Власти Ульяновской области ежегодно принимают участие в Петербургском международном экономическом форуме и – как итог — уезжают с подписанными соглашениями и новыми договоренностями. О том, какие важные проекты уже реализуются в регионе, а какие планируются в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Ульяновской области Алексей Русских.
— Наша встреча проходит на ПМЭФ. И, конечно же, не могу не спросить: с какими планами и намерениями Вы приехали? Удалось достичь новых договоренностей и соглашений?
— Петербургский экономический форум для региона — очень значимая площадка. Мы ежегодно присутствуем здесь и каждый раз уезжаем с подписанными соглашениями, с новыми инвестициями, с новыми проектами.
Не исключение и форум в этом году. Сегодня было подписано соглашение с дочерней компанией "Росатома" о создании в Ульяновской области производства лопастей для ветрогенераторов. Инвестиции — 2,3 млрд рублей, более 400 рабочих мест высокооплачиваемых.
Понятно, что эта компания пришла не на пустое место. У нас работала датская компания Vestas, которая уже производила эти лопасти, но в связи с санкциями вынуждена была уйти. Мы сумели сохранить компетентный рабочий коллектив, также сохранились производственные площади. На этот актив и заходит сейчас дивизион Росатома, и уже до декабря 2024 года первая композитная лопасть будет произведена. Мощности рассчитаны на 450 изделий в год.
Также подписали соглашение с компанией "Арнест" о строительстве завода по производству алюминиевой банки для напитков. Сейчас у нас в стране дефицит такой тары. Объем инвестиций в проект — более 10 млрд рублей. Группа компаний "Арнест" выкупила активы американской компании Ball — крупнейшего в мире производителя алюминиевых банок, но в связи с санкциями они проект остановили, покинули. Сейчас с компанией "Арнест" мы будем этот проект завершать. Завод активно строится. В планах — выпуск продукции уже в I квартале 2024 года. Это наиболее знаковые проекты.
— Как пополнится инвестпортфель региона по итогам форума?
— Я думаю, что миллиардов на 20 новых инвестиций мы должны привезти.
— Новые логистические связи — актуальная тема последнего времени. Ульяновская область в числе прочих волжских регионов активно говорит о коридоре в Персидский залив. Есть уже ясность в этом вопросе?
— Нами была проведена большая работа в этом направлении: проанализированы объемы экспортно-импортной загрузки торгово-логистического направления Средняя Волга — Каспийское море — Персидский залив, оценены риски, прорабатываются выявленные проблемы.
Могу сказать, что в настоящий момент упаковка проекта находится на завершающем этапе, контуры его реализации понятны. С нами уже работают и логистические партнеры, и соседние регионы.
Данный проект является составной частью транспортного коридора "Север-Юг". Он позволит обеспечить прямую доставку сборных грузов от портовых терминалов Средней Волги, а также регионов Приволжья и Европейской России к Каспийскому морю и далее до портов Персидского залива и Индии.
Канал поможет предпринимателям осуществлять поставки без лишних посредников, использовать все преимущества "свободных" портов и специализированных таможенных терминалов для хранения продукции, производимой в регионах России.
Кроме того, преимуществом проекта является комплексный сервис по импорту и экспорту, включающий судовой фрахт судов, страхование, работу независимых экспертов, разгрузку и другие портовые услуги, таможенное оформление, юридические услуги, обеспечение гарантийных расчетов, экспедирование.
Сегодня уже есть подтвержденные заявки на поставку более 500 тысяч тонн грузов и контракты "обратной загрузки".
Главная задача в рамках проекта на ближайшее время — это привлечение грузополучателей и грузоотправителей для обеспечения стабильного экспорта, а также продвижение инициатив по привлечению госсредств на модернизацию портово-судовой инфраструктуры, привлечение в акваторию Волги судовладельцев, создание и совместное использование торгово-логистической инфраструктуры в странах Ближнего Востока и Индии.
— Такой маршрут предполагает участие Ирана.
— Мы активно взаимодействуем с иранской стороной. В частности, в декабре прошлого года мы подписали соглашение о сотрудничестве с господином Мохаммад Мехди Алаи — губернатором провинции Казвин, где находятся таможенные и складские терминалы. Уже апробированы пилотные поставки по маршруту, организованы торговые дома.
— Обсуждаете ли кооперацию с другими регионами в этой сфере?
— Мы планируем подписать соглашения о сотрудничестве по реализации проекта с главами Татарстана, Чувашии, Марий Эл и Пензенской области. Кроме того, мы обращались к главам субъектов для объединения усилий по формированию сборных грузов.
— Контейнерные перевозки в Китай. Как оцениваете опыт последнего времени?
— Крупный логистический проект — прямой контейнерный поезд по маршруту Чэнду (Китай)-Ульяновск (Россия) был запущен портовой особой экономической зоной (ПОЭЗ) "Ульяновск" в июне прошлого года.
В 2022 году было отправлено 10 прямых контейнерных поездов с грузами для 28 компаний — в совокупности 523 контейнера. Общее количество доставленной продукции — 11 тыс. тонн на сумму 433 млн рублей.
В настоящее время отправлено уже 17 поездов с более чем 900 контейнерами с грузами для шести десятков компаний.
— Пользуются ли вашей площадкой другие регионы РФ?
— Часть контейнеров — около 60% — направляются компаниям соседних регионов: Самарской и Пензенской областей, Татарстана, Мордовии, Удмуртии. Участие в проекте приняли свыше 150 компаний. Мы расширяем их участие в проекте, чтобы развивать ПОЭЗ как логистический центр ПФО, разгрузив, в том числе, и московский транспортный узел, через который товары из Китая поступают в Ульяновскую область, делая крюк.
Запуск этого маршрута подтвердил свою эффективность. Во-первых, благодаря оперативной поставке необходимых компонентов, оборудования, сырья и материалов обеспечивается бесперебойность работы региональных предприятий.
Во-вторых, это стабильность поставок. Поезд ходит по расписанию, отправляется два раза в месяц, а с августа месяца планируется увеличение до 4 поездов. Время следования в пути – от 15 до 20 дней.
В-третьих, это экономия затрат промышленных предприятий на оплате логистических услуг. Так как этот проект курируется правительством региона, то стоимость этих услуг невысокая.
Сейчас мы достигли минимальной себестоимости доставки товаров со станции Чэнду до Ульяновска: контейнер нам обходится в $7,1 тыс. В принципе, не очень высокая плата.
Более того, за счет стабильного графика работы поезда предприятия экономят свои оборотные средства. При заключении контрактов на поставку с заводов КНР всегда требуется от покупателя предоплата от 70% до 100% стоимости товара, а так как ранее, до запуска проекта, срок доставки был в среднем от 3 месяцев, а сейчас 20 дней, то мы видим сокращение сроков "заморозки" оборотных средств предприятия.
— Какие еще логистические мощности кроме ПОЭЗ намерены развивать?
— У нас в области есть два международных аэропорта. Если взять Баратаевку, то это, в первую очередь, пассажирские перевозки. У нас самолеты летают в Москву, Сочи, Минеральные воды, Новосибирск, Екатеринбург. Подписали соглашение с Дагестаном, запускаем прямые рейсы в Махачкалу с 13 июля.
Также мы рассчитываем активно использовать возможности воздушной доставки грузов в аэропорт "Восточный". Будем развивать и автомобильную логистику.
Планируется открытие речных грузовых перевозок, в первую очередь, экспортных.
Кроме того, в настоящее время совместно с коллегами из Татарстана и Самарской области мы прорабатываем масштабный межрегиональный проект скоростной железной дороги "Казань-Ульяновск-Самара". Проект предусматривает строительство железной дороги со скоростью прохождения составов 250 км/час. Обсуждаем проект дороги не только для пассажирских перевозок, но также для грузоперевозок, что даст дополнительную доходность и обеспечит более эффективную логистику для предприятий, работающих в Ульяновской области и соседних регионах.
— Все регионы с высокой долей обрабатывающей промышленности говорят о дефиците рабочих кадров. В условиях такого дефицита многие предприятия повышают фонд оплаты труда, чтобы привлечь сотрудников. Однако, насколько известно, на ряде предприятий Ульяновской области люди были недовольны оплатой труда. Как вы считаете, почему это происходит и какие пути решения проблемы видите?
— Да, такая проблема существует и в нашем регионе. На сегодняшний день у нас свыше 25 тыс. открытых вакансий.
Динамично развивается промышленность, хорошо работают федеральные и региональные институты поддержки. В связи с этим открываются новые производства и, соответственно, требуются рабочие руки. Более того, наши оборонные предприятия получили большие заказы, и им тоже требуются рабочие руки. В связи с этим наблюдается определенный дефицит кадров.
Как вы правильно отметили, для того, чтобы его покрыть, поднимается ставка заработной платы. Плюс есть некий процесс перетекания рабочих с одного предприятия на другое.
Мы почти два года ведём работу с организациями региона по повышению оплаты труда с темпом не менее 15% в год, чтобы сделать наш рынок труда привлекательным для жителей региона и приезжих. В регионе сформирована и действует областная комиссия по повышению заработной платы. Во всех отраслевых министерствах и муниципальных образованиях области работают аналогичные отраслевые комиссии.
Обеспечением предприятий региона кадрами системно занимается Агентство по развитию человеческого потенциала. В частности, с сентября прошлого года и по настоящее время на предприятия ОПК региона трудоустроено более 6 тыс. человек.
Нехватка на сегодняшний день составляет порядка 2,5 тыс. человек: 1,5 тыс. нам не хватает на авиастроительный завод "Авиастар" и около 1 тыс. — на остальные предприятия, в том числе на Ульяновский автозавод (УАЗ). Действительно, на сегодняшний день уровень заработной платы там ниже, чем в среднем по отрасли, но мы находимся на связи с собственниками, ведется очень большая системная работа по увеличению заработной платы и контролю за ней.
На УАЗе в соответствии с коллективным договором заработная плата повышалась на 6% в 2021 году и на 10% – в 2022 году. С 1 июня повышена заработная плата основных и вспомогательных рабочих Ульяновского автомобильного завода. Рост зарплаты с начала года составил 12%. Также принято решение об опережающем повышении заработной платы основным и вспомогательным рабочим с 1 сентября 2023 года.
В соответствии с тремя этапами повышения изменятся часовые тарифные ставки работников, а значит и все стимулирующие выплаты. Приказ об очередном повышении зарплаты будет подписан во второй половине июля, а ознакомление сотрудников завода будет произведено до 28 июля.
В августе запланировано повышение зарплат инженерно-техническим работникам (за исключением высшего руководства) на 12%. Повышение заработной платы распространится и на работников дочерних обществ.
Мы находимся на постоянной связи с собственниками.
К тому же мы провели расширенное совещание с представителями профсоюзов всех предприятий области. Проговорили о том, чтобы они четко отслеживали настроение трудовых коллективов и в случае возникновения каких-то напряженных моментов максимально быстро их решали.
— Еще один важный вопрос касается механизма инфраструктурных кредитов, который активно используется сейчас регионами для крупных проектов. Планирует ли Ульяновская область в дальнейшем привлекать такие заимствования? На что?
— Безусловно, инфраструктурный бюджетный кредит — это очень хороший инструмент, который поможет под небольшой процент привлечь хорошие "длинные" деньги сроком до 15 лет.
В 2022 году за счет средств инфраструктурного бюджетного кредита начато строительство трех производственных корпусов на территории аккредитованного индустриального парка "Промышленная зона "Заволжье" и портовой особой экономической зоны. Завершить строительство планируется в этом году.
В этом году также планируется приступить к строительству четвертого производственного корпуса — производственно-складского здания портовой особой экономической зоны на территории Чердаклинского района, площадью 13 тыс. кв. м, предназначенного для реализации инвестиционного проекта по созданию летно-испытательного комплекса воздушных судов.
Сумма привлекаемого в 2022-2024 годах инфраструктурного бюджетного кредита на данные цели составляет 2,537 млрд рублей. Общий объём частных инвестиций составляет 2,585 млрд рублей. В результате реализации инвестиционных проектов будет создано 880 новых высокопроизводительных рабочих мест.
Мы посчитали, что, вкладывая инфраструктурный бюджетный кредит в строительство производственных площадей, мы решаем сразу несколько задач: создаются высокооплачиваемые рабочие места, аренда, которая платится, полностью покрывает кредит, а также приносит бюджету очень неплохую прибыль. Поэтому будем и дальше этим инструментом активно пользоваться.
Также в рамках механизма ИБК запланировано строительство поликлиники в Засвияжском районе Ульяновска. Уже имеется одобренный лимит инвестиционного бюджетного кредита в размере порядка 800 млн рублей. Есть выделенный под строительство участок в 12 тыс. кв. м.
— Вы последовательно реализуете идею межрегиональной промышленной кооперации, направляя делегации ульяновских производителей в соседние регионы поочередно. Какие-то прорывные совместные проекты родились?
— Мы уже второй год реализуем эту программу, в частности – по посещению регионов Поволжья. Под моим руководством выезжает целая команда: члены правительства, бизнесмены, промышленники. Это нужно для того, чтобы они могли найти компанию, которая может войти с ними в кооперацию в плане поставок сырья, оборудования, комплектующих, найти партнера по бизнесу, партнера по сбыту своей продукции.
В 2022 году мы посетили Чувашскую республику, Пензенскую область, Пермский край, республики Мордовия, Удмуртия, Башкортостан, Марий Эл. Также были посетили Беларусь. В этом году делегация Ульяновской области была в Татарстане, Нижегородской и Саратовской области, а также в Узбекистане. Также мы приглашаем и ответные бизнес-миссии.
По итогам таких визитов были заключены новые контракты — всего более 180 на сумму свыше 1 млрд рублей.