Interfax-Russia.ru — Ограничения на экспорт бензина вводятся на полгода. Как этот запрет скажется на цене топлива и его наличии для потребителя?
Ограничения на экспорт бензина вводятся с 1 марта по 31 августа
Правительство РФ с 1 марта ввело временный запрет на экспорт бензина и увеличило нормативы продаж дизельного топлива на биржевых торгах.
Исключение сделали для поставок в рамках международных межправительственных соглашений, включая государства-членов Евразийского экономического союза, на топливо, вывозимое гражданами для личного пользования, а также на топливо, вывозимое для оказания международной гуманитарной помощи.
Минимальные объемы продаж дизтоплива на биржевых торгах увеличиваются с существующих 12,5% до 16% от производства.
"Принятые решения направлены на поддержание стабильной ситуации на топливном рынке в период повышенного спроса, связанного с весенними полевыми работами, сезоном отпусков и плановым ремонтом нефтеперерабатывающих заводов", — уточнили в правительстве.
Как объявленный запрет сказался на бирже на ценах на бензин?
Первое сообщение о запрете экспорта бензинов было опубликовано утром 27 февраля. Уже днем на фоне этого заявления цены на нефтепродукты на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ), которые росли почти две недели подряд, развернулись вниз.
Так, по данным СПбМТСБ, цена АИ-92 упала сразу на 3,34% — до 47 тыс. 916 рублей за тонну, Аи-95 дешевел менее интенсивно — на 0,81%, до 57 тыс. 557 рублей за тонну. Также снизилась стоимость всех видов дизельного топлива, которое тоже дорожало до этого в течение нескольких торговых сессий.
Старший вице-президент биржи Антон Карпов, комментируя влияние решения правительства на биржевые цены, отметил, что оно придало участникам биржевого и топливного рынков уверенности в том, что объем предложения нефтепродуктов на торгах будет достаточным.
"Это, безусловно, актуально и для сельхозпроизводителей в период посевной, и для других основных потребителей — сетей АЗС, предприятий коммунально-бытового обслуживания, электроэнергетики и промышленности", — отметил Карпов.
После непродолжительного снижения биржевые цены на топливо снова перешли к росту
Источники "Интерфакса", знакомые с ситуацией, еще в середине января говорили, что в правительстве рассматривается запрет на экспорт всего товарного бензина.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Однако собеседники агентства на рынке нефтепродуктов признались, что решение правительства стало неожиданностью. При этом они высказывали мнение, что подобные действия могут предотвратить возможные проблемы с обеспечением нефтепродуктами внутреннего рынка в марте-апреле, когда многие НПЗ уйдут на ремонты, а в стране одновременно начнется сезонный спрос на топливо, стартуют весенние сельхозработы.
Между тем 29 февраля цены на топливо на СПбМТСБ снова начали расти. Так, стоимость Аи-92 по итогам торгов выросла на 1,03%, до 47 тыс. 204 рублей за тонну, а Аи-95 — на 0,29%, до 56 тыс. 160 рублей за тонну.
Биржевые цены на дизельное топливо также увеличились по каждому из сортов: зимний подорожал на 0,74%, до 63 тыс. 944 рублей за тонну, межсезонный — на 1,63%, до 58 тыс. 454 рублей за тонну, летний — на 0,36%, до 58 тыс. 967 рублей за тонну.
Этот факт собеседники агентства объясняли сокращением объемов продаж на бирже.
Превентивная мера или нехватка топлива?
Вице-премьер РФ Александр Новак, комментируя решение правительства о запрете экспорта бензинов, назвал его превентивной мерой, которая может быть отменена в случае насыщения рынка.
"Учитывая рост спроса, который ожидается весной и летом, в условиях, когда один из НПЗ остановлен на аварийный ремонт (ремонт на одной из установок Нижегородского НПЗ "ЛУКОЙЛа" — ИФ), необходимость запрета экспорта вызвана тем, что мера должна повысить эффективность и поставить дополнительные объемы бензинов на внутренний рынок", — пояснил вице-премьер РФ.
При этом он подчеркнул, что ситуация на внутреннем рынке нефтепродуктов стабильная.
"Эта мера превентивная, то есть на сегодня нет никаких дефицитов — мы смотрим вперед и обеспечиваем баланс спроса и предложения на будущее", — сказал Новак, добавив, что "при насыщении рынка, излишках, естественно, будут приняты меры по отмене запрета".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
По его словам, запрет экспорта — это одна из многих мер, которые обеспечивают баланс спроса и предложения на рынке и его стабилизацию.
"Применяются разные инструменты, в том числе совершенствование работы биржи, увеличение нормативов поставок на бирже, корректирование графиков ремонтов, увеличение объемов производства и загрузки НПЗ, транспортно-логистическая поддержка для реализации нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке", — добавил вице-премьер.
Комментируя, могут ли в результате такой меры цены на АЗС снизиться, Новак заметил, что с 1 января ситуация на АЗС стабильная.
"Цены не повышались, несмотря на то, что инфляция есть, а на некоторых даже наблюдали снижение", — указал вице-премьер.
Цены на АЗС не должны расти выше инфляции
Главной задачей Новак назвал стабилизацию цен на внутреннем рынке, чтобы цены на АЗС не росли выше инфляции, чтобы цены позволяли формировать экономику НПЗ, мелкооптового сегмента.
"Мы постоянно проводим взаимодействие с нефтяными компаниями и ведомствами, чтобы обеспечить рынок в полном объеме топливом. Для этого корректируются графики ремонтов, обеспечивается более полная загрузка НПЗ в нужные сроки, в моменты, когда нужно наполнить рынок, чтобы не давило на цены", — заметил вице-премьер в интервью телеканалу "Россия 24".
По его словам, запрет экспорта — одна из мер, которая "прекрасно показала себя осенью, когда нужно было обеспечить наполнение рынка".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
"Шесть месяцев — это стандартный срок. В течение этого времени может быть принято любое решение. При необходимости, если рынок переполнен, может быть и отмена. Поэтому нормативно принимается решение на шесть месяцев. В течение этого времени ситуация в постоянном режиме мониторится", — уточнил Новак.
Вице-премьер также пояснил, что запрет на экспорт дизтоплива не установлен, потому что этого вида топлива производится в стране в два раза больше, чем потребляется.