Interfax-Russia.ru — Москва считает Киев виновным в приостановке регистрации новых судов и проведение инспекций, в том числе выходящих судов, в рамках "зерновой сделки".
Приостановка инспекций
В Стамбуле уже два дня не проводят инспекций сухогрузов в рамках черноморской зерновой инициативы, сообщил накануне представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик.
"Я провел телефонный разговор с нашими коллегами из Стамбула. Ни вчера, ни сегодня инспекций там не проводили ", — сказал Дюжаррик на брифинге.
По его словам, в Совместном координационном центре по этому вопросу ведут "активные обсуждения с представителями Украины, России" при поддержке Турции. Причиной приостановки инспекций представитель генсека назвал "отсутствие согласия сторон".
При этом Дюжаррик подчеркнул, что сложившаяся ситуация с инспекциями "только удваивает намерение ООН обеспечить полное выполнение зерновой сделки", добавив, что глава МИД РФ Сергей Лавров и генсек ООН Антониу Гутерриш обсудят этот вопрос позднее в апреле на встрече в Нью-Йорке.
Вместе с тем 19 апреля ООН сообщила о возобновлении инспекции судов в Стамбуле.
В МИД РФ признали, что в настоящее время на площадке Совместного координационного центра (СКЦ) в Стамбуле действительно возникают сложности с регистрацией новых судов и проведением инспекций.
"Возникают они исключительно в результате действий украинских представителей, а также ооновцев, которые, по всей видимости, не хотят или не могут им противостоять", — сообщила официальный представитель МИД России Мария Захарова.
"В результате подобных действий доля получателей украинского продовольствия в нуждающихся странах сократилась до минимального уровня (из 28 млн 300 тыс. тонн вывезенных зерновых всего 742 тыс. (2,6%)", — отметила Захарова.
В этих условиях, рассказала она, единственным способом "хоть как-то восстановить порядок, справедливую и прозрачную основу для участия в инициативе" стала регистрация судов, которую российские эксперты осуществляют строго в рамках утвержденных правил процедуры и имеющихся у них соответствующих полномочий.
При этом, указала представитель МИД РФ, предложение внести в регистрационные списки суда, которые затем направятся в нуждающиеся страны, в частности в Африку, а также те, которые находятся в очереди не один месяц, украинской стороной "было встречено в штыки".
"В результате украинцы сначала заблокировали процесс регистрации, не соглашаясь с нашими предложениями, а затем остановили все инспекции, включая выходящих судов (27 кораблей с 1 млн 200 тыс. тонн груза на борту)", — сообщила Захарова.
В МИД РФ выразили сожаление, что в Брюсселе "так до сих пор и не разобрались, что в рамках "зерновой сделки" по Черному морю вывозится исключительно украинское продовольствие, Вашингтону же не привыкать раздавать другим странам "ценные указания" про их обязательства, напрочь забывая о своих собственных".
Ранее на Смоленской площади уже пытались привлечь внимание к проблеме выполнения со стороны Украины и секретариата ООН "черноморской инициативы". В МИД РФ при этом еще раз подчеркнули, что "зерновая сделка" не будет продлена после 18 мая без подвижек по пяти "системным" проблемам.
"Подтверждаем нашу позицию, что без прогресса по решению 5 "системных" проблем (переподключение Россельхозбанка к SWIFT; возобновление поставок сельхозтехники, запчастей и сервисного обслуживания; отмена ограничений на страхование и перестрахование плюс снятие запрета на доступ в порты; восстановление работы аммиакопровода "Тольятти-Одесса"; разблокирование зарубежных активов и счетов российских компаний, связанных с производством и транспортировкой продовольствия и удобрений) о дальнейшем продлении "черноморской инициативы" после 18 мая говорить не приходится", — говорилось в сообщении российского внешнеполитического ведомства.
В Кремле также неоднократно обращали внимание на "не столь радужные" перспективы продления "зерновой сделки".
"Они по-прежнему не столь радужные, к сожалению, ситуация с исправлением положения дел по второй части этих договоренностей по-прежнему не имеет тенденции к улучшению", — подтвердил журналистам на текущей неделе пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Европейские проблемы
Между тем, из-за наблюдающегося в последние месяцы наплыва в ЕС украинского зерна и другой продукции из этой страны возникли проблемы и у европейских сельхозпроизводителей. Западные СМИ отмечали, что в приграничных с Украиной странах наблюдается перенасыщение такими экспортными товарами, как зерно, семечки, яйца, мясо птицы, сахар, яблоки и яблочный сок, ягоды, мука, мед и макароны, что провоцирует избыток предложения и соответственно негативно сказывается на ценах местных производителей. Другая проблема заключается в том, что подобная продукция остается на прилавках этих стран в избытке и не достигает готовых покупать ее стран за пределами ЕС.
Ряд европейских стран призвали Еврокомиссию разработать механизмы, которые помогут наладить надзор за экспортом зерна из Украины и избежать демпинговых цен, которые нанесли бы ущерб местным фермерам.
"Мы призываем Еврокомиссию изучить возможность покупки скопившегося зерна у стран-членов ЕС, пограничных с Украиной, на гуманитарные нужды", — говорилось в письме, адресованном председателю ЕК Урсуле фон дер Ляйен от лица премьеров Польши, Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии.
Агентство Associated Press, опубликовавшее в конце марта это письмо, также обращало внимание на призыв этих стран "к финансовой поддержке со стороны ЕС в целях ускорения развития транспортной инфраструктуры (для вывоза зерна — ИФ)".
На минувшей неделе страны-соседи Украины — Чехия, Словакия, Румыния, Венгрия, Болгария, Польша согласовали совместную позицию по проблеме экспорта украинской сельхозпродукции, выразив готовность внедрить инструменты, ограничивающие ввоз "конкретных товаров". В сообщении министерства сельского хозяйства Польши со ссылкой на его главу Роберта Телуша сообщалось, что эти выводы будут содержаться в их письме Европейской комиссии.
"Мы хотим подписать документ, которым прекратим импорт зерна из Украины в Польшу. Нам еще нужно проработать технические детали", — сообщил Телуш после встречи на брифинге.
Телуш напомнил, что ввоз украинского зерна с выгрузкой в Польше уже прекращен, но пока еще разрешен его транзит. Однако польские власти, по его словам, хотят "обезопасить Польшу".
"Я должен особо подчеркнуть, что мы продолжаем отказываться от транзита. Коридоры солидарности (сформированные Евросоюзом для вывоза агропродукции из Украины — ИФ) должны работать. Нам нужно помочь Украине, но так, чтобы это не было затратно для Польши", — сказал министр.
Накануне, власти Польши заявили, что выработали механизм, в соответствии с которым зерно с Украины не будет оставаться на территории страны. По информации польских СМИ, транспорты с зерном из Украины, идущие через Польшу, будет контролировать специальная система, которая проследит, чтобы продукция шла транзитом. Каждый транспорт с украинским зерном, следующий через Польшу, будет снабжен GPS-датчиками. При этом поначалу каждую фуру, следующую с Украины через Польшу, будет сопровождать конвой. Относительно зерна, которое уже находится на территории Польши, министр сельского хозяйства пообещал, что до июля излишки зерна — около 4 млн тонн — покинут Польшу, чтобы освободить место для нового урожая.
Правительство Словакии также одобрило введение с 19 апреля запрета на импорт зерна и некоторых сельскохозяйственных товаров с Украины, однако не ограничило их транзит по территории страны. Как сообщил на брифинге министр сельского хозяйства Словакии Самуэль Влчан, запрет импорта распространяется на зерновые, сахар, сухие корма, зерно, хмель, лен, коноплю, фрукты и овощи, продукты переработки фруктов и овощей, а также вино, этиловый спирт сельскохозяйственного происхождения, мед и продукты пчеловодства.
Запрет на ввоз украинского зерна в целях защиты своих сельхозпроизводителей вводят сразу три страны Евросоюза — Венгрия, Польша и Словакия. Их примеру может последовать и Болгария.
В Евросоюзе намерены изучить юридическую сторону решений приостановить импорт сельхозпродукции из Украины.
"Мы уже находимся в контакте с властями государств-членов ЕС, принявших такие меры, но также и с украинскими властями, чтобы лучше понять значение этих мер и их юридическое основание. Потому что в этом вопросе не все ясно", — заявила на брифинге в Брюсселе официальный представитель Еврокомиссии Мириам Гарсия Феррер.
Она указала на то, что торговая политика — это исключительная компетенция ЕС, и такие решения должны приниматься на уровне союза.
"Вот почему мы заявили, что односторонние действия невозможны в соответствии с торговой политикой ЕС", — добавила представитель ЕК.
Она напомнила, что на основе соглашения с Украиной до июня по предложению ЕК в целях солидарности с Киевом действует временная приостановка взимания таможенных тарифов на украинскую сельхозпродукцию, и будет сделано новое предложение по продлению такой практики, "потому что очень важно продолжать поддерживать Украину".
При этом Гарсия Феррер отметила, что в Брюсселе осознают, какие последствия имеет для сельхозпроизводителей сопредельных с Украиной стран беспошлинный импорт огромных объемов зерна. Поэтому наиболее затронутым государствам ЕС — Болгарии, Польше и Румынии — была оказана помощь в виде первого пакета из союзного фонда сельхозрезерва в 56 млн евро. При этом в ЕК понимают проблемы и других стран Восточной Европы, где оседает украинское зерно, это обсуждается в Совете ЕС.
"В связи с этим мы заявили о втором пакете мер, над которым уже работаем. Мы продолжим поддерживать эти страны, которые пострадали от украинского импорта", — пояснила пресс-секретарь, добавив, что о деталях этого пакета говорить пока рано.
В свою очередь глава службы официальных представителей ЕК Эрик Мамер отказался давать оценку действиям Польши и Венгрии, сославшись на то, что об этом стало известно только в минувшие выходные, и для изучения ситуации требуется время.
В ответ на вопрос, почему украинское зерно оседает в Евросоюзе, тогда как он должен был стать для него лишь зоной транзита, Мамер уточнил, что речь идет об экспорте, то есть о том, чтобы вывезти продукцию из Украины.
"Это соглашение, тем не менее, не предусматривает, что ЕС и его государства-члены организуют систему и определяют, кто будет окончательным получателем этой продукции. Это дело экономических операторов. Им лучше знать, что делать с этим на глобализованном рынке, особенно когда речь идет о зерне. Этот продукт может быть направлен в любой конец мира в зависимости от потребности, то есть не нам определять окончательный пункт назначения продуктов, поступающих из Украины", — добавил Мамер.