Interfax-Russia.ru - Весна и лето – пожалуй, лучшее время для велопрогулок, а также для того, чтобы начать осваивать азы катания на велосипеде как одного из самых массовых видов спорта. Рассказываем о том, чем полезна езда на велосипеде, какими они бывают, и как подобрать велосипед для себя.

Кто изобрел велосипед?
Как ни странно, однозначный ответ на этот вопрос дать не так-то легко – версий существует множество. Например, авторство первых эскизов велосипеда приписывали итальянскому художнику эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Однако подлинность рисунков с изображением двухколесного устройства подтвердить не удалось, поэтому научных оснований считать великого итальянца "праотцом" велосипеда нет.

В музее Артиллерии и инженерных войск в Санкт-Петербурге есть экспонат "Велосипед Да Винчи"
Свои истории изобретения велосипеда есть у разных стран. В России ее герой - уральский крепостной Ефим Артамонов, который якобы придумал и собственноручно построил двухколесный велосипед, на котором и прибыл на коронацию царя Александра I. К сожалению, документально эта красивая легенда тоже никак не подтверждена.
Официальная же история велосипеда начитается 1817 году, когда немец Карл Дрез придумал "машину для бега" или "беговел". Транспортное средство было деревянным и не имело педалей – приводить колеса в движение нужно было, отталкиваясь ногами от земли.
Педальный привод велосипед получил в начале 1860-х годов. Его запатентовал французский каретный мастер Пьер Мишо, он же, кстати, придумал слово "велосипед".
Первые велосипеды имели колеса разной величины. Одна из самых известных моделей XIX века – "пенни-фартинг" - с огромным передним и маленьким задним колесами. Такой велосипед мог развивать приличную по тем временам скорость – до 30 км в час, но передвигаться на нем было довольно опасно.

Одна из самых известных моделей XIX века – "пенни-фартинг"
Очередную "революцию" в мире велосипедов произвело изобретение цепного привода – в 1885 году велосипед с цепью и равными по величине колесами был создан в Англии. Модель получила название rover ("скиталец, бродяга") и вскоре стала популярной по всему миру.
Последующие изобретения повышали комфортность, безопасность и улучшали технические характеристики велосипеда. Так, в конце XIX века появились первые камерные шины, педальные тормоза, был разработан механизм свободного хода, в XX веке - переключатель скоростей и т.д. В 1960-х годах начали выпускать велосипеды с небольшими колесами, складными рамами, тандемы и трехколесные модели.
Польза велосипеда
Регулярная езда на велосипеде – отличная тренировка на свежем воздухе, что особенно актуально для офисных работников, большую часть для проводящих в сидячем положении.
Посильные велотренировки повышают выносливость организма, укрепляют сердечную мышцу, улучшают эмоциональный фон и помогают справиться со стрессом.
Велосипед - отличный тренажер для мышц ног, живота и спины. Кстати, за одну велопрогулку можно "сжечь" от 300 до 500 ккал - столько энергии содержится, например, в плитке черного шоколада!

Велотренировки повышают выносливость, укрепляют сердечную мышцу, улучшают эмоциональный фон
Противопоказаний для езды на велосипеде очень немного, и все-таки они есть. Это, например, серьезные заболевания сердечно-сосудистой системы, нарушение координации движений, хрупкость костей и некоторые другие нарушения.
Поэтому, прежде чем выбирать свой первый велосипед, лучше проконсультироваться с врачом.
Какой велосипед выбрать?
Шоссеры, туринги, фэтбайки, хардтейлы, двухподвесы – одни только названия велосипедов способны серьезно озадачить новичка. На самом деле, все не так сложно – особенно, если точно знать, кто именно будет ездить на велосипеде и где это будет происходить чаще всего.

Видов велосипедов очень много, но выбрать легко, если знать, зачем он вам
Для взрослых людей и подростков старшего возраста существуют мужские и женские велосипеды. Большинство моделей традиционно мужские – у них более "высокая" рама, узкое сиденье и "низкий" руль.
У женских велосипедов рама, наоборот, занижена, отличаются они и конструкцией седла, рулевой колонки и некоторых других узлов.
Сегодня на рынке достаточно и моделей "унисекс" – они хороши, если велосипедом планируют пользоваться по очереди разные члены семьи.
Велосипед в зависимости от назначения
Для начинающих велосипедистов любого пола подойдут самые обычные дорожные модели. Они наиболее просты в освоении и достаточно универсальны – на них можно кататься как по асфальту, так и по парковым насыпным дорожкам.
Для тех, кто хочет проехать почти где угодно, придумали целое семейство горных велосипедов. Их общие признаки – прочная рама, широкие шины с "цепким" протектором, многоскоростная трансмиссия с пониженной передачей. Горный велосипед или маунтинбайк легко пройдет по щебню, земле и песку, преодолеет подъем и т.д.
Он прекрасно проедет и по асфальту, но из-за большего по сравнению с дорожными или шоссейными моделями веса эксплуатировать его в городе не так удобно.

Шоссейный велосипед подойдет для любителей скорости
Если вы любите скорость, вам подойдет шоссейный велосипед с легкой рамой и узкими шинами, предназначенный для езды по ровному покрытию. Катание на "шоссере" требует навыка, поэтому выбирать его в качестве первого велосипеда нежелательно.
Как подобрать велосипед по росту?
Выбрав модель, следует определиться с размером велосипеда. Очень важно правильно определить размер рамы, наиболее подходящей к росту велосипедиста. На слишком большом или слишком маленьком байке кататься будет просто неудобно. К тому же из-за неправильной посадки будет усиливаться нагрузка на колени, шею и спину, что может привести к травмам.
Для взрослых ростом от 165 до 180 см подойдёт рама размером 18 дюймов или около 46 см. Более высоким людям с ростом 190-200 см потребуется рама от 20 дюймов (около 51 см), до 22 дюймов или почти 56 см - при росте более 200 см.
Размер рамы обычно указан в описании модели велосипеда, но можно и измерить рулеткой самостоятельно. Это расстояние от центра "звездочки" до места крепления сиденья.
Диаметр колес взрослого велосипеда зависит, в основном, не от роста, а от личных предпочтений.

Диаметр колес взрослого велосипеда зависит от личных предпочтений
26 дюймов - классический вариант. За счет небольшого диаметра такие колеса довольно крепкие и легкие.
29 дюймов - такие колеса сложнее разогнать на старте, зато они дольше поддерживают накат и легче преодолевают дорожные неровности.
27,5 дюймов - универсальный размер. Он позволяет неплохо держать скорость, при этом разогнаться на таких колесах легче, чем на 29-дюймовых.
Велосипед для ребенка
Важно помнить, что при выборе детского велосипеда в первую очередь обращают внимание на размер колес. От этого зависят и удобство управления, и допустимая скорость.
Диаметр колеса определяют в зависимости от роста и возраста ребенка.
Детям от 6 до 11 лет ростом 110-125 см подойдут колеса с диаметром 20 дюймов.
Детям 9-14 лет (рост 125-155 см) – 24 дюйма.

При выборе детского велосипеда в первую очередь обращают внимание на размер колес
Для совсем юных велосипедистов лучше приобрести трехколесный велосипед.
Ошибки при выборе
Самые распространенные ошибки, которые допускают люди при выборе велосипеда, базируются на стереотипах. Один из них – "чем дороже, тем лучше". На самом деле новичку не стоит гнаться за ценой или "крутым" брендом – лучше приобрести среднюю по цене модель, которая идеально подходит по размерам. Такой транспорт будет вызывать исключительно положительные эмоции.
Другая крайность – покупка слишком дешевых моделей, которые продаются, как правило, не в специализированных вело- или спортивных магазинах, а в супермаркетах. Такой велосипед вряд ли прослужит долго.
Еще один стереотип связан с китайскими моделями, которые, по распространенному заблуждению, непременно быстро выйдут из строя. Однако сегодня в Китае производится большое количество всемирно известных велобрендов вполне приличного качества. Остерегаться следует, скорее, совсем дешевой продукции "ноунейм".

В Китае производится огромное количество велосипедов, в том числе известных мировых брендов
И, наконец, непростительная для новичка ошибка – отказ от приобретения аксессуаров, призванных обеспечивать не только комфорт велосипедиста, но и безопасность – как его самого, так и людей рядом.
Аксессуары для велосипеда
- Фонари и звонок - нужны абсолютно любому велосипедисту при езде по городу, это такая же необходимая "система оповещения", как фары и звуковой сигнал в автомобиле.
Витамин Д: для чего нужен организму, польза, признаки дефицита и в каких продуктах содержится
- Шлем – значительно повышает безопасность велосипедиста. Детям и новичкам также не помешает специальная защита для коленей и локтей.
- Крылья – это защита от грязи, вылетающей из-под обода колеса. Если велосипед не оборудован ими изначально, их однозначно стоит приобрести.
- Велосипедный замок - поможет не волноваться за сохранность байка, если его необходимо на время оставить без присмотра.

К велосипедам имеется множество аксессуаров, которые делают прогулку безопасной и комфортной
- Насос – никогда не будет лишним, особенно если собираетесь кататься вдали от дома.
- Флягодержатель и фляга – не обязательны, но очень удобны. Достать флягу из держателя можно одной рукой прямо во время поездки. С бутылкой в рюкзаке так сделать не получится.
- Багажник, велосумка или корзина для вещей – позволяют иметь под рукой все необходимые мелочи.
- Зеркала заднего вида – крайне необходимы, если планируете не только кататься по велодорожкам, но и передвигаться в потоке машин.
Катание на велосипеде может быть разным – от спокойных прогулок в парке до велогонок и многодневных велопоходов. Правильно подобранный велосипед не только повысит безопасность, но и позволит получать от процесса максимум положительных эмоций.
Интересные факты о велосипедах
- Самая "велосипедная" страна – Китай. На один автомобиль там приходится 300 велосипедов. А в городе Сямэнь на юго-востоке КНР находится самая длинная в мире эстакада для велосипедов – велодорожка протяжённостью 7,6 км пролегает на высоте 5 м над землёй.
- Велосипедной столицей Европы считаются Нидерланды – в стране с населением около 18 млн человек насчитывается более 22 млн велосипедов.

Велопарковка на мосту через канал в Амстердаме
- Самый длинный в мире велосипед построили в Нидерландах – его длина - 55,16 м. До этого рекордным считался 42-метровый велосипед, созданный в Австралии. Там, в свою очередь, побили предыдущий нидерландский рекорд - до 2015 года самым длинным считался велосипед, имевший 35,79 м в длину. Все достижения были зафиксированы в Книге рекордов Гиннесса.
- Рекорд скорости велосипеда был установлен в 2018 году американкой Дениз - она разогналась до 183,9 миль в час (295,6 км/ч). Для этого велосипед сначала прикрепили к гоночному автомобилю, который разогнал его до скорости более 100 миль в час. После этого тросы открепили, и далее рекордсменка разгонялась самостоятельно.
- Самый дорогой велосипед в мире стоит более 1 млн долларов. Он в буквальном смысле золотой – его рама покрыта 24-каратным золотом, а логотип производителя – ювелирной компании House Solid Gold – инкрустирован бриллиантами. Велосипед, получивший название Beverly Hills Edition, был выпущен в 13 экземплярах. Примечательно, что в техническом отношении он ничем не отличается от обычного дорожного велосипеда.

Ежегодно в мире продаются более 100 млн велосипедов
- Ежегодно в мире продаются более 100 млн велосипедов. Для сравнения – автомобилей продается около 60 млн в год.
- Всемирный день велосипеда отмечается 3 июня. Он был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в апреле 2018 года.
Обозреватель Елена Гриценко