Россия / Точка зрения 11 января 2022 г. 13:40

Сложный разговор

Interfax-Russia.ru — Москва не увидела прогресса на переговорах с США по вопросу нерасширения НАТО. Решение о дальнейших контактах еще не принято.

Сложный разговор
© РИА Новости. Алексей Витвицкий

Еще перед Новым годом президенты России Владимир Путин и США Джо Байден в телефонном разговоре, что переговоры по гарантиям безопасности будут проходить по трем трекам: двусторонние Россия и США — в Женеве, Россия и НАТО — в Брюсселе и в Вене — по линии ОБСЕ.

Консультации в Женеве состоялись накануне, делегацию Россию представлял замглавы МИД России Сергей Рябков, США — первый замгоссекретаря США Уэнди Шерман. Переговоры продолжались около 8 часов в закрытом для прессы формате.

Рябков назвал разговор в Женеве с американцами сложным, но глубоким и профессиональным, "без попыток что-то приукрасить, обойти какие-то острые углы".

"У нас сложилось впечатление, что американская сторона очень серьезно подошла к российским предложениям, провела их углубленную проработку", — заявил замглавы российского внешнеполитического ведомства по итогам переговоров.

По его словам, Москва представила содержательную часть своих предложений, объяснив, почему получение правовых гарантий нерасширения НАТО — это "абсолютный императив".

Россия, отметил Рябков, предупредила США, что без продвижения по трем ключевым аспектам — нерасширению НАТО, неразмещению ударных вооружений и освоению территорий государств, вступивших в альянс после 1997 года, — работа по другим направлениям сферы безопасности будет под вопросом.

В связи с этим Москва призвала Вашингтон проявить максимальную ответственность и не недооценивать риски возможного усиления конфронтации.

"Но, тем не менее, как я уже сказал, главные вопросы подвешены, и мы не видим, что с американской стороны есть понимание императивности их решения в устраивающем нас ключе", — заявил Рябков.

В частности он констатировал отсутствие прогресса в основном вопросе гарантий нерасширения НАТО.

"Я бы сказал, что нет, не удалось добиться какого-то улучшения", — сказал он на брифинге, пояснив, что тема нерасширения НАТО и получения правовых гарантий возврата к границам 1997 года вызывает непонимание США.

При этом, по его словам, есть и другие аспекты такого же рода, где Москва и Вашингтон имеют противоположный взгляд: то, что для России является абсолютно необходимым, для американцев — категорически неприемлемо.

"Это плохо, потому что это свидетельствует о недооценке серьезности происходящего с американской стороны", — подчеркнул Рябков.

Он отметил, что решение остальных вопросов безопасности зависит от того, будет ли прогресс по вопросу нерасширения НАТО, допустив компромиссы в переговорах по гарантиям безопасности за пределами трех ключевых направлений.

"Дипломатия, разумеется, предполагает какие-то компромиссы и баланс интересов. И в данном случае поиск такого баланса интересов возможен. Но в нашей шкале приоритетов три упомянутые мной направления (нерасширение НАТО, неразмещение ударных средств на опасной для РФ дистанции, прекращение военного освоения новых членов НАТО — ИФ) представляют собой требования, от которых мы не можем отступить", — подчеркнул замглавы МИД РФ.

Вместе с тем он выразил уверенность в том, что устраивающий все стороны баланс интересов может быть найден и при таком раскладе.

"Мы за продолжение диалога, мы за то, чтобы эта работа велась, чтобы она не свернулась. Наверное, правы те, кто говорит, что Россия заняла позицию подчеркнуто жесткую, но абсолютно неправы те, кто утверждает, что Россия пошла по пути выдвижения неких ультиматумов", — добавил замминистра.

По его словам, Россия, в отличие от США, никому не угрожает последствиями в случае, если ее требования не будут удовлетворены.

Рябков считает, что обсуждение вопросов о гарантиях безопасности не должно затягиваться на месяцы и годы, поэтому сейчас необходимо оценить, есть ли перспектива для дальнейшего, причем скорого следующего шага.

"Речь не о месяцах, не о неделях, нам нужен срочный ответ, нам нужен быстрый ответ, нам нужен трэкинг здесь, который на порядок превышает все то, что удалось достичь в последние недели по Ирану", — сказал Рябков.

При этом дипломат подчеркнул, что "никаких дэдлайнов, никаких вообще ограничителей по времени мы не можем ставить".

"Нам просто нужен быстрый ход вперед. Возможен ли он — я не знаю. Это будет зависеть в значительной мере от того, как пройдут мероприятия на текущей неделе", — заявил Рябков.

По его словам, в ближайшие дни станет понятно, состоится ли новый раунд переговоров с США по гарантиям безопасности — решение о продолжение контактов с и возможных форматах такого диалога будет приниматься по итогам предстоящих на этой неделе консультаций с НАТО и в рамках ОБСЕ.

"Мы завершили полтора дня дискуссий констатацией, рискну даже сказать совместной констатацией, того, что о дальнейших шагах и о перспективах всей этой работы мы будем судить и принимать соответствующие решения по итогам мероприятий, которые еще предстоят в ближайшие дни — а именно, мероприятие в Брюсселе 12 января, где мы встретимся с натовцами в коллективном формате, и заседание постоянного совета ОБСЕ на следующий день, 13 января", — уточнил замминистра.

Тогда, по словам Рябкова, станет понятнее, есть ли основа для продолжения этого процесса.

"Либо мы имеем нечто иное и можем с сожалением констатировать, что натовская группа сочла для себя правильным отклонить нашу инициативу. Тогда ситуация будет смотреться по-иному", — заявил Рябков.

Он уточнил, что развитие событий будет зависеть от встречи "по натовской линии" 12 января, поскольку работа в рамках заседания Совета РФ-НАТО не проводилась с 2019-го года "в силу невозможности для нас согласовать общеприемлемую повестку дня". И сейчас, заметил дипломат, повестка будущей встречи еще не согласована.

Вместе с тем он сообщил, что примерно представляет, что ожидает российскую делегацию на консультациях 13 января по линии ОБСЕ, поскольку тема организации общеевропейской безопасности поднималась неоднократно.

"Степень предсказуемости работы в этих форматах — она различная, и надо будет оценить, есть ли перспектива для дальнейшего, причем скорого, следующего шага. В любом случае, это не должно затягиваться, это не должно трансформироваться в процесс, который занимает месяцы и годы", — заявил Рябков.

В свою очередь замглавы МИД РФ Александр Грушко отметил, что Россия ожидает от переговоров с НАТО серьезного разговора по ключевым проблемам европейской безопасности.

"Едем туда с абсолютно реалистичными ожиданиями и надеждой на то, что это будет серьезный, глубокий разговор по ключевым, фундаментальным проблемам европейской безопасности, которые в течение многих лет заматывались странами НАТО, рассматривались как несущественные, как проявление недоверия со стороны России "миролюбивому" характеру НАТО и его деятельности", — сказал Грушко журналистам в Москве перед вылетом на переговоры.

Он подчеркнул, что "всему приходит свое время" и сейчас в отношениях с Североатлантическим альянсом настает "момент истины".

"Именно поэтому мы предприняли такой необычный с точки зрения классической дипломатии шаг: представили детальные соображения в виде проектов юридически обязывающих соглашений, где абсолютно четко, недвусмысленно и с прямотой, которая исключает какие-либо недопонимания, изложены наши соображения о том, каким образом должны быть учтены законные интересы Российской Федерации в сфере военной безопасности и как мы в целом видим дальнейшую эволюцию европейской безопасности", — добавил замминистра.

По его словам, Россия намерена добиться конкретной, предметной, постатейной реакции на представленный проект соглашения о гарантиях.

Обозреватель Анастасия Николаева