Interfax-Russia.ru — Совфед одобрил закон о единой системе публичной власти в РФ, который, в частности, снимает ограничение губернаторства двумя сроками подряд и унифицирует наименования глав регионов.
Законопроект о единой системе публичной власти в РФ был внесен в Госдуму в конце сентября. Его авторы — сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников — обосновали необходимость внесения изменений в целый ряд аспектов работы публичной власти в регионах России приведением законодательства в соответствие с обновленной Конституцией.
Резонансный законопроект
Документ вызвал неоднозначную реакцию в обществе. В частности, парламент Татарстана выступил против ликвидации должности президента республики.
Татарстан остается единственным субъектом РФ, где руководитель именуется президентом. Переименование высших должностей в регионах должно было завершиться к 2015 году, но Татарстан получил отсрочку, имея договор о разграничении полномочий с федеральным центром. Договор прекратил действие в 2017 году, но изменения в конституцию Татарстана внесены не были: в 2020 году Рустам Минниханов вновь избрался на новый срок как президент.
Депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов, озвучивая решение регионального парламента, указывал на то, что законопроект "вторгается в полномочия субъектов, детализирует, не оставляет никаких возможностей для того, чтобы самостоятельно субъект выстраивал свою исполнительную структуру и законодательную работу". Главное возражение было по унификации наименований руководителей субъектов.
Со своей стороны глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявил, что законопроект о региональной власти не будет корректироваться из-за критической позиции представителей Татарстана.
"И в действующем законе эта норма есть, и в принципе мы здесь ничего нового не сделали. Мы из 184-го действующего закона взяли эту норму и перенесли в наш проект. Здесь ничего не меняется, поэтому я не думаю, что здесь возможны какие-то коррективы", — пояснял Крашенинников журналистам свою позицию.
К тому же, по его словам, на начало ноября в Думу уже поступило более 80 заключений на законопроект, единственный отрицательный отзыв на документ отправил Татарстан.
В первом чтении проект закона о единой системе публичной власти в РФ Госдума приняла 9 ноября. Тогда против законопроекта выступили в КПРФ.
"Этот закон, по нашему мнению, необходим, но не все в нем гладко", — заявлял депутат Юрий Синельщиков.
В частности, он отметил, что сейчас в законе прописаны причины, по которым губернатор может быть отстранен президентом от должности, например, коррупция, а проект закона предусматривает, что теперь будет достаточно просто утраты доверия и "никаких обоснований не требуется".
Руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Владимир Жириновский заявил, что ЛДПР поддерживает проект закона, выступает за централизацию власти, и "надо давно уже сказать, что федерация неприемлема для России".
Замруководителя фракции "Справедливой России" Анатолий Лисицын отметил, что эсеры воздержатся от голосования по проекту закона, так как у него "одна цель" — "укрепление вертикали власти", и не предусматривается финансирования для подкрепления полномочий регионов.
"Может, это первый шаг к консервативному капитализму", — отметил Лисицын.
В партии "Новые люди" в целом инициативу поддержали.
"Такой закон нужен, но требует серьезной доработки", — сказал вице-спикер Госдумы Владислав Даванков.
Он сообщил, что фракция готовит большое число поправок ко второму чтению. В частности, Даванков посчитал, что два срока достаточно губернатору для того, чтобы реализовать планы.
Также от "Новых людей" выступала Сардана Авксентьева, заметив, что надо оставлять больше полномочий субъектам РФ, а федеральная власть относится к регионам, "как к детям". По ее словам, мнения во фракции разделились: некоторые верят, что законопроект можно исправить, вместе с тем сама Авксентьева заявила, что поддержать инициативу не сможет.
Правительство РФ подготовило положительный отзыв на законопроект. Вместе с тем, как сообщил "Интерфаксу" информированный источник, кабинет министров высказал большое количество замечаний к документу.
С учетом поправок
Второе чтение законопроекта состоялось через месяц. В частности, была поддержана поправка, внесенная спикерами Госдумы Вячеславом Володиным и Совета Федерации Валентиной Матвиенко, а также главами профильных комитетов обеих палат парламента Павлом Крашенинниковым и сенатором Андреем Клишасом, которая допускает возможность 30-дневной рассылки проектов законов в регионы для получения отзывов.
Первоначальное положение проекта закона предусматривало 15-дневную рассылку, что вызвало бурную критику у представителей субъектов РФ.
"Мы согласились, что в качестве общего правила можно установить срок рассылки законопроектов в регионы для получения отзывов 30 дней, но регламентом Госдумы в случае необходимости может быть предусмотрено и 15 дней", — сказал Крашенинников.
Поправка депутатов Татарстана о возможности называться президентом для главы субъекта была отклонена.
Вместе с тем ко второму чтению была одобрена поправка депутатов Татарстана, согласно которой наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ устанавливаются Конституцией, уставом и законами субъекта с учетом его исторических, национальных и иных традиций.
Ко второму чтению также была подержана поправка, согласно которой руководители регионов смогут обращаться в представительный орган муниципального образования с инициативой об отставке его главы.
Кроме того, "единороссами" ко второму чтению была внесена поправка, отменяющая действующую норму о том, что не менее 25% мандатов в региональных парламентах должны распределяться по партийным спискам, а остальные — по одномандатным округам.
В законопроекте этот барьер предложили совсем убрать, чтобы регионы могли отказаться от голосования по партийным спискам на выборах в парламенты субъектов федерации. Эту поправку критиковали и в КПРФ, и в "Справедливой России", и в ЛДПР.
Накануне окончательного чтения в Госдуме также одобрили поправку, согласно которой депутаты и сенаторы получат право выступать на заседаниях законодательных собраний регионов.
Согласно поправке, в заседаниях законодательного органа субъекта РФ "вправе участвовать, в том числе выступать, сенаторы Российской Федерации", представляющие в СФ данный регион, "депутаты Государственной думы, входившие в качестве кандидатов в региональную группу кандидатов федерального списка" или избранные от одномандатных округов конкретного региона. Предусматривается, что порядок участия определит само законодательное собрание.
Таким образом, в проекте закона были учтены замечания ряда депутатов, которые ранее не согласились с тем, что федеральные парламентарии смогут лишь присутствовать на заседаниях региональных парламентов.
Для рассмотрения поправки, по предложению спикера Госдумы Вячеслава Володина, законопроект о публичной власти вернули во второе чтение, чтобы в этот же день принять закон и в целом.
В окончательном варианте
Накануне в третьем, окончательном чтении закон о единой системе публичной власти в РФ приняла Госдума, а 15 декабря — одобрил Совет Федерации.
По закону, в уставе региона может быть установлено, как будет называться его руководитель, за исключением использования слов "президент" и "Российская Федерация". При этом закон предусматривает, что наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ устанавливаются Конституцией, уставом и законами субъекта с учетом его исторических, национальных и иных традиций.
Кроме того, глава региона может быть отрешен от должности президентом РФ, в том числе в связи с утратой доверия. Кроме того, президент вправе применять к главе субъекта РФ иные меры ответственности, такие как предупреждение, выговор.
Согласно закону, после отрешения главы региона от должности президентом бывший губернатор в течение пяти лет не сможет занимать такую должность ни в одном регионе.
При этом закон предусматривает, что и руководители регионов смогут обращаться в представительный орган муниципального образования с инициативой об отставке его главы.
В настоящее время глава региона не может быть избран на должность высшего должностного лица субъекта РФ более двух сроков подряд. Закон исключает возможность такого ограничения сроков полномочий. Законодательные собрания субъектов РФ после вступления в силу закона будут самостоятельно определять число сроков полномочий губернаторов. При этом документ предусматривает, что срок полномочий губернатора и регионального парламента составит пять лет. Сейчас срок полномочий определяется регионом, но не может превышать пяти лет.
Отдельной статьей закон унифицирует порядок внесения регионами законопроектов в Госдуму. Инициатива также предусматривает возможность дистанционной работы для Заксобраний; допускает полупрофессиональную основу деятельности их депутатов.
Закон допускает возможность 30-дневной рассылки проектов законов в регионы для получения отзывов. И предусматривает, что депутаты Госдумы и сенаторы могут выступать на заседаниях Заксобраний регионов.
Кроме того, закон позволит регионам полностью отказаться от голосования по партийным спискам на выборах в парламенты субъектов федерации.
Помимо этого, документ закрепляет право федеральных органов власти участвовать в формировании региональных министерств в сферах образования, финансов, здравоохранения, а также жилищного и строительного надзора. В частности, региональный Минфин будет возглавлять чиновник, кандидатура которого согласовывается с Минфином РФ.
Как отметил накануне на заседании Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству его руководитель Клишас, в Госдуме прошли дискуссии по поводу этого документа, и к его второму чтению поступило больше 400 поправок.
"Мы все конфликтные вопросы сняли базово, Конституции соответствует", — сказал он, говоря об итогах рассмотрения закона Думой.
В свою очередь член комитета Людмила Нарусова заявила, что будет голосовать против данного документа.
"Я считаю, что закон отражает федеральный интерес, интерес администрации президента, но далеко не всегда отражает исторические особенности регионов, поэтому я против", — сказала она на заседании комитета.
Со своей стороны сенатор Елена Мизулина предложила проводить мониторинг правоприменения данного закона и разъяснять его положения.