Россия / Точка зрения 15 декабря 2020 г. 17:33

Русский среднемагистральный

Interfax-Russia.ru — Самолет МС-21 с российским двигателем совершил свой первый полет. Однако решено, что самолет будет оснащаться и российскими, и зарубежными двигателями.

Русский среднемагистральный
© РИА Новости. Максим Блинов

Среднемагистральный пассажирский самолет МС-21с российским двигателем совершил первый полет, сообщили в госкорпорации "Ростех". Полет состоялся на аэродроме Иркутского авиационного завода - филиала ПАО Корпорация "Иркут" (в составе ОАК госкорпорации "Ростех"). Он продлился 1 час 25 минут.

Глава госкорпорации Сергей Чемезов назвал полет МС-21 важным событием в отрасли. 

"Этот полет — результат объединения двух важнейших программ гражданского авиастроения России — самолета МС-21 и двигателя ПД-14. Усилиями ученых, конструкторов, инженеров, рабочих создается лайнер нового поколения, который возвращает нашу страну в высшую лигу мировой авиации", — подчеркнул Чемезов.

В свою очередь министр промышленности и торговли Денис Мантуров отметил труд тысяч людей, которые помогли этому случиться.

"У нас сформировалось новое поколение конструкторов и производственников, и сейчас мы наблюдаем плоды труда десятков тысяч человек, работавших на предприятиях авиадвигателестроительной отрасли для того, чтобы состоялся этот полет", — сказал Мантуров, чьи слова также приведены в сообщении "Ростеха".

Вице-премьер РФ Юрий Борисов позднее отметил, что создание МС-21 с первым полностью российским гражданским двигателем — знаковый проект российского авиапрома.

"Первый полет нового российского лайнера с первым полностью российским гражданским двигателем, созданным в нашей стране с начала 1990-х годов — это доказательство нашей способности создавать высокотехнологичную конкурентоспособную гражданскую технику даже в условиях серьезных рыночных и технологических вызовов", — заявил он.

Он также отметил, что "системы последнего поколения, активное применение композитных материалов, комфортабельный салон" дают новой машине преимущества перед зарубежными аналогами.

Ранее Борисов заявлял в интервью "Интерфаксу, что российские авиастроители к 2025 году должны нарастить объемы выпуска среднемагистральных самолетов МС-21.

"Существует пошаговая программа наращивания производственных возможностей и выпуска серийных самолетов. К 2025 году мы должны выйти на выпуск не менее 70 самолетов в год", — сказал вице-премьер. 

О предполагаемом количестве самолетов говорил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Так, после посещения Иркутского авиазавода "Иркут" чиновник заявил, что мощности авиазавода позволяют производить запланированные, в случае запуска серийного производства МС-21, объемы — 36 самолетов до 2025 года. А в целом ПАО "Корпорация "Иркут" и другие предприятия, входящие в "Объединенную авиастроительную корпорацию" (ОАК), могут обеспечить выпуск более 70 самолетов МС-21 с российским двигателем ПД-14 до 2025 года.

Министр отметил, что "мы понимаем, за счет чего сможем расширить производство — за счет того, что компактизировать производство здесь, на площадке "Иркута", плюс использовать кооперацию предприятий, входящих в ОАК".

Это, по словам Мантурова, позволит обеспечить новые контракты на поставку МС-21, "которые будут дополнительно наращиваться".

Проблемы с запчастями

Запуск серийного производства самолета МС-21 изначально планировался в конце 2019 года, но был неоднократно перенесен из-за санкций США в отношении компании "Аэрокомпозит". Российским специалистам пришлось заменить иностранные композитные материалы для крыла самолета на отечественные. Новым поставщиком компонентов стал завод "Росатома" в ОЭЗ "Алабуга". По последним официальным данным, серийное производство самолетов МС-21 запланировано на конец 2021 года.

В свою очередь президент РФ Владимир Путин назвал отказ западных партнеров поставлять композитные материалы для МС-21 "хамством".

"Ну, ничего не имеет общего с оборонным комплексом наш новый среднемагистральный самолет МС-21. Взяли и по соображениям недобросовестной конкуренции партнеры наши прекратили поставку соответствующих композитных материалов для крыла. Ну, что это такое? Ну, это просто хамство на мировом рынке с нарушением всех общепризнанных принципов и правил", — сказал Путин.

Он также отметил, что западные партнеры вряд ли сомневаются, что самолет будет выпущен.

"Ну, просто (им надо — ИФ) чтоб наши самолетостроители вышли попозже с этим продуктом. А они уже к этому времени предполагают занять эти ниши и рынки", — добавил президент.

Позднее министр промышленности и торговли Денис Мантуров на совещании у президента с членами правительства заверил, что российские специалисты смогут заменить иностранные композитные материалы отечественными при изготовлении крыла самолета МС-21.

"Что касается крыла, я докладывал о том, что мы своевременно с "Росатомом" объединили усилия и в Елабуге запустили полноценное производство непосредственно по нити, волокну и препрегам. Поэтому могу сказать с уверенностью, что мы испытали на статике крыло МС-21 и полностью подтвердили заложенные характеристики", — сказал Мантуров.

Между тем, информированный источник "Интерфакса" сообщал, что некоторые страны отказались поставлять не только композитные материалы для самолета МС-21, но и ряд мелких комплектующих и агрегатов для его российского двигателя. По его словам, в таких условиях предприятия активно занимались импортозамещением.

Непрерванное сотрудничество

Представитель госкорпорации "Ростех" сообщил "Интерфаксу", что сотрудничество с американской компанией Pratt&Whitney по проекту МС-21 продолжится и после успешного полета с российским двигателем. Ранее лайнеры МС-21 оснащались двигателями именно Pratt&Whitney.

Так, отметил собеседник "Интерфакса", самолет будет оснащаться и российскими, и зарубежными двигателями.

"Сегодня есть твердые заказы в общей сложности на 175 самолетов МС-21, предусматриваются поставки машины как с российскими двигателями, так и двигателями иностранного производства. Таким образом, ОАК продолжает взаимовыгодное сотрудничество с иностранными партнерами", — отметил представитель "Ростеха".

В госкорпорации пояснили, что лайнер изначально разрабатывался с двигателями двух типов: ПД-14 и Pratt & Whitney (PW140). Такой подход широко распространен в мировом самолетостроении и позволяет значительно расширить рынки сбыта.

Вице-премьер Юрий Борисов в прошлом году также заявлял, что Россия не намерена прекращать сотрудничество с американской Pratt&Whitney.

"Мы не отказываемся от партнерства с Pratt&Whitney, не будем никакие меры предпринимать, чтобы это партнерство ухудшить, это на их стороне решение вопроса", — сказал Борисов на Иркутском авиационном заводе (ПАО "Иркут").

МС-21 должен стать первым среднемагистральным самолетом, созданным в постсоветской России, а удлиненное композитное крыло — одним из его конкурентных преимуществ по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus. Оно повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона.

ПД-14 — базовый турбовентиляторный двигатель с тягой на взлете от 9 до 18 т, создается предприятиями Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в Ростех) для оснащения МС-21. В октябре прошлого года мотор был сертифицирован Росавиацией, что позволяет эксплуатировать его в РФ. Для работы на зарубежных рынках ПД-14 должен быть сертифицирован по стандартам Европейского агентства безопасности полетов (EASA).

Обозреватель Сабина Адлейба