Россия / Калейдоскоп 2 июля 2025 г. 11:55

Метро в Москве: 15 интересных фактов о популярном транспорте

Interfax-Russia.ru - Первое в мире метро появилось в Лондоне в 1863 году. Московскую подземку начали строить только в 1931 году, при этом столичный метрополитен стал одним из самых красивых и разветвленных в мире. Сегодня жизнь города невозможно представить без поездок под землей, но первым метростроителям пришлось рекламировать этот вид нового транспорта. А во время Великой Отечественной войны его туннели едва не взорвали.

Метро в Москве: 15 интересных фактов о популярном транспорте. Фото. © РИА Новости. Рамиль Ситдиков
© РИА Новости. Рамиль Ситдиков

Стройку Московского метро отодвинули исторические события

Московский метрополитен мог появиться в самом начале ХХ века. Первую схему предложили инженеры Петр Балински и Евгений Кнорре в 1901 году. Часть путей должна была пройти под землей, часть - по поверхности, ветки планировали соединить с имевшимися трамвайными путями. Смета составляла 150 млн рублей, что в современных условиях - около 350 млрд рублей.

Читайте также

Дублер Новорижского шоссе в Истре планируют построить в 2027 году

Схема метро состояла из трех линий -  от Смоленского рынка до Покровской площади, от Смоленского рынка до Каланчевской (ныне - Комсомольской) площади и от Виндавского (ныне - Рижского) вокзала до Серпуховской (ныне - Добрынинской) площади.

Строительство метро на площади им. Я.М.Свердлова. 1933 год. Фото
Строительство метро на площади им. Я.М.Свердлова. 1933 год
© РИА Новости

Главная станция метрополитена выходила на Лубянскую площадь. Проект был утверждён Московской городской управой, но в 1914 году его приостановили из-за начавшейся Первой мировой войны, а революционные события 1917 года отодвинули планы строительства нового транспорта еще на два десятилетия.

Подземку решили строить из-за пробок

К вопросу о начале строительства Московской подземки вернулись в 1930 году. К  этому времени в столице проживало уже 4 млн человек, и трамвайная линия не справлялась с перевозкой пассажиров - трамваи на остановках брали штурмом. Наземный транспорт стоял в пробках. А 6 января 1931 года движение по дорогам столицы оказалось полностью парализовано.

Московские власти предложили выходить из транспортного коллапса с помощью метро, на разработку проекта дали всего три месяца.

Одна из первых проходческих бригад. 1936 год. Фото
Одна из первых проходческих бригад. 1936 год
© РИА Новости
Читайте также

Таксистов Москвы начали проверять на наличие аттестации на знание правил работы

Первыми проходчиками стали шахтеры Донбасса, туннели прокладывали лопатами. Вскоре в Англии купили подземный проходческий комплекс, однако первый год он постоял без дела, поскольку метростроевцы скептически приняли идею копать машиной под землей. Однако после запуска комплекса строительство сразу пошло быстрее.

Строительство метро пришлось рекламировать

Москвичи не сразу приняли идею о строительстве метро. Некоторые строительные участки находились прямо во дворах в центре города, шум и грязь вызывали постоянное недовольство жителей и часто приводили к стычкам с рабочими.

Кроме того, горожане не понимали, для чего "закапывать" такие миллионы в туннели и требовали направить средства на возведение жилья. Чтобы разрядить обстановку и убедить москвичей в нужности метро, власти запустили крупную пиар-кампанию. О пользе и удобствах будущей подземки горожанам рассказывали с помощью кино, радио, газетных статей и рекламных плакатов.

Какие ветки метро построили первыми?

Первый секретарь московского ЦК партии Лазарь Каганович предложил строить метрополитен почти по тому же проекту, что рассматривался до революции. От площади с тремя вокзалами до будущего Дворца Советов (станция "Кропоткинская").

Читайте также

Собянин провёл технический пуск четырёх новых станций Троицкой линии метро

А также проложить подземку под Арбатом к Смоленскому рынку. Примерно, так и прошли первые ветки. Но главная проблема была в технологиях и специалистах, которых в стране почти не было.

Пассажиры изучают схему метро. 1968 год. Фото
Пассажиры изучают схему метро. 1968 год
© РИА Новости. Иван Денисенко

Первую очередь метро в Москве открыли 15 мая 1935 года. Заказы для сооружения туннелей, вестибюлей и станций на поверхности выполняли 540 заводов по всему Советскому Союзу.

Читайте также

Собянин открыл третий регулярный маршрут речного электротранспорта

На строительство ушло почти 90 тысяч тонн металла, около 600 тысяч кубометров лесоматериалов, 330 тысяч тонн цемента и миллионы кубометров щебня, гравия и другого камня.

В 1935 году проезд в метро стоил 50 копеек, для прохода выдавали специальные картонные талоны, действовавшие после оплаты 35 минут. После денежной реформы билет стоил 5 копеек. В 1959 на станциях появились турникеты. В 1992 талоны для прохода в метрополитен заменили пластиковыми, а затем железными жетонами. Они действовали до февраля 1999 года. В 2025 году действуют несколько видов оплаты проезда в метро.

Зачем строители метро замораживали грунт?

Работу по строительству подземки сильно осложнили проблемы с геологическими изысканиями. Оказалось, что грунт исследован только до глубины 15 метров, а метро решили углублять до 30-ти метров. Из-за этого строители столкнулись с проблемой плывунов и подземных вод. В некоторых местах проходчики наталкивались на сплошную песчаную и водную жижу.

Строительство Московского метрополитена. 1937 год. Фото
Строительство Московского метрополитена. 1937 год
© РИА Новости. Иван Шагин

Весной 1934 года тоннель метро под Лубянкой подмыло подземными водами и уже построенный свод обвалился. Тогда изобрели революционный способ прокладки тоннелей – землю вокруг них начали замораживать. Для этого рыли скважины и заливали в них жидкий аммиак и фреон. Когда почва становилась твердой, стройку продолжали.

Открытие первых станций метро задержали из-за эскалаторов

Первую линию метрополитена в Москве планировали запустить к годовщине революции – 7 ноября 1934 года. Однако у Советского Союза не было эскалаторов.

Читайте также

Власти Москвы приобретут 700 электробусов с поставкой в 2026-2027 гг

В те годы их делали только две фирмы в мире, и цена их была баснословной. Мосметрострой за 200 тысяч золотых рублей приобрёл один эскалатор, чтобы по его образцу разработать собственные. В январе 1935 года появились первые советские эскалаторы. За 20 дней метростроевцы собрали их на всех построенных станциях.

Эскалатор на станции "Комсомольская". 1967 год. Фото
Эскалатор на станции "Комсомольская". 1967 год
© РИА Новости. Иван Денисенко

В 2025 году в Москве на станциях установлено более 1 тыс. эскалаторов с глубиной подъема от трех до 63-х метров.

Самый длинный эскалатор - 130 метров - находится на станции "Марьина Роща" (БКЛ).

Для чего станции объявляют то мужским, то женским голосом?

Постоянные пользователи Московского метро знают, что названия станций объявляются то мужским, то женским голосом. Это сделано для ориентации незрячих и слабовидящих граждан, решение приняли в 1984 году.

Читайте также

В Москве в сервисах проката стали доступны взрослые и детские велосипеды без привязки к станциям

Мужской голос объявляет станции при движении к центру города и на кольцевых линиях по часовой стрелке. Женский голос включается при движении в обратную сторону.

Бомбоубежища в московском метро

Еще до начала Великой Отечественной войны, в апреле 1941 года, вышло постановление о необходимости приспособить метро для массового убежища. В самую первую воздушную тревогу ночью 22 июля в вестибюлях и тоннелях метро пряталось от бомбежки около полумиллиона человек.

Станция "Маяковская" во время воздушной тревоги. 1941 год. Фото
Станция "Маяковская" во время воздушной тревоги. 1941 год
© РИА Новости. Аркадий Шайхет

Для этого использовались только станции и тоннели глубокого залегания. Архивные документы сохранили информацию, что за время авианалётов в метро Москвы родилось свыше 200 детей.

Почему московский метрополитен могли уничтожить

При наступлении немецкой армии на Москву встал вопрос о необходимости уничтожить метрополитен, приказ поступил 15 октября 1941 года. Ночью началась подготовка к затоплению тоннелей и минированию подземки.

Читайте также

Собянин сообщил о новом пешеходном маршруте вдоль набережной Москвы-реки

Одновременно приступили к демонтажу трансформаторов, на станции "Динамо" начали демонтировать эскалаторы. Утром 16 октября метрополитен в Москве впервые не открыли. И поныне, это случай стал единственным нерабочим днем в истории московского метрополитена. Но уже к вечеру приказ об уничтожении метро отменили.

А в мае 1943 году в городе возобновили стройку новых веток и станций. В годы войны были построены станции "Площадь Свердлова" (сейчас "Театральная"), "Павелецкая", "Новокузнецкая", "Курская" и другие.

Подземные бункеры в метрополитене

В годы "холодной войны" начали строить бункеры, которые соединялись с метрополитеном. В советское время их расположение и конфигурация были засекречены даже для работников метрополитена.

На станции метро "Таганская". 1950 год. Фото
На станции метро "Таганская". 1950 год
© РИА Новости. Анатолий Гаранин

Сейчас многие из них технически и морально устарели, часть по-прежнему засекречена, а два объекта стали музеями.

Бывший секретный "объект ГО-42" примыкает к станции "Таганская". Этот бункер построили в 1956 году на случай ядерного удара. До середины 90-х годов здесь располагался запасной командный пункт дальней авиации. В настоящее время объект рассекречен и превращён в музей.

Читайте также

В Москве появилась возможность взять в прокат электроскутеры

Еще один бункер, "объект-703" находится на станции "Павелецкая" и работает как Музей современной фортификации. В одном из тоннелей имеется кинозал, в музее проходят научные конференции по фортификации, истории и технологиям советских бункеров

Кольцевую линию Московского метро построили благодаря Сталину?

По легенде, идея кольцевой линии появилась во время доклада Сталину. Планировщики предлагали построить пересадочные станции на радиальных ветках. Тогда Сталин, который в это время пил кофе, поставил стакан на лежавшую перед ним схему и на бумаге остался круглый кофейный отпечаток. "Это ваш главный недостаток, его и постройте", - якобы сказал глава государства. Вскоре кольцевая линия была внесена в проект.

Метро в Москве: 15 интересных фактов о популярном транспорте
© РИА Новости. Евгений Биятов

Кольцевая линия стала пятой линией Московского метрополитена, на ней расположено 12 пересадочных станций, она соединяет семь из десяти железнодорожных вокзалов Москвы.

В 2023 году открылась Большая кольцевая линия (БКЛ) - одиннадцатая по счёту ветка Московского метрополитена, ее длина составляет 70 километров. Это самая протяжённая кольцевая линия метро в мире.

Вестибюли – памятники культуры

Вестибюли первых станций Московского метрополитена до сих пор славятся на весь мир своим оформлением и архитектурным решением. Для отделки этих "дворцов для народа" использовали мрамор, редкие камни, самые дорогие материалы со всей страны.

Читайте также

С начала сезона проката электросамокатов в Москве заблокировано 30 тыс. аккаунтов несовершеннолетних - заммэра Ликсутов

К 2025 году 45 станций московского метрополитена признаны объектами культурного наследия России.

Позднее Хрущев велел значительно упростить оформление новых станций, чтобы нарастить темпы строительства и ввода в эксплуатацию новых линий.

Наибольшее за всю историю количество станций было построено в 2018 году (17 станций).

Станция "Комсомольская". 1960 год. Фото
Станция "Комсомольская". 1960 год
© РИА Новости. Борис Приходько

В вестибюле станции "Менделеевская" установлен памятник "Сочувствие", он посвящен гуманному отношению к бездомным животным. Специалисты подсчитали, что до 2008 года в метрополитене обитало до 500 бездомных животных. Здесь они грелись зимой и выпрашивали еду у пассажиров. После введения московскими властями программы по отлову животных и помещению их в приюты, собак стали изымать из подземки.

Станция с непроизносимым названием

Интересная история связана со 161-й станцией Московского метрополитена – "Дубровка".

Читайте также

Собянин: выделенные полосы увеличили скорость городского транспорта в Москве в 2-4 раза

Она должна была открыться в 1995 году на Люблинско-Дмитриевской линии между уже работавшими "Крестьянской заставой" и "Кожуховской". Однако открытие задержалось на четыре года.

Метростроевцы объясняли это большим плывуном из-за постоянных утечек горячей воды из расположенных сверху сетей. Помог кризис 1998 года, когда часть предприятий прекратила работу, и утечек горячей воды стало меньше. Строители смогли заморозить грунт и доделали наклонный ход для эскалатора.

На станции "Дубровка" Люблинско-Дмитровской линии. Фото
На станции "Дубровка" Люблинско-Дмитровской линии
© РИА Новости. Алексей Майшев

Станцию планировали назвать "Шарикоподшипниковой", по названию соседней улицы. Но решили, что гостям столицы и иностранцам будет практически невозможно выговорить это слово. В итоге назвали "Дубровкой", в память о располагавшейся здесь некогда деревне.

Чаще остальных переименовывали станцию "Александровский Сад". Изначально она называлась "Коминтерн", затем "Имени Коминтерна" и "Улица Коминтерна". После войны почти полвека носила название "Калининская". В 1990 году ее переименовали в "Воздвиженку", но уже через несколько дней ей дали нынешнее имя - "Александровский сад".

Также четыре раза переименовывали станцию "Охотный ряд".

Как определить глубину станции метро?

На станциях, углубленных менее чем на 10 метров, нет эскалаторов. Если эскалатор есть только на выход – то глубина залегания до 15 метров.

Читайте также

Москвичи совершили более 1 млн поездок на электровелосипедах с начала сезона

Станция "Курская" углублена почти на 31 метр, поэтому в военные годы служила надежным бомбоубежищем. Кроме того, в военное время часть платформы занимал филиал "Государственной публичной исторической библиотеки".

 Эскалатор станции метрополитена "Парк Победы". Фото
Эскалатор станции метрополитена "Парк Победы"
© РИА Новости. Евгений Биятов

А самая глубокая московская станция "Парк Победы" уходит под землю на 84 метра от поверхности.

Самая "тихая" станция – "Пражская". Ее своды облицованы особым видом керамической плитки, содержащей в себе воздушные поры, поглощающие звук.

Что делать, если упали на рельсы метро, и как подать знак машинисту?

Если вы увидели, что на рельсы упал человек, но нет времени позвать на помощь, встаньте близко к краю платформы и делайте круговые движения рукой. Можно взять в руку любой предмет привлекающий внимание машиниста - он знает, что это знак экстренного торможения.

Метро в Москве: 15 интересных фактов о популярном транспорте
© РИА Новости. Сергей Пятаков

Человеку, упавшему на пути, специалисты советуют лечь в лоток между рельсами – в этом углублении поезд не заденет. Не нужно пытаться вернуться на платформу без помощи сотрудников, потому что есть риск наступить на контактный рельс, по которому проходят 825 вольт.

Есть ли призраки в Московском метро?

Столичный фольклор не обошелся без историй о призраках в метро.

Читайте также

ЦОДД добавил выезд на Садовое кольцо через Красноворотский проезд с помощью переразметки

Так, рассказывают о "черном машинисте", погибшем от ожогов, когда в тоннеле поезд загорелся. Ему удалось довести состав до платформы и спасти пассажиров, но спустя три дня сам машинист умер в больнице. Рассказчики уверяют, что он стал вечным жителем подземки.

Бытует и легенда о поезде-призраке - пустом поезде, который появляется на Кольцевой линии раз в месяц после полуночи. На каждой станции он делает остановки, но не открывает двери. При этом управляет им машинист в форме 30-х годов.

Метро в Москве: 15 интересных фактов о популярном транспорте
© РИА Новости. Кристина Кормилицына

Еще один призрак приписывают девушке, которая бросилась на рельсы, спасаясь от преследователей. Городская легенда гласит, что девушка погибла, а ее дух до сих пор обитает в метро.

Конечно, работники метрополитена называют все эти рассказы "модными страшилками".

Обозреватель Алла Лупова

Новости России