Северо-Запад / Новости 20 августа 2025 г. 22:30

Решения по "Пяти стаканам" в Пулково еще нет, будущее терминала будет обсуждаться - гендиректор

Санкт-Петербург. 20 августа. ИНТЕРФАКС - Судьба терминала "Пулково-1" в ходе работ по II очереди развития аэропорта пока не решена, сообщил генеральный директор ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, оператор "Пулково") Леонид Сергеев.

"Сама идея "Пяти стаканов" - она очень хорошая, дает много света и стала визитной карточкой города. Вопрос состоит немного в другом. Аэропорт - это сочетание факторов безопасности и комфорта. Комфорт достигается тем, что должна быть безбарьерная, бесшовная среда (...). Если вы возьмете сейчас здание текущее, "Пулково-1", то в этом здании примерно шесть уровней, прежде чем вы попадете к выходам на посадку. Современные аэропорты так не выглядят, в них на вылет вы идете на одном уровне. Мне кажется, в идеале сделать бы так, чтобы сохранить "Пять стаканов", сделать их более функциональными, при этом выровнять историю по выходу на посадку и прилету. (...) Сегодня решения нет", - сказал Сергеев в эфире телеканала "Санкт-Петербург" в среду.

По его словам, будущее терминала будет обсуждаться совместно с Петербургом и "сообществом, жителями города".

"Сегодня пропускная способность "Пулково-1" - 11 млн пассажиров, а внутри находятся почти 17 млн. Если вы поставите современное здание, выглядящее точно также, со "стаканами", но построенное по современным правилам, будет (пропускная способность - ИФ) не 11 млн, а 22 млн (...) Это все предмет обсуждения, мы к этому придем", - добавил Сергеев.

"Старый" терминал "Пулково" был открыт в 1973 году. Свое название "Пять стаканов" он получил за характерный внешний вид.

Как сообщалось, реализовать строительство II очереди "Пулково" ВВСС планирует в 3 фазы. Выход на них зависит от показателей пассажиропотока. В частности работа над фазой "А", которая включает в себя строительство новой инфраструктуры для внутрироссийских рейсов, началась после превышения планки в 15,4 млн пассажиров в год (для сравнения - в 2024 году пассажиропоток на внутренних линиях составил 16,7 млн человек). Проектную документацию по данной фазе ВВСС направили в Главгосэкспертизу в 2024 году. По прогнозам, пропускная способность аэровокзальной инфраструктуры в части выходов на посадку внутренних рейсов после реализации фазы составит до 30 млн пассажиров в год. Завершить работы по фазе планируется в 2031 году.

Следующий шаг в развитии аэропорта - это фаза "Б", которая подразумевает строительство инфраструктуры для международных направлений при превышении показателя в 7 млн пассажиров (в 2024 году - 4,2 млн человек). Согласно информационным материалам, ее запуск запланирован на 2035 год, завершение - на 2040 год. Третья фаза, фаза "С", включает в себя уже строительство нового терминала - при дальнейшем увеличении пассажиропотока. Начать реализацию этапа планируется в 2031 году, закончить строительство - в 2041 году. Согласно прогнозам, к 2060 году пассажиропоток "Пулково" достигнет показателя в 46,7 млн человек в год.

Инвестиции в строительство II очереди "Пулково" в целом оцениваются в 130 млрд рублей.

ВВСС в 2010 году получили "Пулково" в концессию сроком на 30 лет. Соглашение, которое в том числе предусматривало возможность продления срока концессии, компания заключила с Петербургом в 2021 году.

Объем инвестиций в первую очередь расширения "Пулково" составил 1,2 млрд евро. В рамках ее реализации возведены и реконструированы главное здание централизованного пассажирского терминала, северная посадочная галерея, пассажирский терминал "Пулково-1", объекты привокзальной площади и аэродромная зона, инженерные системы обеспечения аэропорта.

В феврале 2023 года ВВСС, АО "Аэропорт "Пулково" и правительство Петербурга подписали дополнительное соглашение о создании, реконструкции и эксплуатации инфраструктуры аэропорта на срок до 2060 года. Допсоглашение актуализирует ряд условий действующего соглашения о государственно-частном партнерстве (ГЧП) по проекту развития аэропорта. Строительство II очереди "Пулково" планируется в рамках данного документа.

В 2024 году "Пулково" в целом обслужил 20,9 млн человек (+3% к показателю за 2023 год), сохранив второе место по объему пассажиропотока среди аэропортов России. Базовый перевозчик - авиакомпания "Россия".