Образование / Новости 28 августа 2025 г. 16:23

Механизм целевого обучения специалистов с высшим образованием работает плохо из-за низких зарплат педагогов - Патрушев

Сюжет

Развитие

Механизм целевого обучения специалистов с высшим образованием работает плохо из-за низких зарплат педагогов - Патрушев. Фото. © РИА Новости. Александр Казаков
© РИА Новости. Александр Казаков

Санкт-Петербург. 28 августа. ИНТЕРФАКС - Невысокий интерес школьников к инженерным наукам обусловлен низкими зарплатами школьных учителей, вынужденных работать на полторы-две ставки в ущерб подготовке учеников, заявил помощник президента России, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев.

"Не работает должным образом механизм целевого обучения специалистов с высшим образованием. Минобрнауки России планомерно увеличивает соответствующие целевые квоты, в том числе по укрупненной группе направлений подготовки "Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта". Однако их заполняемость не достигает и половины от выделенных мест", - сказал Патрушев, выступая в четверг в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете на совещании по вопросам повышения качества подготовки квалифицированных кадров для судостроительной промышленности.

"Это обусловлено слабой подготовкой абитуриентов по базовым для инженеров предметам, прежде всего по математике, физике, химии, о чем мы не раз говорили, в результате чего наши университеты зачастую вынуждены ликвидировать у вновь зачисленных студентов пробелы в школьных знаниях", - отметил Патрушев.

Он привет пример: в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете входной контроль по математике, физике и химии успешно проходят примерно половина первокурсников. "Остальных в течение семестра, а то и двух приходится подтягивать до необходимого уровня за счёт выделенного на освоение программ высшего образования учебного времени, которого и без того недостаточно", - сказал помощник президента.

"Такое положение во многом обусловлено дефицитом преподавателей математики и физики в некоторых муниципальных образованиях, особенно расположенных в небольших населенных пунктах и в сельской местности, который составляет от 10 до 20%. Главной причиной этого является низкий уровень оплаты учительского труда, прежде всего в глубинке", - подчеркнул Патрушев.

По его словам, в этих условиях "учителям-предметникам приходится работать на полторы, а то и две ставки, чтобы обеспечить себе и своим семьям приемлемый уровень жизни".

"Времени на внешкольную работу, в том числе на профессиональную ориентацию школьников на получение инженерного знания, практически не остаётся. В связи с этим доля выпускников, выбравших профессию инженера, за три года увеличилась только на 7%", - констатировал Патрушев.