Interfax-Russia.ru - Первое в мире метро появилось в Лондоне в 1863 году. Московскую подземку начали строить только в 1931 году, при этом столичный метрополитен стал одним из самых красивых и разветвленных в мире. Сегодня жизнь города невозможно представить без поездок под землей, но первым метростроителям пришлось рекламировать этот вид нового транспорта. А во время Великой Отечественной войны его туннели едва не взорвали.

- Стройку Московского метро отодвинули исторические события
- Подземку решили строить из-за пробок
- Строительство метро пришлось рекламировать
- Какие ветки метро построили первыми?
- Зачем строители метро замораживали грунт?
- Открытие первых станций метро задержали из-за эскалаторов
- Для чего станции объявляют то мужским, то женским голосом?
- Бомбоубежища в московском метро
- Почему московский метрополитен могли уничтожить
- Подземные бункеры в метрополитене
- Кольцевую линию Московского метро построили благодаря Сталину?
- Вестибюли – памятники культуры
- Станция с непроизносимым названием
- Как определить глубину станции метро?
- Что делать, если упали на рельсы метро, и как подать знак машинисту?
- Есть ли призраки в Московском метро?
Стройку Московского метро отодвинули исторические события
Московский метрополитен мог появиться в самом начале ХХ века. Первую схему предложили инженеры Петр Балински и Евгений Кнорре в 1901 году. Часть путей должна была пройти под землей, часть - по поверхности, ветки планировали соединить с имевшимися трамвайными путями. Смета составляла 150 млн рублей, что в современных условиях - около 350 млрд рублей.
Схема метро состояла из трех линий - от Смоленского рынка до Покровской площади, от Смоленского рынка до Каланчевской (ныне - Комсомольской) площади и от Виндавского (ныне - Рижского) вокзала до Серпуховской (ныне - Добрынинской) площади.

Строительство метро на площади им. Я.М.Свердлова. 1933 год
Главная станция метрополитена выходила на Лубянскую площадь. Проект был утверждён Московской городской управой, но в 1914 году его приостановили из-за начавшейся Первой мировой войны, а революционные события 1917 года отодвинули планы строительства нового транспорта еще на два десятилетия.
Подземку решили строить из-за пробок
К вопросу о начале строительства Московской подземки вернулись в 1930 году. К этому времени в столице проживало уже 4 млн человек, и трамвайная линия не справлялась с перевозкой пассажиров - трамваи на остановках брали штурмом. Наземный транспорт стоял в пробках. А 6 января 1931 года движение по дорогам столицы оказалось полностью парализовано.
Московские власти предложили выходить из транспортного коллапса с помощью метро, на разработку проекта дали всего три месяца.

Одна из первых проходческих бригад. 1936 год
Первыми проходчиками стали шахтеры Донбасса, туннели прокладывали лопатами. Вскоре в Англии купили подземный проходческий комплекс, однако первый год он постоял без дела, поскольку метростроевцы скептически приняли идею копать машиной под землей. Однако после запуска комплекса строительство сразу пошло быстрее.
Строительство метро пришлось рекламировать
Москвичи не сразу приняли идею о строительстве метро. Некоторые строительные участки находились прямо во дворах в центре города, шум и грязь вызывали постоянное недовольство жителей и часто приводили к стычкам с рабочими.
Кроме того, горожане не понимали, для чего "закапывать" такие миллионы в туннели и требовали направить средства на возведение жилья. Чтобы разрядить обстановку и убедить москвичей в нужности метро, власти запустили крупную пиар-кампанию. О пользе и удобствах будущей подземки горожанам рассказывали с помощью кино, радио, газетных статей и рекламных плакатов.
Какие ветки метро построили первыми?
Первый секретарь московского ЦК партии Лазарь Каганович предложил строить метрополитен почти по тому же проекту, что рассматривался до революции. От площади с тремя вокзалами до будущего Дворца Советов (станция "Кропоткинская").
А также проложить подземку под Арбатом к Смоленскому рынку. Примерно, так и прошли первые ветки. Но главная проблема была в технологиях и специалистах, которых в стране почти не было.

Пассажиры изучают схему метро. 1968 год
Первую очередь метро в Москве открыли 15 мая 1935 года. Заказы для сооружения туннелей, вестибюлей и станций на поверхности выполняли 540 заводов по всему Советскому Союзу.
На строительство ушло почти 90 тысяч тонн металла, около 600 тысяч кубометров лесоматериалов, 330 тысяч тонн цемента и миллионы кубометров щебня, гравия и другого камня.
В 1935 году проезд в метро стоил 50 копеек, для прохода выдавали специальные картонные талоны, действовавшие после оплаты 35 минут. После денежной реформы билет стоил 5 копеек. В 1959 на станциях появились турникеты. В 1992 талоны для прохода в метрополитен заменили пластиковыми, а затем железными жетонами. Они действовали до февраля 1999 года. В 2025 году действуют несколько видов оплаты проезда в метро.
Зачем строители метро замораживали грунт?
Работу по строительству подземки сильно осложнили проблемы с геологическими изысканиями. Оказалось, что грунт исследован только до глубины 15 метров, а метро решили углублять до 30-ти метров. Из-за этого строители столкнулись с проблемой плывунов и подземных вод. В некоторых местах проходчики наталкивались на сплошную песчаную и водную жижу.

Строительство Московского метрополитена. 1937 год
Весной 1934 года тоннель метро под Лубянкой подмыло подземными водами и уже построенный свод обвалился. Тогда изобрели революционный способ прокладки тоннелей – землю вокруг них начали замораживать. Для этого рыли скважины и заливали в них жидкий аммиак и фреон. Когда почва становилась твердой, стройку продолжали.
Открытие первых станций метро задержали из-за эскалаторов
Первую линию метрополитена в Москве планировали запустить к годовщине революции – 7 ноября 1934 года. Однако у Советского Союза не было эскалаторов.
В те годы их делали только две фирмы в мире, и цена их была баснословной. Мосметрострой за 200 тысяч золотых рублей приобрёл один эскалатор, чтобы по его образцу разработать собственные. В январе 1935 года появились первые советские эскалаторы. За 20 дней метростроевцы собрали их на всех построенных станциях.

Эскалатор на станции "Комсомольская". 1967 год
В 2025 году в Москве на станциях установлено более 1 тыс. эскалаторов с глубиной подъема от трех до 63-х метров.
Самый длинный эскалатор - 130 метров - находится на станции "Марьина Роща" (БКЛ).
Для чего станции объявляют то мужским, то женским голосом?
Постоянные пользователи Московского метро знают, что названия станций объявляются то мужским, то женским голосом. Это сделано для ориентации незрячих и слабовидящих граждан, решение приняли в 1984 году.
В Москве в сервисах проката стали доступны взрослые и детские велосипеды без привязки к станциям
Мужской голос объявляет станции при движении к центру города и на кольцевых линиях по часовой стрелке. Женский голос включается при движении в обратную сторону.
Бомбоубежища в московском метро
Еще до начала Великой Отечественной войны, в апреле 1941 года, вышло постановление о необходимости приспособить метро для массового убежища. В самую первую воздушную тревогу ночью 22 июля в вестибюлях и тоннелях метро пряталось от бомбежки около полумиллиона человек.

Станция "Маяковская" во время воздушной тревоги. 1941 год
Для этого использовались только станции и тоннели глубокого залегания. Архивные документы сохранили информацию, что за время авианалётов в метро Москвы родилось свыше 200 детей.
Почему московский метрополитен могли уничтожить
При наступлении немецкой армии на Москву встал вопрос о необходимости уничтожить метрополитен, приказ поступил 15 октября 1941 года. Ночью началась подготовка к затоплению тоннелей и минированию подземки.
Одновременно приступили к демонтажу трансформаторов, на станции "Динамо" начали демонтировать эскалаторы. Утром 16 октября метрополитен в Москве впервые не открыли. И поныне, это случай стал единственным нерабочим днем в истории московского метрополитена. Но уже к вечеру приказ об уничтожении метро отменили.
А в мае 1943 году в городе возобновили стройку новых веток и станций. В годы войны были построены станции "Площадь Свердлова" (сейчас "Театральная"), "Павелецкая", "Новокузнецкая", "Курская" и другие.
Подземные бункеры в метрополитене
В годы "холодной войны" начали строить бункеры, которые соединялись с метрополитеном. В советское время их расположение и конфигурация были засекречены даже для работников метрополитена.

На станции метро "Таганская". 1950 год
Сейчас многие из них технически и морально устарели, часть по-прежнему засекречена, а два объекта стали музеями.
Бывший секретный "объект ГО-42" примыкает к станции "Таганская". Этот бункер построили в 1956 году на случай ядерного удара. До середины 90-х годов здесь располагался запасной командный пункт дальней авиации. В настоящее время объект рассекречен и превращён в музей.
Еще один бункер, "объект-703" находится на станции "Павелецкая" и работает как Музей современной фортификации. В одном из тоннелей имеется кинозал, в музее проходят научные конференции по фортификации, истории и технологиям советских бункеров
Кольцевую линию Московского метро построили благодаря Сталину?
По легенде, идея кольцевой линии появилась во время доклада Сталину. Планировщики предлагали построить пересадочные станции на радиальных ветках. Тогда Сталин, который в это время пил кофе, поставил стакан на лежавшую перед ним схему и на бумаге остался круглый кофейный отпечаток. "Это ваш главный недостаток, его и постройте", - якобы сказал глава государства. Вскоре кольцевая линия была внесена в проект.

Кольцевая линия стала пятой линией Московского метрополитена, на ней расположено 12 пересадочных станций, она соединяет семь из десяти железнодорожных вокзалов Москвы.
В 2023 году открылась Большая кольцевая линия (БКЛ) - одиннадцатая по счёту ветка Московского метрополитена, ее длина составляет 70 километров. Это самая протяжённая кольцевая линия метро в мире.
Вестибюли – памятники культуры
Вестибюли первых станций Московского метрополитена до сих пор славятся на весь мир своим оформлением и архитектурным решением. Для отделки этих "дворцов для народа" использовали мрамор, редкие камни, самые дорогие материалы со всей страны.
С начала сезона проката электросамокатов в Москве заблокировано 30 тыс. аккаунтов несовершеннолетних - заммэра Ликсутов
К 2025 году 45 станций московского метрополитена признаны объектами культурного наследия России.
Позднее Хрущев велел значительно упростить оформление новых станций, чтобы нарастить темпы строительства и ввода в эксплуатацию новых линий.
Наибольшее за всю историю количество станций было построено в 2018 году (17 станций).

Станция "Комсомольская". 1960 год
В вестибюле станции "Менделеевская" установлен памятник "Сочувствие", он посвящен гуманному отношению к бездомным животным. Специалисты подсчитали, что до 2008 года в метрополитене обитало до 500 бездомных животных. Здесь они грелись зимой и выпрашивали еду у пассажиров. После введения московскими властями программы по отлову животных и помещению их в приюты, собак стали изымать из подземки.
Станция с непроизносимым названием
Интересная история связана со 161-й станцией Московского метрополитена – "Дубровка".
Собянин: выделенные полосы увеличили скорость городского транспорта в Москве в 2-4 раза
Она должна была открыться в 1995 году на Люблинско-Дмитриевской линии между уже работавшими "Крестьянской заставой" и "Кожуховской". Однако открытие задержалось на четыре года.
Метростроевцы объясняли это большим плывуном из-за постоянных утечек горячей воды из расположенных сверху сетей. Помог кризис 1998 года, когда часть предприятий прекратила работу, и утечек горячей воды стало меньше. Строители смогли заморозить грунт и доделали наклонный ход для эскалатора.

На станции "Дубровка" Люблинско-Дмитровской линии
Станцию планировали назвать "Шарикоподшипниковой", по названию соседней улицы. Но решили, что гостям столицы и иностранцам будет практически невозможно выговорить это слово. В итоге назвали "Дубровкой", в память о располагавшейся здесь некогда деревне.
Чаще остальных переименовывали станцию "Александровский Сад". Изначально она называлась "Коминтерн", затем "Имени Коминтерна" и "Улица Коминтерна". После войны почти полвека носила название "Калининская". В 1990 году ее переименовали в "Воздвиженку", но уже через несколько дней ей дали нынешнее имя - "Александровский сад".
Также четыре раза переименовывали станцию "Охотный ряд".
Как определить глубину станции метро?
На станциях, углубленных менее чем на 10 метров, нет эскалаторов. Если эскалатор есть только на выход – то глубина залегания до 15 метров.
Станция "Курская" углублена почти на 31 метр, поэтому в военные годы служила надежным бомбоубежищем. Кроме того, в военное время часть платформы занимал филиал "Государственной публичной исторической библиотеки".

Эскалатор станции метрополитена "Парк Победы"
А самая глубокая московская станция "Парк Победы" уходит под землю на 84 метра от поверхности.
Самая "тихая" станция – "Пражская". Ее своды облицованы особым видом керамической плитки, содержащей в себе воздушные поры, поглощающие звук.
Что делать, если упали на рельсы метро, и как подать знак машинисту?
Если вы увидели, что на рельсы упал человек, но нет времени позвать на помощь, встаньте близко к краю платформы и делайте круговые движения рукой. Можно взять в руку любой предмет привлекающий внимание машиниста - он знает, что это знак экстренного торможения.

Человеку, упавшему на пути, специалисты советуют лечь в лоток между рельсами – в этом углублении поезд не заденет. Не нужно пытаться вернуться на платформу без помощи сотрудников, потому что есть риск наступить на контактный рельс, по которому проходят 825 вольт.
Есть ли призраки в Московском метро?
Столичный фольклор не обошелся без историй о призраках в метро.
ЦОДД добавил выезд на Садовое кольцо через Красноворотский проезд с помощью переразметки
Так, рассказывают о "черном машинисте", погибшем от ожогов, когда в тоннеле поезд загорелся. Ему удалось довести состав до платформы и спасти пассажиров, но спустя три дня сам машинист умер в больнице. Рассказчики уверяют, что он стал вечным жителем подземки.
Бытует и легенда о поезде-призраке - пустом поезде, который появляется на Кольцевой линии раз в месяц после полуночи. На каждой станции он делает остановки, но не открывает двери. При этом управляет им машинист в форме 30-х годов.

Еще один призрак приписывают девушке, которая бросилась на рельсы, спасаясь от преследователей. Городская легенда гласит, что девушка погибла, а ее дух до сих пор обитает в метро.
Конечно, работники метрополитена называют все эти рассказы "модными страшилками".
Обозреватель Алла Лупова