизе к отчетности по МСФО за прошлый год отмечал, что ведет переговоры о возобновлении приостановленных поставок комплектующих. В частности, на мощности МСМР.

Тогда же в конце сентября в пресс-службе российской автомобилестроительной группы "Интерфаксу" подтвердили, что группа действительно обсуждает с Mazda прекращение производства автомобилей на Дальнем Востоке в рамках СП.

"ПАО "Соллерс Авто" действительно обсуждает с Mazda вопрос прекращения производства автомобилей во Владивостоке и выкупа "Соллерсом" доли Mazda в совместном предприятии. При этом "Соллерс Авто" уже разработала план перезапуска завода под производство автомобилей других брендов и в настоящее время финализирует переговоры по этому вопросу", — сообщили в пресс-службе ПАО.

Помимо выпуска автомобилей МСМР с 2019 года производила на площадке двигатели для автомобилей Mazda мощностью 50 тыс. штук в год. Машины для российского рынка ими не комплектовались — вся продукция поставлялась исключительно на экспорт. При этом данный проект также входил в специнвестконтракт (СПИК).

Как уточняли "Коммерсанту" в "Соллерс" (ранее — "Соллерс Авто"), компания не планировала расторгать СПИК, а лишь внести изменения. Так, поясняли в российской автомобилестроительной группе, продолжать выпуск двигателей во Владивостоке не будут, а оборудование завода двигателей переедет на площадки "Соллерса" в европейской части России.

Как следует из отчетности Mazda по итогам II финансового квартала, японский автоконцерн 24 октября подписал соглашение о передаче российской группе "Соллерс" своей доли в паритетном СП по выпуску автомобилей на Дальнем Востоке.  Сделка будет совершена за символическую стоимость в 1 евро и предполагает опцион на выкуп японским автопроизводителем доли в СП в течение следующих 3 лет.

"Процедура передачи будет осуществлена в кратчайшие сроки после получения одобрения соответствующих органов", — говорится в отчетности Mazda.

Источник "Интерфакса", знакомый с ходом переговоров между сторонами, уточнил, что сделка по передаче российской группе доли Mazda в паритетном СП может быть закрыта до декабря.

В группе "Соллерс" не стали комментировать сроки закрытия сделки, но отметили, что необходимые разрешения от ФАС и правительственной комиссии уже получены. Также российский автопроизводитель подтвердил факт соглашения по выкупу доли японского производителя в СП.

"Соллерс" выкупает долю Mazda в совместном предприятии во Владивостоке. Готовим запуск новых продуктов на мощностях площадки в следующем году", — сказали "Интерфаксу" в пресс-службе концерна.

Со своей стороны японский концерн в связи с передачей доли планирует отразить убыток в размере 12 млрд иен — чуть более $82 млн по текущему курсу.

В Mazda отмечают, что после прекращения поставок автозапчастей на МСМР в марте и приостановки деятельности СП в конце апреля продолжала переговоры с группой "Соллерс", но не увидела возможностей продолжения бизнеса в РФ.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи Mazda в РФ в 2021 году составили 29 тыс. 177 автомобилей (+10,6%). Доля рынка компании была на уровне 1,8%. По итогам 10 месяцев текущего года продажи Mazda рухнули на 63,7%, до 8 тыс. 494 шт. Доля за этот период сократилась на 0,1 п.п., до 1,7%.

Группа "Соллерс" объединяет "Ульяновский автомобильный завод" (выпускает автомобили "УАЗ", является ключевым активом группы) и промплощадку "ЗМЗ" (Нижегородская область). Кроме СП на Дальнем Востоке с японской Mazda у компании есть приостановленное СП в Елабуге с американским Ford, а также СП с Isuzu в Ульяновской области.

Американская Ford Motor Company вышла из капитала совместного предприятия с российской автомобилестроительной группой "Соллерс" меньше месяца назад, продав свою неконтролирующую долю (49%) в компании.

Американский автопроизводитель проинформировал, что акции Ford будут переданы совместному предприятию по номинальной стоимости. При этом Ford сохраняет возможность выкупа акций в течение 5 лет, "если ситуация в мире изменится".

До конца года на площадке СП запустят производство новой линейки LCV (легкие коммерческие автомобили) под собственным брендом.

А еще раньше межведомственная комиссия по специальным инвестиционным контрактам одобрила расторжение СПИК паритетного совместного предприятия российской автомобилестроительной группы "Соллерс" и японской Isuzu — ООО "Исузу Соллерс". Как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Минпромторга РФ, заявка на расторжение контракта была рассмотрена 18 октября и получила одобрение.

СП "Исузу Соллерс" заключило СПИК с Минпромторгом РФ и Ульяновской областью в 2018 году. По условиям контракта, "Соллерс" и Isuzu участвовала в СП на паритетной основе. Общий объем инвестиций в проект оценивался более чем в 6 млрд рублей. СПИК был одним из первых в автопроме и предполагал, в том числе, вывод на рынок в 2021 году совместного продукта Isuzu и "Соллерс" — УАЗ City, чего так и не произошло. Кроме УАЗ City, контракт также включал обязательства по локализации крупных узлов автомобилей, которые вступали в силу с 2023 года. В частности, двигателя.

"Коммерсантъ" со ссылкой на источники в автопроме отмечал, что формально при расторжении СПИК компания должна вернуть все полученные от государства льготы. Вместе с тем гендиректор российской "дочки" Isuzu (АО "Исузу Рус", 74% долей которого владеет Isuzu Motors Ltd, остальными 24% — Sojitz Corporation) Фабрис Горлье в прошлом году рассказывал газете, что СП не получало компенсаций утильсбора. При этом преференции в рамках СПИК как такового предполагают, в том числе, налоговые льготы. Но в представительстве Isuzu в РФ изданию заявили, что, что не пользовались льготами. В Минпромторге это подтвердили.

В интервью изданию в конце прошлого года Горлье отмечал, что СПИК совместного предприятия фактически не дал Isuzu никаких преференций, из-за чего, как следовало из его слов, уже тогда вставал вопрос о перспективах сотрудничества автопроизводителя с российским концерном в рамках СП. По его словам, это было связано с пересмотром правил компенсации утильсбора для игроков отрасли в 2019 году. До этого момента компенсации гарантировались всем держателям СПИК, а после — были привязаны к уровню локализации.

После расторжения СПИК компания "Исузу Соллерс" может быть ликвидирована.

Бренд Isuzu официально представлен в РФ с 2006 года. Завод автопроизводителя в Ульяновске работает с 2012 года. Модельный ряд коммерческой техники Isuzu включал шасси полной массой от 3,5 до 33 тонн, а также пикапы D-Max. Дилерская сеть бренда насчитывала около 100 центров по РФ, Белоруссии, Армении и Казахстане.

За 2021 год местное производство выпустило 3 тыс. 700 тыс. автомобилей. В 2022 году планировалось нарастить его на 50%.

По данным АЕБ, за 9 месяцев 2022 года Isuzu реализовала в РФ 531 легковой и легкий коммерческий автомобиль, что на 8% меньше, чем годом ранее. В целом, по данным АЕБ, за 10 месяцев "Соллерс" реализовал в РФ 25 тыс. 405 автомобилей, что на 38,8% меньше, чем годом ранее. Доля группы составила 5,1% (+1,9 п.п.)

В октябре 2022 года продажи российской автомобилестроительной группы "Соллерс" снизились в годовом выражении на 34,6%, до 2 тыс. 688 шт. Вместе с тем продажи на 29,7% превысили результат продаж компании в сентябре текущего года.

За октябрь "Соллерс" реализовал на российском рынке 3 тыс. 134 "УАЗов" (-15,9% г/г и +24,1% к сентябрю) и 352 легких коммерческих грузовиков Ford Transit (-78,1% г/г). 

Обозреватель Анастасия Николаева

Теги