Interfax-Russia.ru - Новый учебный год стартовал, и молчавшие все лето родительские чаты снова оживились. В них уже активно идут обсуждения по итогам первого дня в школах. Как организовать цивилизованное общение в родительских чатах и свести к минимумы конфликты в них – советами делится эксперт, заведующая кафедрой конфликтологии Казанского федерального университета Наталья Шибанова.

Правила поведения в чате
Родительские чаты, с одной стороны, несут пользу – оперативно информируют о событиях школьной жизни, экономят время родителям, создают дружескую, поддерживающую атмосферу. В то же время они могут нанести существенный вред его участникам и даже распространить негативное действие на детей и учителей. Поэтому желательно выбрать и назначить администратора, установить правила переписки в мессенджере, закрепить их в чате и следовать им.

Что рекомендует прописать в этих правилах специалист по конфликтологии:
- Писать только от себя и исключительно на темы, касающиеся жизни класса.
- Максимально избегать отправления голосовых сообщений в родительский чат.
- Не разглашать информацию, которая может кому-то навредить. И не выкладывать фотографии детей в сети без согласия родителей.
- Установить запрет на отправку поздравительных открыток, мемов и рекламы.
- Желательно оговорить и время отправки сообщений.
- Общение в чате должно быть без оскорблений.
"Нужно также помнить, что у каждого из родителей есть еще и другие чаты. А если несколько детей, то это и несколько родительских чатов. И чтобы не запутаться в информации, администратору лучше закреплять важные моменты переписки", - сказала Наталья Шибанова.
Читайте также:
Этикет на первом месте
Первое с чего следует начать при вхождении в чат – конечно же, со знакомства. Как правило, оно происходит так: "Здравствуйте, меня зовут Варвара, я мама Алеши". Уместно при этом, по мнению эксперта, упомянуть о своих возможностях и ресурсах, которые в дальнейшем можно использовать на благо класса. Например, рассказать о том, что вы работаете на цветочной базе и можете помочь с оформлением общего букета для учителя или классной комнаты на случай какого-нибудь мероприятия.
"Важно помнить, что это, прежде всего, родительский чат, а, значит, в первую очередь его участники — это мамы или папы, или законные представители ребенка. Поэтому здесь допустимы любые варианты обращения - просто по имени и по имени-отчеству. При этом общаться нужно вежливо и деликатно", - уточнила Шибанова.
Активисты, недовольные, молчуны
По словам эксперта, родителей чаще всего можно условно разделить на три группы:
- Активисты
- Молчуны
- Недовольные
Первые часто генерируют идеи, что-то предлагают, активно ведут обсуждение, призывают остальных подключаться к процессу. Но все мы разные, и почти всегда находятся те, кого это раздражает, и они высказывают в чате недовольство.

"Быть несогласным с чем-то – это нормально, однако важно в этом случае предлагать альтернативные идеи, не включать режим "Баба Яга против!", чтобы не привести к спорам и конфликтам", - заметила специалист.
И, наконец, третья группа, – молчуны. В общем чате они всегда молчат, но в личных переписках и общении - вполне нормально идут на контакт.
Прийти к общему знаменателю и узнать мнение всех участников группы помогают опросы и голосования, добавляет Шибанова. Она предлагает активно использовать для этого возможности мессенджера.
Что можно, а что нельзя обсуждать в родительских чатах
Прежде всего следует обсуждать темы, касающиеся учебного процесса, а также внеучебной деятельности детей. Все остальное, что может отвлекать, лучше не отправлять в такой чат. Если есть необходимость поболтать, то можно создать параллельный, неформальный чат – "болталку", где можно писать обо всем.
Табу на обсуждение в родительском чате – все, что касается учителя, его поведения. Также не стоит отправлять туда непроверенную информацию, сея панику и провоцируя многочисленные вопросы родителей, сказала эксперт.
Конфликты и ссоры, как свести их к минимуму
Чаще всего, по мнению конфликтолога, разногласия возникают, потому что мы просто не слышим друг друга и не допускаем возможности иной точки зрения.
"Конфликты в чате возможны и ввиду ошибочной интерпретации сообщений. Многие родители бывают загружены, пишут на ходу, у всех у нас разный стиль общения, в том числе и в мессенджерах. Для одного сообщение может выглядеть как понятное и краткое, для другого - как грубое и оскорбительное. Если так, то вполне уместно уточнить у автора сообщения, что он имеет виду", - добавила Шибанова.

По ее словам, родители допускают большую ошибку – публично выясняя отношения (в чате), пытаясь решить конфликт, возникший между детьми.
Конфликтолог предупреждает - нельзя забывать о том, что ссоры будут возникать неизбежно. Это необходимая, нормальная часть социализации детей. Когда ребенок приходит и рассказывает родителю о какой-то конфликтной ситуации, участником которой он стал. В этом случае важно понимать, что он представляет только свою точку зрения, свое видение.
Зачастую родители делают ошибку, когда сразу, в общем родительском чате накидываются с обвинениями, осуждениями, с какими-то требованиями к другому участнику конфликта. И если все же возникает такая ситуация, то не стоит переносить ее в общий чат. Специалист советует проводить такие беседы в личных переписках, либо обсуждать очно при встрече.

"В слепом стремлении защитить ребенка любой ценой родитель не учит его слушать другую сторону, пытаться понять ее. То есть не развиваются важнейшие навыки, которые ребенку пригодятся как в школьной, так и во взрослой жизни", - считает конфликтолог.
Она советует помнить, что мамы и папы, входящие в родительский комитет, выполняют свои функции добровольно и абсолютно безвозмездно. Они тратят свое время и силы. Поэтому стоит проявлять внимание к их сообщениям в чате. Сотрудничество и взаимопомощь - должны быть здесь на первом месте.
Обозреватель Эмма Ситдикова