Санкт-Петербург. 12 марта. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Эрмитаж приступил к проекту реставрации портретов представительниц императорской семьи Романовых, сообщает пресс-служба музея в пятницу.
Первой отреставрированной картиной в рамках проекта стал портрет императрицы Екатерины II кисти Пьера-Этьена Фальконе, который в декабре 2019 года уже был представлен на выставке "Это сам Потемкин!" в Эрмитаже. В данный момент реставраторы Эрмитажа работают над картиной французской художницы Элизабет Виже-Лебрен, где изображена императрица Мария Федоровна.
"После завершения реставрации портрета Марии Федоровны мы будем продолжать совместную работу. Хранители уже занимаются подбором полотна для нового проекта в рамках программы", - цитирует пресс-служба директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.
При поступлении в лабораторию научной реставрации станковой живописи Эрмитажа портрет Екатерины Великой был в достаточно плохой сохранности - наблюдались деформации холста, повреждения красочного слоя.
"Художники-реставраторы укрепили холст и красочный слой, утоньшили потемневший лак и удалили поздние прописи. В результате были выявлены яркий колорит и живописные достоинства портрета, а также открыты авторская подпись Фальконе и год создания картины - 1774, ранее подпись не читалась из-за потемневших лаковых слоев", - говорится в сообщении.
Под изображением Екатерины II обнаружен незаконченный вариант многофигурной композиции на античный сюжет. Художник использовал холст с уже начатой картиной, написав поверх портрет императрицы.
В настоящее время сотрудники лаборатории работают над портретом Марии Федоровны кисти Виже-Лебрен.
После снятия картины с вала реставраторы обнаружили сильные деформации и изломы холста, а также местами осыпающийся красочный слой. Исследование в свете видимой ультрафиолетовой люминесценции показало многочисленные поздние прописки и записи в лаковых слоях.
На первом этапе работы реставраторы укрепили красочный слой и грунт; устранили деформации холста, натянули картину на новый подрамник. Подобные процедуры позволяют предотвратить дальнейшие разрушения и укрепить все элементы структуры произведения.
"После раскрытия живописи от поздних наслоений проявился авторский колорит, стали видны цветовые отношения оригинальной живописи, присущие знаменитой художнице. В настоящее время идет работа над завершающим этапом - восполнением утрат красочного слоя для восстановления эстетической целостности и экспозиционного вида картины", - отмечают в музее.