Cанкт-Петербург. 16 мая. ИНТЕРФАКС - В Аполлоновом зале Зимнего дворца в субботу начинает работу выставка "Три нидерландские Мадонны. К завершению реставрации", сообщает пресс-служба Эрмитажа.
Будут представлены три картины из коллекции нидерландской живописи Эрмитажа, недавно прошедшие реставрацию. Одна - из постоянной экспозиции Эрмитажа: "Мадонна во Славе" кисти Яна Провоста. Два других произведения - "Мадонна с Младенцем" того же автора и "Мадонна с Младенцем" Яна Госсарта (Мабюзе) - долгое время находились в фондах музея, поэтому современные зрители не могли их видеть.
Все эти работы были созданы в первой четверти XVI века - незадолго до того, как всю Фландрию захлестнуло иконоборческое движение, когда уничтожались многие религиозные произведения искусства.
Уцелевшая "Мадонна во Славе" была выполнена в 1524 году для алтаря в соборе Святого Донациана в Брюгге. Однако совсем недолго картина украшала алтарь: вскоре она оказалась замурована в стену, где была скрыта от глаз более двух веков - произведение надёжно спрятали от иконоборцев и забыли достать. Обнаружили картину в руинах разрушенного собора случайно, только в конце XVIII века.
После реставрации "Мария во Славе" вновь обрела красочное звучание, а реставрационные работы открыли новые интересные детали в изображении фигур и пейзажа. Теперь на картине отчётливо видны башни замка в центре полотна. По мнению специалистов, замок может иметь реальный прототип - знаменитый остров-крепость Мон-Сен-Мишель во Франции. Эту гипотезу подтверждает и биография художника: известно, что Провост бывал во Франции. На картине один из кораблей рядом с замком завалился на бок, сев на мель. Эта деталь также подтверждает предположение, ведь бухта Сен Мишель известна самыми большими приливами и отливами на европейском побережье.
"Мадонна с Младенцем", второй экспонат выставки, является выпиленным фрагментом большого алтарного произведения. Такое вмешательство в первоначальную композицию тоже могло быть способом спасения картины - через сохранение её самой значимой части.
Удаление записей, внесённых реставраторами XVIII-XIX веков, позволило вернуть работе первоначальную чистоту красок XVI века. На прежде тёмном фоне проявилось яркое золотое свечение, над головой Мадонны стала отчётливее видна переливающаяся корона с драгоценными камнями, а одежды ангелов из грязно-зеленых вновь стали белоснежными.
Важное открытие было сделано во время реставрации "Мадонны с Младенцем". Ранее она считалась копией утраченного оригинала, упомянутого Карелом ван Мандером в его "Книге о художниках". Однако проведенный дендрохронологический анализ позволил датировать доску годами жизни и активного творчества Госсарта (1478-1532). П
Проведённые работы позволили представить картины широкому зрителю и обогатить постоянную экспозицию нидерландского искусства. Теперь произведения можно будет увидеть в состоянии, максимально приближенном к авторскому замыслу: в ярких сочных красках, с множеством деталей, свойственных нидерландским картинам и долгое время скрытых от взгляда.
Дополнением экспозиции станет мультимедийный киоск с материалами о реставрации представленных на выставке картин и фильм о "Мадонне во Славе".