Россия / Точка зрения 21 июля 2025 г. 15:37

Чем грозит и как поможет грузоперевозчикам "ГосЛог"?

Interfax-Russia.ru - Рынок грузоперевозок в России ждут серьезные перемены. В начале лета президент РФ Владимир Путин подписал закон об усилении контроля за перевозками, подразумевающий формирование реестра тех, кто занимается логистикой. Также участники рынка перейдут на электронный документооборот, который будет вестись на платформе "ГосЛог". "Интерфакс" разбирается, какие изменения ждут отрасль.

Чем грозит и как поможет грузоперевозчикам
© РИА Новости. Виталий Аньков

Что меняется?

Законопроект об усилении контроля за перевозкой грузов внесена группой депутатов в парламент в 2024 году, в мае 2025 года Госдума приняла его в окончательном чтении. Документ вводит электронную форму для экспедиторских документов, а также обязывает участников рынка передавать данные о перевозках в государственную информационную систему.

Экспедиторские документы будут подписываться усиленной электронной подписью физического лица. Сейчас их использование добровольно, единого формата передачи в государственную систему и контроля нет.

Читайте также

Путин дал старт движению на 275 км новой трассы между Казанью и Екатеринбургом в составе М-12

Кроме того, поправки в закон также вводят централизованный реестр уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности, он будет вестись в национальной транспортно-логистической платформе "Государственная логистика" (НЦТЛП "ГосЛог"). Попадание в реестр юрлиц и индивидуальных предпринимателей станет обязательным условием для работы. Сведения будут передаваться через личный кабинет на портале "Госуслуги".

Чем грозит и как поможет грузоперевозчикам "ГосЛог"?
© РИА Новости. Михаил Голенков

Национальная транспортно-логистическая платформа "Государственная логистика" – единая платформа взаимодействия для всех участников логистики грузов. Над проектом работал не только Минтранс, но и Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Россельхознадзор, Погранслужба, профильные НКО и участники рынка. Пользователями "ГосЛога" будут грузовладельцы, экспортеры и импортеры продукции, транспортно-логистические компании, владельцы и операторы объектов транспортно-логистической инфраструктуры, финансовые организации, органы власти – то есть все участники процесса.

С помощью платформы перевозчик сможет дать доступ к необходимым документам всем органам исполнительной власти по принципу "единого окна". Кроме того, сервис упростит процесс выбора качественного перевозчика и позволит отследить груз вне зависимости от компании, которая его переправляет.

Этапы перехода на электронный документооборот на транспорте

  • 1 сентября 2025 года – начинают действовать базовые положения документа о внесении в ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (N682527-8)
  • 1 марта 2026 года – начнет функционировать реестр экспедиторов на платформе "ГосЛог". У юрлиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих транспортно-экспедиционную деятельность, будет 60 дней на регистрацию в системе.
  • 1 сентября 2026 года – станет обязательным электронный формат для ключевых транспортных документов. Речь идет о накладных для авиационного и железнодорожного транспорта, заказов и заявок на перевозку грузов автомобильным транспортом, а также экспедиторских документах различных типов.

Как "ГосЛог" поможет обелению рынка

Крупные участники рынка саму идею внедрения такого реестра поддерживают.

"Мы ждем введение реестра и внедрение обязательного электронного документооборота достаточно давно. Тестирование в рамках цифровизации проходит уже около трех лет, и мы тоже участвуем в этих подготовительных мероприятиях", - сообщила "Интерфаксу" исполнительный директор транспортной компании "КИТ" Ирина Миронова.

Чем грозит и как поможет грузоперевозчикам "ГосЛог"?
© РИА Новости. Олег Минеев
Читайте также

Ространснадзор дополнительно разработает шесть новых индикаторов риска на транспорте - глава службы

Единая база данных позволит всем участникам видеть реальное положение дел, появятся инструменты для защиты интересов добросовестных перевозчиков от недобросовестной конкуренции, повысится качество услуг за счет выхода на рынок более надежных игроков, считает она.

"Кроме того, мы надеемся на упрощение взаимодействия с государственными органами и снижение рисков для заказчиков при выборе перевозчиков", - добавила Миронова.

Президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин также считает, что на рынке нужно наводить порядок.

"Я давно об этом говорю. Должны быть понятные правила игры выхода на рынок и понятные правила игры устранения недобросовестных участников, которые не соблюдают законы и неправильно себя ведут, с этого рынка. Это же влияет на всех участников", - поделился Матягин мнением с "Интерфаксом".

Читайте также

Правительство РФ предложило повысить госпошлины за услуги в сфере транспорта

Власти же считают плюсом от введения "ГосЛога" синхронизацию перевозок разными видами транспорта. По данным Минтранса РФ, "мультимодальные перевозки", когда на одном маршруте сочетаются разные виды транспорта (морской, автомобильный, железнодорожный, воздушный), используется чаще всего. При этом для каждого существует свой порядок документооборота. Предполагается, что "ГосЛог" должен решить эту проблему и позволить избежать простоев.

Чем грозит и как поможет грузоперевозчикам "ГосЛог"?
© РИА Новости. Михаил Голенков

К слову, с 1 августа 2024 года по 1 июня 2025 года уже осуществлялся эксперимент по отработке 11 мультимодальных маршрутов, которые охватывали импорт, экспорт, перевозки внутри страны в рамках разработки НЦТЛП. Перевозили грузы с замороженными продуктами, которые требуют ветеринарного контроля, а также пиломатериалы - им нужен фитосанитарный контроль.

Каких эффектов, по оценке Минтранса, позволит достичь "ГосЛог" к 2030 году

  • Увеличение пропускной способности магистральных направлений на 15%
  • Увеличение средней скорости доставки грузов до 470 км в сутки
  • Порядка 90% всего документооборота будет осуществляться в электронном виде
  • Экономия бизнесом за счет сокращения расходов на бумагу 170 млрд рублей ежегодно
  • Транспортно-логистические издержки в ВВП сократятся до 11,2%

Какие проблемы могут возникнуть?

Однако есть моменты, которые вызывают у участников рынка опасения. Руководитель департамента логистических продуктов оператора СДЭК Николай Пахомов сообщил "Интерфаксу", что, да, введение системы позволит повысить прозрачность и эффективность логистики, сократить документооборот и издержки, но потребует значительных затрат на интеграцию со стороны компаний. В частности, необходимо объединить IT-системы с НЦТЛП, обучить персонал и закупить оборудование для отслеживания грузов.

Читайте также

"Трансконтейнер" построит транспортно-логистический центр в Чехове

Президент ассоциации "Грузавтотранс" добавляет, что сложности у компаний также могут возникнуть с кадрами. "Невозможно в одночасье даже в Москве найти сегодня специалистов по безопасности дорожного движения, потому что их единицы. Значит, надо вводить критерии допуска, а потом потихонечку постепенно подтягивать те самые гайки. Нужны инженеры по безопасности дорожного движения, нужны механики. Может быть, необходимо проработать программу создания по трассам каких-то хабов, куда будут заезжать перевозчики и проверять техническое состояние автомобиля, пункты для прохождения телемедицины на трассах", - говорит он.

Мелкие перевозчики могут не справиться с возросшей нагрузкой и уйти с рынка. Как заявил "Интерфаксу" директор по логистике группы компаний "ЕТЕ" Евгений Школьный, со сложностями может столкнуться малый и средний бизнес, непросто будет адаптироваться небольшим региональным компаниям. Он указывает, что из-за этого рынок может потерять порядка 15-25% игроков.

Чем грозит и как поможет грузоперевозчикам "ГосЛог"?
© РИА Новости. Михаил Голенков

Похожие цифры озвучивает и исполнительный директор транспортной компании КИТ Ирина Миронова. "По нашим оценкам, в течение первого года после внедрения с рынка может уйти 10–15% игроков, преимущественно тех, кто не сможет соответствовать новым стандартам", - отметила она. Однако добавила, что "это создаст условия для более цивилизованной конкуренции и роста качества услуг в отрасли".

Миронова также обратила внимание, что пока в законодательстве достаточно размыты понятия о том, кто такой экспедитор, перевозчик и курьер, и поэтому те, кто не захочет "обеляться", будут считать себя последними.

Читайте также

Мишустин осмотрел пункт пропуска через российско-китайскую границу "Кани-Курган"

"Для постепенной реализации этого перехода совершенно точно нужны пояснения и рекомендации от Минтранса и ФНС. При этом самим участникам рынка тоже необходимо активно участвовать в этой работе", - подчеркнула она.

Сокращение рынка и необходимость внедрять новые технологии и процессы могут повлечь за собой рост цен и на услуги перевозок для потребителей, уверены эксперты.

"В краткосрочной перспективе цены могут вырасти на 5–10% из-за затрат и ухода мелких перевозчиков, но к 2030 году скорость доставки и доступность увеличатся. Сокращение издержек стабилизирует цены в долгосрочной перспективе", - резюмирует руководитель департамента логистических продуктов логистического оператора СДЭК Николай Пахомов.

Президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин согласен, что ожидается повышение цен. "Скажу однозначно, что цены подпрыгнут", - добавил он.

Обозреватель Юлия Шамро

Новости России