Interfax-Russia.ru - Совет Федерации на заседании в пятницу одобрил закон, регулирующий административную ответственность для владельцев VPN-сервисов, а также вводящий штрафы за целенаправленный поиск запрещенных в РФ материалов.

Так, КоАП РФ дополнен статьей 13.53 об ответственности за умышленный поиск в интернете "заведомо экстремистских материалов", включенных в список экстремистских материалов и получение доступа к ним, в том числе с использованием VPN. Это повлечет наложение штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Ранее председатель комитета Госдумы по информационной политике Сергей Боярский, комментируя закон в своем телеграм-канале, отметил, что поправки предусматривают наказание за намеренный поиск и использование экстремистских материалов, которые находятся в списке Минюста. "Сейчас в нем порядка 5,5 тысяч таких материалов", - сказал он.
Глава комитета обратил внимание, что закон не предусматривает штрафов за использование запрещенных в РФ Instagram и Facebook с помощью VPN.
В свою очередь первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин также пояснил, что согласно закону "сам факт использования VPN правонарушением считаться не будет".
Закон предусматривает штраф лишь за целенаправленный поиск в интернете экстремистских материалов, пояснил журналистам заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев. "Если целенаправленно не заниматься поиском экстремистских материалов, бояться нечего", - сказал Валеев.
VPN-СЕРВИСЫ
Закон вводит ответственность за рекламу VPN-сервисов: штраф для граждан составит от 50 тыс. до 80 тыс. рублей; для должностных лиц - от 80 тыс. до 150 тыс. рублей; на юридических лиц - от 200 тыс. до 500 тыс. рублей.
Кроме того, согласно закону, неисполнение владельцем VPN порядка взаимодействия с Роскомнадзором повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 тыс. до 80 тыс. рублей; на должностных лиц - от 80 тыс. до 150 тыс. рублей; на юридических лиц - от 200 тыс. до 500 тыс. рублей.
Отказ владельца VPN-сервисов подключиться к государственной информационной системе информационных ресурсов, доступ к которым ограничен, повлечет аналогичный штраф. Такой же штраф последует и за неисполнение владельцем VPN-сервиса обязанности ограничить доступ к запрещенным в РФ информационным ресурсам.
Повторное совершение всех упомянутых выше нарушений влечет штраф для граждан в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рублей; для должностных лиц - от 200 тыс. до 300 тыс. рублей; для юридических лиц - от 800 тыс. до одного миллиона рублей.
ПЕРЕДАЧА НОМЕРА
Закон вводит штраф для граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей за незаконную передачу абонентского номера иному лицу. В случае передачи юрлицом или ИП возможности пользоваться услугами подвижной радиотелефонной связи лицам без оформления договора последует штраф для индивидуальных предпринимателей в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей; для юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
В примечании указывается, что не будет являться административным правонарушением "безвозмездная кратковременная передача абонентом" номера иному лицу для получения таким лицом услуг связи в личных целях.
Закон вводит в КоАП РФ новую статью 13.29(2) об ответственности за передачу информации, необходимой для регистрации и авторизации пользователя интернета. Это повлечет штраф для граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; для индивидуальных предпринимателей - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей; для юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. Согласно примечанию, не будет являться правонарушением передача информации, необходимой для регистрации или авторизации пользователя иному лицу для "правомерного использования таким лицом функциональных возможностей информационного ресурса" по поручению пользователя интернета или с его согласия.
Еще одна новая статья 13.29(3) предусматривает ответственность за использование абонентского терминала пропуска трафика или виртуальной телефонной станции с нарушением требований законодательства РФ. Это повлечет штраф для граждан в размере от 50 тыс. до 80 тыс. рублей; для должностных лиц - от 80 тыс. до 150 тыс. рублей; для юридических лиц - от 200 тыс. до 500 тыс. рублей
МИГАЛКИ
Закон также повышает штраф за непредоставление преимущества транспорту с проблесковыми маячками.
Так, непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета или проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом влечет наложение административного штрафа в размере от 7,5 тыс. до 10 тыс. рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года. Сейчас штраф составляет от 4,5 тыс. до 7,5 тыс. рублей.
Кроме того, статья 12.17 КоАП РФ дополняется новой частью 3 о введении ответственности за "непредоставление преимущества в движении транспортному средству, не имеющему нанесенных на наружные поверхности специальных цветографических схем, надписей и обозначений, с одновременно включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемому им транспортному средству".
Это повлечет наложение аналогичного штрафа в размере от 7,5 тыс. до 10 тыс. рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.
ОБСУЖДЕНИЕ
Закон вызвал оживлённую дискуссию на заседании Совета Федерации.
Так, сенатор Людмила Нарусова назвала порочной практикой, когда к законопроекту, который при внесении в парламент, касался одной сферы, впоследствии вносятся поправки, относящиеся к совершенно другим областям регулирования.
"Закон о транспортно-экспедиционной деятельности. Но сюда тихой сапой ввели именно те положения по цифровому пространству, которые вызывают активное обсуждение в обществе. Это на языке наших думских коллег называется "прицеп". (...) Мы очень много раз говорили, что закон не должен быть с прицепом поправок совершенно других новелл из другого законотворчества. И тем не менее, эта порочная практика продолжается. И это первое, что вызывает большие нарекания и сомнения в этом законе", - сказала Нарусова.
По ее словам, непонятно, как по такому закону голосовать парламентарию, если он поддерживает лишь часть предложенных поправок, а с другими новеллами не согласен.
В свою очередь сенатор Владимир Кожин поинтересовался у присутствовавшего на заседании статс-секретаря - замминистра цифрового развития Ивана Лебедева, кто и каким образом будет определять умышленность поиска экстремистских материалов.
Представитель Минцифры в свою очередь отметил, что эта оценка будет проводиться по совокупности данных, полученных в рамках возбужденного уголовного дела и оперативно-разыскных мероприятий по нему.
"Большое количество мероприятий, которые проводятся и которые дают все основания полагать, что человек умышленно неоднократно совершает поиск этих экстремистских материалов. В рамках оперативно-разыскной деятельности, безусловно, есть мероприятия, которые позволяют понимать, о чем говорит человек по телефону, какие места он посещает, с кем он встречается. И мне кажется, совокупность этих сведений безусловно и очевидно может указывать на то, что человек готовит совершение серьезного преступления, и никак иначе", - отметил Лебедев.
"Посмотрите, сколько граждан было под разными предлогами отправлено поджигать военкоматы, автомобили сотрудников правоохранительных органов, военных и так далее. Все это делалось с использованием технологий VPN. Ни один нормальный человек не посещает, поверьте, такие сайты. И когда уголовное дело возбуждено, когда в рамках дополнительных, уже оперативных мероприятий, все понимают, чем занимается человек, это всего-навсего является серьезным отягчающим обстоятельством, которое фиксирует, что человек злоумышленно, направленно много времени посвящает этому и готовит серьезные преступления в стране", - сказал Лебедев.
По его мнению, при таких обстоятельствах "привлечь человека, которой по-настоящему не виноват, просто-напросто невозможно".
"Здесь абсолютно понятный, прозрачный механизм доказывания этого мероприятия", - считает замминистра.
Лебедев заверил: "Демонизация, что это коснется широких масс граждан, это, безусловно, серьезный перебор - такого точно не будет".
Со своей стороны, глава комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас подчеркнул, "что это не затронет широкие массы граждан по одной простой причине - оперативно-разыскная деятельность по административным делам не проводится, это невозможно".
"Никто не будет останавливать людей и проверять их телефоны", - сказал он.
При этом он сообщил, что "поскольку риски злоупотребления при правоприменении существуют", комитет предлагает попросить генпрокурора РФ, чтобы он в своем ежегодном докладе Совету Федерации о состоянии законности (как правило в апреле каждого года - ИФ) специально обратил внимание на то, как применяются нормы данного закона.
В свою очередь спикер СФ Валентина Матвиенко попросила сенаторов поддержать закон, назвав его нужным, однако заметила, что "есть и другие пути решения этой проблемы".
По ее словам, парламентарии вынуждены принимать такой закон из-за недостаточности технических возможностей блокировки экстремистских материалов.
По мнению Матвиенко, Россия сильно отстала от целого ряда стран, в том числе Китая и некоторых государств Европы, по технологическим возможностям борьбы с такого рода сайтами.