Interfax-Russia.ru — Топливный союз вслед за Счетной палатой предупреждает о риске роста цен на бензин. Минэнерго убеждено, что предпосылок к кризису на российском топливном рынке нет.
Независимый топливный союз (НТС) на минувшей неделе обратился к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с предложениями по срочным мерам для стабилизации ситуации на рынке топлива, отметив необходимость системного подхода к решению накопившихся проблем.
По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), биржевые цены на АИ-92 и АИ-95 выросли более, чем на 18,5%. НТС обращает внимание на то, что такой значительный рост наблюдаются впервые. Обычно в этот период биржевые цены на топливо падали, что позволяло закупать достаточные объемы в преддверии "высокого весенне-летнего сезона" независимым АЗС, транспортным и сельскохозяйственным компаниям и обеспечивать относительно низкие темпы роста цен.
По мнению авторов письма, основной причиной подобного роста цен стал рост индексов экспортной альтернативы (нетбэков), при котором поставка нефтепродуктов на экспорт оказывается для отечественных нефтяных компаний ниже с точки зрения налоговой нагрузки, чем при поставке на внутренний рынок. При этом разница экспортных пошлин на нефтяное сырье и нефтепродукты не стимулирует НК сохранять необходимые объемы переработки.
В числе причин роста нетбэков НТС назвал: очередное плановое повышение на 4% акцизов на бензин и дизельное топливо; рост цены на нефть марки Urals на 20% на мировых рынках; снижение корректирующего коэффициента в формуле расчета значений экспортных пошлин; а также валютные интервенции Минфина, "которые не дают рублю значительно укрепиться".
В НТС убеждены, что разрабатываемая в настоящий момент корректировка параметров демпфера тоже не даст ожидаемого эффекта. Фактически эта мера незначительно повысит рентабельность нефтепереработки, но без дополнительного фискального стимула не даст объемов, чтобы перекрыть рост спроса в "высокий сезон".
Демпферный механизм на нефтепродукты действует в России с 2019 года. Он рассчитывается по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой, которая обозначена в законе. Если эта разница положительная и экспорт становится выгоднее поставок на внутренний рынок, бюджет платит нефтяным компаниям, если разница отрицательная — нефтяники платят в бюджет.
В 2020 году на фоне падения цен на нефть и пандемии демпфер был отрицательным — отечественные нефтяные компании весь год платили в бюджет РФ. По оценкам экспертов, за 2020 год нефтяники перечислили в бюджет более 400 млрд рублей. В январе 2021 года на фоне роста мировых цен на нефть значение демпфера для бензина стало положительным.
В преддверии начала сезона высокого спроса на топливо Независимый топливный союз предлагает принять следующие срочные меры: снизить ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо пятого экологического класса; отменить демпфер или скорректировать его значения с учетом отраслевых ожиданий; а также увеличить нормативы обязательных объемов реализации на СПбМТСБ до 25% по бензинам и 15% по дизельному топливу. При этом действие фискального стимула необходимо сохранить лишь для тех НПЗ, которые выполняют указанный норматив.
"Предлагаемые Союзом срочные меры позволят повернуть ценовую динамику на бирже и тем самым избежать топливный кризис. Необходимо решать проблему фискального диспаритета, а не заниматься опасными экспериментами", — считает президент НТС Павел Баженов.
По его мнению, в конечном счете, регуляторы все равно будут вынуждены в авральном порядке реализовывать предложения Союза, но в совершенно другой социально-политической ситуации.
На минувшей неделе и Счетная палата РФ в своем отчете за 2020 год предупредила о риске повторения топливного кризиса 2018 года.
"Рост цен на топливо в мае 2018 года потребовал принятия правительством Российской Федерации экстренных мер. В настоящее время отмечаются риски повторения роста розничных цен на топливо и, как следствие, возникновение социальной напряженности", — говорится в документе.
Между тем, Минэнерго категорически против отмены демпферного механизма для топливного рынка.
"Демпфер показал себя как эффективный механизм по сдерживанию темпов роста на АЗС, который в течение последних нескольких лет успешно достигал своей задачи. Одним из главных приоритетов действующего механизма демпфера остается сохранение темпов изменения конечных розничных цен для потребителя не выше уровня инфляции за счет компенсации разницы между экспортной альтернативой и ценой внутреннего рынка. Его отмена лишит рынок защитного механизма", — заявил журналистам замминистра энергетики РФ Павел Сорокин.
Он сообщил, что в настоящее время правительством и топливными компаниями уже приняты все необходимые срочные меры реагирования на ситуацию роста оптовых цен, в частности, межведомственно дополнительно проработана корректировка демпферного механизма в пользу его увеличения.
"Те корректировки, которые сейчас предлагаются и будут внесены с 1 мая, позволяют донастроить его до соответствия текущей ситуации на рынке, и мы считаем, что категорически нельзя даже обсуждать отмену данного механизма, потому что это может привести к непоправимым последствиям для рынка", — подчеркнул Сорокин.
Чиновник также указал на увеличение нормативов продаж на бирже, благодаря чему, по его словам, с 10 марта ситуация на биржевых торгах стабилизировалась, а на АЗС рост цен сохраняется в пределах инфляции.
"Этих мер достаточно для сохранения стабильной ситуации, но Минэнерго продолжает мониторинг на предмет дополнительных действий в случае необходимости", — добавил он.
С ростом биржевых цен на бензины топливный рынок РФ столкнулся с конца прошлого года, а в начале этого года начался рост цен и на АЗС.
Так, по данным Росстата, рост потребительских цен на бензин в январе-феврале 2021 года составил 1,89% при общей инфляции за этот период в 1,46%. С 10 марта по 15 марта цены на автомобильный бензин в РФ подросли еще на 0,2%, на дизельное топливо — на 0,1%. С начала года бензин, по расчетам Федеральной службы государственной статистики, подорожал уже на 2,4%, ДТ — на 1,2%. Общая инфляция за этот период составила 1,8%.
Отраслевые эксперты связывают это с индексацией базовых цен для внутреннего рынка нефтепродуктов (их рост с 1 января 2021 года составил 5%), которая произошла в рамках демпферного механизма.
Представители нефтяных компаний не единожды предлагали изменить параметры демпфера из-за снижения рентабельности переработки и реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке. Но Минфин заявлял, что проблемы в нефтепереработке — из-за пандемии, а менять параметры демпфера для нефтяников сейчас нет возможности, поскольку бюджет уже сформирован.
Однако после ряда совещаний у вице-премьера Александра Новака было принято решение, что скорректированные параметры демпфера на топливо могут заработать с 1 мая. Также решено, что базовые цены на нефтепродукты в формуле демпфера будут корректироваться на фактический рост розничных цен.
Корректировку демпфера именно на базе роста розничных цен ранее как раз предлагал глава "Газпром нефти" Александр Дюков.
Согласно Налоговому кодексу, в котором описаны параметры расчета демпфирующих надбавок к возвратному акцизу, ежегодно базовые цены внутреннего рынка индексируются на 5%. Между тем, согласно данным Росстата, цены на бензин на АЗС в России в 2020 году выросли на 2,5%, в 2019 году — на 1,89%. Цены на дизельное топливо в 2020 году выросли на 1,9%, в 2019 году — на 2,4%.
Источники, знакомые с ситуацией, сообщали "Интерфаксу", что корректировка демпфера в 2021 году коснется только бензинов. Корректировка по дизельному топливу предполагается уже в 2022 году.
Так, базовая цена для внутреннего рынка по бензинам в демпфере с 1 мая 2021 года может снизиться на 2 тыс. 700 рублей за тонну, то есть с текущей 56 тыс. 300 рублей за тонну до 53 тыс. 600 рублей за тонну. Базовая цена по дизтопливу для внутреннего рынка в 2021 году меняться не будет (сейчас она составляет 50 тыс. 700 рублей за тонну). Собеседники агентства также сообщали, что предварительно закладывается корректировка базовых цен на 2022 год — на 3% и по бензинам, и по дизтопливу.