Interfax-Russia.ru — Граждане России смогут отказаться от оплаты навязанных товаров и услуг. Какие запреты внесут в закон "О защите прав потребителей"?

Какие дополнения предложил внести Роспотребнадзор в закон "О защите прав потребителей"?
Идею законодательного запрета навязывания продавцами потребителям дополнительных услуг Роспотребнадзор озвучил еще летом прошлого года.
В разработанном ведомством законопроекте ст.16 закона "О защите прав потребителей" предлагалось дополнить новым пунктом, "предусматривающим запрет на навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг), в том числе путем проставления продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) автоматических отметок о согласии с их приобретением (оказанием, выполнением)".
В проекте закона говорилось, что потребитель будет вправе отказаться от оплаты таких товаров (работ, услуг), а если они оплачены, потребовать от продавца (исполнителя, владельца агрегатора) возврата уплаченной суммы.
В Роспотребнадзоре отмечали, что решение проблемы навязывания потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату имеет большое общественное и социальное значение, поскольку такие действия зачастую основаны на манипулировании, угрозе применения к потребителю негативных последствий, в том числе отказа в заключении договора, неприменении скидки на товар или услугу, взыскание с потребителя убытков или неустойки.

Чаще всего допуслуги навязывают при реализации авиабилетов и железнодорожных билетов дистанционным способом
По данным ведомства, чаще всего дополнительные услуги навязывают:
- при реализации авиабилетов и железнодорожных билетов дистанционным способом, где заведомо проставляют в форме основного договора согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования (автоматическое согласие);
- при взимании с собственников многоквартирного дома платы за оказание услуг, не относящихся к услугам по содержанию и ремонту жилья и коммунальным услугам, таких, как "телетрансляция", "страхование имущества", "консьерж", "кабельное телевидение" и другие.
Законопроект о запрете навязывания дополнительных товаров и автосогласия на услуги был внесен в Госдуму в декабре 2024 года
Разработанный Роспотребнадзором проект федерального закона, призванный пресечь практики навязывания потребителю дополнительных товаров и услуг, был одобрен правительством РФ и в начале декабря прошлого года внесен в Государственную Думу.

Разработанный Роспотребнадзором проект закона, призванный пресечь практики навязывания потребителю допуслуг, внесли в Госдуму в начале декабря прошлого года
Согласно действующему законодательству, продавец не имеет права выполнять платные дополнительные работы или услуги без согласия потребителя. Если такие услуги были оказаны без согласия, то потребитель может отказаться от оплаты и требовать возврата денег.
В новой версии ст.16 закона "О защите прав потребителей" уточнятся, что получать согласие клиента нужно не только при оказании дополнительных платных работ или услуг, но и при продаже дополнительных товаров.
Как пояснял премьер-министр России Михаил Мишустин, в случае принятия законопроекта покупатель должен будет дать письменное согласие на получение допуслуг, автоматические отметки ими не являются. При этом сохранится право отказаться от оплаты дополнительных услуг.
"А если на это все же вынудили перечислить средства, люди могут потребовать от продавца вернуть потраченную сумму", — указывал глава кабинета министров.
Он высказал надежду, что предлагаемые изменения позволят "усилить защиту прав наших потребителей, а также добросовестных предпринимателей, которые избегают подобных уловок в своей деятельности".
Госдума приняла в первом чтении проект закона о праве граждан отказаться от оплаты навязанных товаров и услуг
Законопроект о защите граждан от излишних трат и манипулирования Госдума рассмотрела и приняла в первом чтении на заседании 28 января.
Проект закона предлагает:
- только с согласия потребителя осуществлять продажу дополнительных товаров, услуг и работ за отдельную плату;
- установить запрет на их навязывание до заключения договора о приобретении основных товаров, работ и услуг;
- исключить проставление автоматических отметок о согласии на покупку дополнительных товаров, работ и услуг;
- предоставить право гражданам отказаться от оплаты навязанных товаров, работ и услуг, а если списание денежных средств произошло — потребовать их возврата;
- не допускать формирования продавцом условий, предполагающих изначальное согласие на приобретение дополнительных товаров, работ и услуг.

Госдума приняла в первом чтении проект закона о праве граждан отказаться от оплаты навязанных товаров и услуг
Председатель Госдумы Вячеслав Володин, комментируя инициативу, отметил ранее, что чаще всего навязывание услуг "происходит при приобретении авиа- и железнодорожных билетов дистанционным способом", когда люди даже не замечают, как автоматически им предоставляют дополнительные платные услуги в виде страхования, смс-оповещения и другого.
"Еще один распространенный способ навязывания — замена положенных по полису обязательного медицинского страхования услуг на платные. 43% опрошенных граждан подтвердили, что оказывались в подобной ситуации", — написал председатель Госдумы в своем телеграм-канале.
По его словам, нужно "защитить граждан от излишних трат, заключения договоров на невыгодных для них условиях, манипулирования, а в отдельных случаях — угроз и шантажа".
Какие еще сферы торговли и услуг может затронуть законопроект?
Комитет Госдумы по промышленности и торговле также высказался за дополнение документа ко второму чтению механизмом решения проблемы навязывания условий для получения скидки при продаже автомобилей в автосалонах.
В своем заключении комитет обратил внимание, что при покупке автомобиля покупателю часто предлагают выполнить ряд условий, чтобы получить скидку. Например, заключить кредитный договор или договор добровольного страхования жизни и здоровья.
При этом при досрочном расторжении покупателем дополнительных договоров автосалоны аннулируют скидки, а с потребителей требуют доплату.
Ко второму чтению законопроекта этот вопрос должен быть урегулирован.
В свою очередь главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин еще год назад отмечал необходимость введения в РФ обязательства для кредитных организаций вести и хранить записи бесед с клиентами при продаже небанковских продуктов. По его мнению, подобная мера позволила бы противодействовать практике мисселинга, обеспечив доказательную базу в спорах о неправомерном навязывании дополнительных услуг.

Главный финуполномоченный Юрий Воронин считает необходимым кредитным организациям вести и хранить записи бесед с клиентами при продаже небанковских продуктов
Воронин указывал на то, что запись взаимодействия с потребителями финуслуг поможет дополнить инструментарий и "доказательную базу", которую финуполномоченные могут использовать при рассмотрении досудебных споров финорганизаций с потребителями. Наличие такой записи поможет не только Службе финансового уполномоченного "но и регулятору, и судебным инстанциям в равной степени, потому что они в таком же положении, рассматривая в рамках своей компетенции жалобы потребителей".
Сложность выявления подобных практик нередко заключается в том, что "по форме там все правильно, а по существу безобразие".
"Искусство формирования договоров достигло изощренных форм — когда информирование идет через всякие отсылки, оговорки, потребитель действительно не в состоянии понять, на что он подписывается", — говорил Воронин.
В качестве примера он тогда привел в пример продажу договоров инвестиционного страхования жизни, когда "продукт подается потребителю как особо выгодная альтернатива банковскому вкладу". Но при этом при продаже банком "скромно умалчивается, что система защиты Агентства по страхованию вкладов, в отличие от того же банковского вклада, на такие программы не распространяется".
Срок возврата средств потребителю за навязанные услуги могут сократить до трех дней
Роспотребнадзор со своей стороны рассмотрит возможность сократить срок возврата денежных средств до трех дней потребителям, которые решили вернуть деньги за навязывание им товаров и услуг.
Такие поправки могут быть проработаны и внесены в закон "О защите прав потребителей", сообщила глава ведомства Анна Попова на заседании Госдумы. В настоящий момент, согласно закону "О защите прав потребителей", возврат денежных средств осуществляется в течение 10 дней.

Глава Роспотребнадзора Анна Попова пообещала, что законопроект будет распространяться на все услуги и товары
Попова также отметила, что законопроект будет распространяться на все услуги и товары, в том числе и на те, что оказывают медицинские организации.
"Законопроект не содержит никаких изъятий, любые услуги, любые товары, любые работы попадают под этот закон, под их оказание", — сказала Попова.
Глава ведомства напомнила, что максимальный размер штрафа для юридических лиц может составить 40 тыс. рублей, в то время, когда средняя сумма навязанной услуги колеблется от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.
Ожидается, что, в случае принятия, поправки к закону "О защите прав потребителей" вступят в силу с 1 сентября 2025 года.