Interfax-Russia.ru – Правительство РФ для стабилизации цен и насыщения внутреннего рынка продлит эмбарго на экспорт бензина и введет запрет на экспорт дизельного топлива для непроизводителей.

Рост цен
Биржевые цены на бензины уверенно росли все лето, несмотря на то, что с конца июля до конца августа был введен запрет на экспорт бензина для производителей. Для непроизводителей этот запрет действует до конца октября.

В августе цены на бензины на бирже перешагнули рекорды, достигнутые на пике ценового кризиса 2023 года, для преодоления которого впервые в истории России ввели запрет на экспорт нефтепродуктов.

В сентябре рост цен на бензин возобновился
В конце августа бензиновые цены усилиями всех участников биржевых торгов опустились, дав надежду нефтяникам на получение демпфера, если он будет скорректирован задним числом. Но в начале сентября рост бензиновых цен на бирже возобновился, обострив вопрос получения демпфера теперь уже за сентябрь. Все это произошло на фоне продления запрета экспорта бензина для всех участников рынка и на сентябрь.
Бензин с проблемами
Вице-премьер РФ Александр Новак еще в августе на фоне рекордных цен на бензин провел два совещания по ситуации на рынке нефтепродуктов. В ходе последнего Минэнерго было поручено отслеживать ситуацию на рынке нефтепродуктов для надежного обеспечения внутреннего рынка топливом и соблюдения баланса цен в розничном сегменте, Минэкономразвития - проанализировать параметры, влияющие на формирование розничных цен на топливо.
По информации источников "Интерфакса", компаниям было рекомендовано ускорить сроки проведения ремонтных работ на НПЗ и вывести на рынок имеющиеся резервы. Некоторые компании пообещали увеличить переработку. По словам одного из собеседников, прогнозировалось, что в сентябре производство бензинов превысит спрос на внутреннем рынке.

В ряде российских регионов был зафиксирован дефицит топлива
Однако рост цен продолжился, а в ряде регионов был зафиксирован дефицит топлива.
Для стабилизации ситуации
Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (Петербургская биржа) в начале сентября ужесточила правила торгов бензинами. В пресс-службе Минэнерго "Интерфаксу" пояснили, что изменения правил торгов направлены на стабилизацию ценовой ситуации и поддержаны большинством участников торгов.
"Данные меры позволяют сохранить рыночные принципы биржевого ценообразования, сохранят ликвидность и прозрачность биржевых торгов, и при этом носят краткосрочный временный характер", - сообщили в ведомстве.
Собеседники агентства на топливном рынке назвали введенные меры жестким ограничением торгов, целью которого должна стать остановка роста цен на бензины.
На текущей неделе Петербургская биржа ужесточила правила торгов и дизтопливом, чтобы остановить рост цен на этот товар.

Федеральная антимонопольная служба предложила проработать механизмы, не допускающие ценовых пиков на биржевых торгах
Фото3: Федеральная антимонопольная служба предложила проработать механизмы, не допускающие ценовых пиков на биржевых торгах
Одновременно появилась информация, что правительство РФ обсуждает продление действующего в сентябре запрета на экспорт бензина для производителей еще и на октябрь, а также возможность введения запрета на экспорт дизтоплива. Об этом "Интерфаксу" сообщили источники, знакомые с ходом обсуждения.
Со своей стороны Федеральная антимонопольная служба предложила участникам топливного рынка топлива и Петербургской бирже проработать механизмы, не допускающие ценовых пиков на биржевых торгах.
Эмбарго продлили
Новак накануне проинформировал о решении продлить до конца года запрет на экспорт бензина для всех участников. Также, по словам вице-премьера, до конца года будет введен запрет на экспорт дизельного топлива для непроизводителей.

Вице-премьер РФ Александр Новак сообщил о решении продлить до конца года запрет на экспорт бензина для всех участников
"Это позволит нам дополнительно обеспечить рынок нефтепродуктами", - сказал Новак, уточнив, что экспорт бензина будет запрещен до конца года для всех участников, кроме поставок по межправсоглашениям.
Между тем, по словам источников "Интерфакса" в нефтегазовых компаниях, дизельного топлива на рынке пока много: его производится в два раза больше, чем потребляется, даже в условиях внеплановых ремонтов, и смысла ограничивать его вывоз производителям нет. Если же экспорт для производителей все же запретят, им придется снижать объемы переработки, что, в свою очередь, вызовет сокращение производства бензинов, сказал один из источников.
Другой собеседник пояснил, что в России производят много дизтоплива именно экспортного качества, невостребованного на внутреннем рынке, а ряд заводов выпускает исключительно его, поэтому запрет на экспорт приведет к их затовариванию нефтью и необходимости снижать переработку. Кроме того, говорят источники, рентабельность продаж на внутреннем рынке сейчас даже выше, чем на внешнем, поэтому мера для производителей неактуальна.
Решение по демпферу
Вице-премьер также сообщил, что будут приняты и решения по изменению демпфера. По его словам, соответствующий индикатор будет повышен на 10 п.п. с сентября.
"Будут внесены изменения в законодательстве, Минфин в ближайшее время подготовит изменения", - сказал Новак.

Минфин в ближайшее время подготовит решения по изменению демпфера
Согласно действующему Налоговому кодексу, если оптовые цены на топливо в России слишком сильно растут и в среднем за месяц отклоняются от установленных индикативных цен (60 тыс. 450 рублей за тонну - по бензину, 57 тыс. 200 рублей за тонну по ДТ в 2025 году) более чем на 10% по бензинам и 20% по дизтопливу, то демпфер за этот месяц не выплачивается.
По итогам августа средняя биржевая цена 92-го бензина по территориальному индексу европейской части России составила 69 тыс. 340 рублей за тонну при демпферной отсечке в 66 тыс. 495 рублей за тонну. При текущей формуле демпфера нефтяники могут не получить демпфер по бензинам, но получат его по дизельному топливу (выплаты за август будут осуществлены в октябре).
Власти выплачивают демпфер как субсидию нефтяным компаниям, чтобы те сдерживали внутренние цены на топливо при высоких экспортных нетбэках.
Пока в практике топливного демпфера прецедент с обнулением случился лишь единожды - в разгар ценового кризиса 2023 года, тогда компании не получили из бюджета топливный демпфер за сентябрь, поскольку средние биржевые цены и на бензин, и на дизтопливо в том месяце оказались гораздо выше отсечки.
После этого по просьбе нефтяников расчеты демпфера по бензину и дизельному топливу были разделены, а по каждому из видов топлива был установлен предельный уровень превышения биржевых цен.
Минфин в рамках налоговых поправок к проекту трехлетнего бюджета предлагает продлить на 2027 и 2028 годы действие специального коэффициента, который позволял снижать выплаты нефтяникам из бюджета РФ по топливному демпферу.
Одновременно подготовленные Минфином поправки предусматривают установление на 2028 год условных значений средних оптовых цен на моторное топливо, которые будут использоваться при расчете демпфирующей компоненты акциза на нефтяное сырье, направляемое на переработку.
Баланс сложен
Новак вместе с тем признал, что небольшой дефицит нефтепродуктов в России в настоящее время есть.
"В штабном режиме Минэнерго совместно с нефтяными копаниями, РЖД, Минтрансом работают по увеличению и объемов производства (нефтепродуктов - ИФ) и обеспечению внутреннего рынка. На сегодняшний день, действительно, есть небольшой дефицит нефтепродуктов, который покрывается за счет накопленных остатков, всегда такая практика была", - сказал вице-премьер РФ.
При этом он добавил, что на топливном рынке "баланс в целом и по сентябрю, и октябрю сложен".