Россия / Калейдоскоп 30 мая 2025 г. 09:00

Велосипед: как выбрать и о чем надо знать новичку

Interfax-Russia.ru - Весна и лето – пожалуй, лучшее время для велопрогулок, а также для того, чтобы начать осваивать азы катания на велосипеде как одного из самых массовых видов спорта. Рассказываем о том, чем полезна езда на велосипеде, какими они бывают, и как подобрать велосипед для себя.

Велосипед: как выбрать и о чем надо знать новичку. Фото. ©
© "Интерфакс". Мария Исаак

Кто изобрел велосипед?

Как ни странно, однозначный ответ на этот вопрос дать не так-то легко – версий существует множество. Например, авторство первых эскизов велосипеда приписывали итальянскому художнику эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Однако подлинность рисунков с изображением двухколесного устройства подтвердить не удалось, поэтому научных оснований считать великого итальянца "праотцом" велосипеда нет.

В музее Артиллерии и инженерных войск в Санкт-Петербурге есть экспонат "Велосипед Да Винчи". Фото
В музее Артиллерии и инженерных войск в Санкт-Петербурге есть экспонат "Велосипед Да Винчи"
© РИА Новости. Алексей Даничев

Свои истории изобретения велосипеда есть у разных стран. В России ее герой - уральский крепостной Ефим Артамонов, который якобы придумал и собственноручно построил двухколесный велосипед, на котором и прибыл на коронацию царя Александра I. К сожалению, документально эта красивая легенда тоже никак не подтверждена.

Читайте также

Самые популярные виды спорта в России

Официальная же история велосипеда начитается 1817 году, когда немец Карл Дрез придумал "машину для бега" или "беговел". Транспортное средство было деревянным и не имело педалей – приводить колеса в движение нужно было, отталкиваясь ногами от земли.

Педальный привод велосипед получил в начале 1860-х годов. Его запатентовал французский каретный мастер Пьер Мишо, он же, кстати, придумал слово "велосипед".

Первые велосипеды имели колеса разной величины. Одна из самых известных моделей XIX века – "пенни-фартинг" - с огромным передним и маленьким задним колесами. Такой велосипед мог развивать приличную по тем временам скорость – до 30 км в час, но передвигаться на нем было довольно опасно.

Одна из самых известных моделей XIX века – "пенни-фартинг". Фото
Одна из самых известных моделей XIX века – "пенни-фартинг"
© РИА Новости. Виталий Тимкив

Очередную "революцию" в мире велосипедов произвело изобретение цепного привода – в 1885 году велосипед с цепью и равными по величине колесами был создан в Англии. Модель получила название rover ("скиталец, бродяга") и вскоре стала популярной по всему миру.

Последующие изобретения повышали комфортность, безопасность и улучшали технические характеристики велосипеда. Так, в конце XIX века появились первые камерные шины, педальные тормоза, был разработан механизм свободного хода, в XX веке - переключатель скоростей и т.д. В 1960-х годах начали выпускать велосипеды с небольшими колесами, складными рамами, тандемы и трехколесные модели.

Польза велосипеда

Регулярная езда на велосипеде – отличная тренировка на свежем воздухе, что особенно актуально для офисных работников, большую часть для проводящих в сидячем положении.

Читайте также

Бег: инструкция, как правильно бегать. Советы для новичков

Посильные велотренировки повышают выносливость организма, укрепляют сердечную мышцу, улучшают эмоциональный фон и помогают справиться со стрессом.

Велосипед - отличный тренажер для мышц ног, живота и спины. Кстати, за одну велопрогулку можно "сжечь" от 300 до 500 ккал - столько энергии содержится, например, в плитке черного шоколада!

Велотренировки повышают выносливость, укрепляют сердечную мышцу, улучшают эмоциональный фон. Фото
Велотренировки повышают выносливость, укрепляют сердечную мышцу, улучшают эмоциональный фон
© РИА Новости. Виталий Аньков

Противопоказаний для езды на велосипеде очень немного, и все-таки они есть. Это, например, серьезные заболевания сердечно-сосудистой системы, нарушение координации движений, хрупкость костей и некоторые другие нарушения.

Поэтому, прежде чем выбирать свой первый велосипед, лучше проконсультироваться с врачом.

Какой велосипед выбрать?

Шоссеры, туринги, фэтбайки, хардтейлы, двухподвесы – одни только названия велосипедов способны серьезно озадачить новичка. На самом деле, все не так сложно – особенно, если точно знать, кто именно будет ездить на велосипеде и где это будет происходить чаще всего.

Велосипед: как выбрать и о чем надо знать новичку
Видов велосипедов очень много, но выбрать легко, если знать, зачем он вам
© "Интерфакс". Федор Ларин

Для взрослых людей и подростков старшего возраста существуют мужские и женские велосипеды. Большинство моделей традиционно мужские – у них более "высокая" рама, узкое сиденье и "низкий" руль.

У женских велосипедов рама, наоборот, занижена, отличаются они и конструкцией седла, рулевой колонки и некоторых других узлов.

Сегодня на рынке достаточно и моделей "унисекс" – они хороши, если велосипедом планируют пользоваться по очереди разные члены семьи.

Велосипед в зависимости от назначения

Для начинающих велосипедистов любого пола подойдут самые обычные дорожные модели. Они наиболее просты в освоении и достаточно универсальны – на них можно кататься как по асфальту, так и по парковым насыпным дорожкам.

Читайте также

Как похудеть к лету и не навредить здоровью? Советы специалиста

Для тех, кто хочет проехать почти где угодно, придумали целое семейство горных велосипедов. Их общие признаки – прочная рама, широкие шины с "цепким" протектором, многоскоростная трансмиссия с пониженной передачей. Горный велосипед или маунтинбайк легко пройдет по щебню, земле и песку, преодолеет подъем и т.д.

Он прекрасно проедет и по асфальту, но из-за большего по сравнению с дорожными или шоссейными моделями веса эксплуатировать его в городе не так удобно.

Шоссейный велосипед подойдет для любителей скорости. Фото
Шоссейный велосипед подойдет для любителей скорости
© РИА Новости. Максим Блинов

Если вы любите скорость, вам подойдет шоссейный велосипед с легкой рамой и узкими шинами, предназначенный для езды по ровному покрытию. Катание на "шоссере" требует навыка, поэтому выбирать его в качестве первого велосипеда нежелательно.

Как подобрать велосипед по росту?

Выбрав модель, следует определиться с размером велосипеда. Очень важно правильно определить размер рамы, наиболее подходящей к росту велосипедиста. На слишком большом или слишком маленьком байке кататься будет просто неудобно. К тому же из-за неправильной посадки будет усиливаться нагрузка на колени, шею и спину, что может привести к травмам.

Читайте также

Как научиться играть в футбол: история игры и инструкция для новичков

Для взрослых ростом от 165 до 180 см подойдёт рама размером 18 дюймов или около 46 см. Более высоким людям с ростом 190-200 см потребуется рама от 20 дюймов (около 51 см), до 22 дюймов или почти 56 см - при росте более 200 см.

Размер рамы обычно указан в описании модели велосипеда, но можно и измерить рулеткой самостоятельно. Это расстояние от центра "звездочки" до места крепления сиденья.

Диаметр колес взрослого велосипеда зависит, в основном, не от роста, а от личных предпочтений.

Диаметр колес взрослого велосипеда зависит от личных предпочтений. Фото
Диаметр колес взрослого велосипеда зависит от личных предпочтений
© РИА Новости. Кирилл Каллиников

26 дюймов - классический вариант. За счет небольшого диаметра такие колеса довольно крепкие и легкие.

Читайте также

Йога: польза и вред для организма мужчин и женщин

29 дюймов - такие колеса сложнее разогнать на старте, зато они дольше поддерживают накат и легче преодолевают дорожные неровности.

27,5 дюймов - универсальный размер. Он позволяет неплохо держать скорость, при этом разогнаться на таких колесах легче, чем на 29-дюймовых.

Велосипед для ребенка

Важно помнить, что при выборе детского велосипеда в первую очередь обращают внимание на размер колес. От этого зависят и удобство управления, и допустимая скорость.

Диаметр колеса определяют в зависимости от роста и возраста ребенка.

Детям от 6 до 11 лет ростом 110-125 см подойдут колеса с диаметром 20 дюймов.

Детям 9-14 лет (рост 125-155 см) – 24 дюйма.

При выборе детского велосипеда в первую очередь обращают внимание на размер колес. Фото
При выборе детского велосипеда в первую очередь обращают внимание на размер колес
© РИА Новости. Алексей Никольский

Для совсем юных велосипедистов лучше приобрести трехколесный велосипед.

Ошибки при выборе

Самые распространенные ошибки, которые допускают люди при выборе велосипеда, базируются на стереотипах. Один из них – "чем дороже, тем лучше". На самом деле новичку не стоит гнаться за ценой или "крутым" брендом – лучше приобрести среднюю по цене модель, которая идеально подходит по размерам. Такой транспорт будет вызывать исключительно положительные эмоции.

Читайте также

Чем опасны энергетики и можно ли их пить без вреда для здоровья?

Другая крайность – покупка слишком дешевых моделей, которые продаются, как правило, не в специализированных вело- или спортивных магазинах, а в супермаркетах. Такой велосипед вряд ли прослужит долго.

Еще один стереотип связан с китайскими моделями, которые, по распространенному заблуждению, непременно быстро выйдут из строя. Однако сегодня в Китае производится большое количество всемирно известных велобрендов вполне приличного качества. Остерегаться следует, скорее, совсем дешевой продукции "ноунейм".

Велосипед: как выбрать и о чем надо знать новичку
В Китае производится огромное количество велосипедов, в том числе известных мировых брендов
© РИА Новости. Юрий Кавер

И, наконец, непростительная для новичка ошибка – отказ от приобретения аксессуаров, призванных обеспечивать не только комфорт велосипедиста, но и безопасность – как его самого, так и людей рядом.

Аксессуары для велосипеда

- Фонари и звонок - нужны абсолютно любому велосипедисту при езде по городу, это такая же необходимая "система оповещения", как фары и звуковой сигнал в автомобиле.

Читайте также

Витамин Д: для чего нужен организму, польза, признаки дефицита и в каких продуктах содержится

- Шлем – значительно повышает безопасность велосипедиста. Детям и новичкам также не помешает специальная защита для коленей и локтей.

- Крылья – это защита от грязи, вылетающей из-под обода колеса. Если велосипед не оборудован ими изначально, их однозначно стоит приобрести.

- Велосипедный замок - поможет не волноваться за сохранность байка, если его необходимо на время оставить без присмотра.

Велосипед: как выбрать и о чем надо знать новичку
К велосипедам имеется множество аксессуаров, которые делают прогулку безопасной и комфортной
© РИА Новости. Кирилл Каллиников

- Насос – никогда не будет лишним, особенно если собираетесь кататься вдали от дома.

- Флягодержатель и фляга – не обязательны, но очень удобны. Достать флягу из держателя можно одной рукой прямо во время поездки. С бутылкой в рюкзаке так сделать не получится.

Читайте также

Как правильно загорать: инструкция, польза и вред загара

- Багажник, велосумка или корзина для вещей – позволяют иметь под рукой все необходимые мелочи.

- Зеркала заднего вида – крайне необходимы, если планируете не только кататься по велодорожкам, но и передвигаться в потоке машин.

Катание на велосипеде может быть разным – от спокойных прогулок в парке до велогонок и многодневных велопоходов. Правильно подобранный велосипед не только повысит безопасность, но и позволит получать от процесса максимум положительных эмоций.

Интересные факты о велосипедах

- Самая "велосипедная" страна – Китай. На один автомобиль там приходится 300 велосипедов. А в городе Сямэнь на юго-востоке КНР находится самая длинная в мире эстакада для велосипедов – велодорожка протяжённостью 7,6 км пролегает на высоте 5 м над землёй.

- Велосипедной столицей Европы считаются Нидерланды – в стране с населением около 18 млн человек насчитывается более 22 млн велосипедов.

Велопарковка на мосту через канал в Амстердаме. Фото
Велопарковка на мосту через канал в Амстердаме
© РИА Новости. Владимир Астапкович

- Самый длинный в мире велосипед построили в Нидерландах – его длина - 55,16 м. До этого рекордным считался 42-метровый велосипед, созданный в Австралии. Там, в свою очередь, побили предыдущий нидерландский рекорд - до 2015 года самым длинным считался велосипед, имевший 35,79 м в длину. Все достижения были зафиксированы в Книге рекордов Гиннесса.

Читайте также

Регулярно занимаются физкультурой и спортом около трети россиян - опрос

- Рекорд скорости велосипеда был установлен в 2018 году американкой Дениз - она разогналась до 183,9 миль в час (295,6 км/ч). Для этого велосипед сначала прикрепили к гоночному автомобилю, который разогнал его до скорости более 100 миль в час. После этого тросы открепили, и далее рекордсменка разгонялась самостоятельно.

- Самый дорогой велосипед в мире стоит более 1 млн долларов. Он в буквальном смысле золотой – его рама покрыта 24-каратным золотом, а логотип производителя – ювелирной компании House Solid Gold – инкрустирован бриллиантами. Велосипед, получивший название Beverly Hills Edition, был выпущен в 13 экземплярах. Примечательно, что в техническом отношении он ничем не отличается от обычного дорожного велосипеда.

Ежегодно в мире продаются более 100 млн велосипедов. Фото
Ежегодно в мире продаются более 100 млн велосипедов
© РИА Новости. Владимир Астапкович

- Ежегодно в мире продаются более 100 млн велосипедов. Для сравнения – автомобилей продается около 60 млн в год.

- Всемирный день велосипеда отмечается 3 июня. Он был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в апреле 2018 года.

Обозреватель Елена Гриценко