Самара. 5 августа. ИНТЕРФАКС - Инженеры и студенты Самарского университета им. Королёва разработали и изготовили масштабную испытательную летающую модель десятиместного пассажирского экраноплана "ОРОС-1", создаваемого компанией "Ферсель" (г. Москва), в ходе испытаний которого планируется отработать аспекты полета будущего экраноплана, сообщает пресс-служба вуза во вторник.
Согласно проекту, такой экраноплан сможет брать на борт десять пассажиров, на перспективу предполагается и расширенный вариант с 15 пассажирами.
"Малые экранопланы, способные взлетать с поверхности рек и озер и садиться на воду, смогут, например, решить проблему транспортной доступности многих небольших населенных пунктов, расположенных на берегах рек. Им не нужен оборудованный аэродром со взлетно-посадочными полосами, достаточно понтонного причала, а скорость у них, разумеется, гораздо выше, чем у катеров и лодок", - приводятся в сообщении слова доцента кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов, руководителя интерактивного комплекса опережающей подготовки инженерных кадров на основе современных цифровых технологий "Системный инжиниринг беспилотных авиационных систем" Самарского университета им. Королёва Олега Лукьянова.
Испытательная модель по размерам меньше будущего экраноплана примерно в пять раз: длина фюзеляжа и размах крыльев у модели около 3,5 м. Она изготовлена в беспилотном варианте, скорость полета - до 90 км в час.
Планируется, что испытания пройдут на одном из водоемов в черте Самары.
"В процессе изготовления модели мы в тесном сотрудничестве с конструкторами Инженерного центра "Ферсель" проводили доработку конструкции. Также, поскольку это летательный аппарат нестандартного типа, нами была создана специальная система управления для экраноплана. Взлёт с воды и приводнение, как и само перемещение над водной поверхностью, имеют свою специфику, там много особых нюансов, поэтому у этого аппарата очень сложная аэродинамическая схема: есть переднее горизонтальное оперение, заднее хвостовое оперение и крыло сложной формы. На каждой несущей поверхности есть управляющие поверхности или механизация", - цитирует пресс-служба Лукьянова.
По словам ученого, самый мощный двигатель - в хвостовой части фюзеляжа, еще два, чуть менее мощных, - на переднем оперении.
Создание модели заняло около девяти месяцев, работы велись в Научно-технологическом центре композиционных материалов, на технологической базе Передовой инженерной аэрокосмической школы Самарского университета им. Королёва. Модель сделали разборной. Фюзеляж и крылья аппарата изготовили из стеклопластика методом формования.
Для изготовления использовалась установленная в научно-технологическом центре композиционных материалов система для термовакуумного формования изделий из полимерных композиционных материалов, произведенная ульяновской компанией "Дельта-М".
Экраноплан - транспортное средство для перемещения на небольшой - до нескольких метров - высоте за счет взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности воды, земли, льда или снега.
Экранопланы могут с большой скоростью перемещаться по маршрутам, которые недоступны для обычных судов. По классификации Международной морской организации (ИМО) и Международной организации гражданской авиации (ИКАО) экраноплан рассматривается как судно, способное летать.