Interfax-Russia.ru — Проект электромобиля "Атом" привлекает новых инвесторов. Когда запланирован запуск производства и кто примет участие в проекте?
РФПИ хочет привлечь в проект "Атом" китайских партнеров
В проекте электромобиля "Атом" примет участие Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), сказал глава фонда Кирилл Дмитриев.
"Мы объявляем о наших инвестициях в электромобиль "Атом" совместно с Росатомом, совместно с "КАМАЗом", планируем туда также привлекать китайских партнеров. Считаем, что "Атом", как электромобиль, который крайне перспективен, будет очень востребован среди российских потребителей", — сказал Дмитриев, не назвав, правда, размера инвестиций РФПИ в проект.
Читайте также:
Ранее директор по взаимодействию с органами государственной власти АО "Кама", (занимается проектом электромобиля "Атом") Анатолий Кияшко рассказывал, что проект вошел в реестр межправительственной комиссии Россия-Китай по инвестиционному сотрудничеству как перспективный.
"Был подписан протокол обеими сторонами. Мы привлекли частных инвесторов, получили заем ФРП — одну часть уже получили в прошлом году, вторую ожидаем в этом. На текущий момент у нас штаб находится в Набережных Челнах — 900 человек работают, собственные лаборатории в России и в Китае. 95% поставщиков и компонентов номинировано — мы смело идем в индустриализацию и локализацию", — заявил Кияшко.
Сколько инвестиций уже собрал проект "Атом"?
Проект электромобиля "Атом" в 2021-2023 годах привлек инвестиции на общую сумму в 24 млрд рублей, из которых 14 млрд рублей пришлось на средства частных инвесторов, еще 10 млрд рублей — на заем Фонда развития промышленности (ФРП).
"Нас поддержали крупнейшие лидеры российского рынка — это "КАМАЗ" и "Росатом". Ведется работа и с "Лабораторией Касперского", — сообщал директор по взаимодействию с органами государственной власти АО "Кама".
По словам Кияшко, в текущем году проект рассчитывает привлечь еще 31 млрд рублей. В том числе:
- 10 млрд рублей — от частных инвесторов;
- 15 млрд рублей — через механизмы фабрики проектного финансирования ВЭБ.РФ;
- 6 млрд рублей — в виде гранта Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) по линии поддержки особо значимых проектов (ОЗП).
"Для привлечения финансирования, в том числе грантового по ОЗП-части, и завершения разработки "Атом ОС", которую мы делаем не только для себя, но и для других отечественных производителей электрокаров с возможностью экспансии и экспорта на международные рынки, требуется определение источника финансирования проекта", — уточнял Кияшко.
Также он рассказал о просьбе получить на уровне правительства разрешение, чтобы АО "Кама" как единственный исполнитель и организатор внедрения получила грант на разработку и внедрение операционной системы.
"Для этого также нужно регуляторное решение для масштабирования на других электроавтомобилях в РФ", — добавил GR-директор "Камы".
Когда начнется серийное производство электромобиля?
Старт серийного производства и продаж электромобиля "Атом" запланирован на вторую половину 2025 года. Предполагается, что в год запуска производства "Кама" сможет поставить клиентам 25-30 тыс. машин.
"Производство справится", — отмечал в беседе с корпоративным изданием "Вести КАМАЗа" исполнительный директор АО "Кама" Харальд Грюбель.
В планах предприятия довести производство до 100 тыс. электромобилей в год, если на них будет спрос.
"У нас собрана мощная команда, с которой мы идем к мощности производства не менее 100 тыс. экземпляров в год. Как быстро мы к этому показателю придем, зависит, прежде всего, от популярности "Атома", от продаж", — заявил Грюбель.
Выпускать электромобили планируется на московском автозаводе "Москвич", технологическим партнером которого является "КАМАЗ".
В свою очередь директор по взаимодействию с органами государственной власти компании, говоря о планируемых объемах производства, отметил, что при наличии спроса легко увеличить выпуск электромобилей, так как они более проще в производстве, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания.
По информации Кияшко, компания также рассматривает возможность организации производства электрокаров в Набережных Челнах.
Сколько предзаказов уже собрал будущий электромобиль "Атом"?
Концепт электромобиля "Атом" был разработан в 2022 году, а в 2023 году был представлен первый функциональный образец и открыт предзаказ на машины.
По данным на январь текущего года, проект уже собрал 105 тыс. предзаказов на будущий автомобиль как для b2c- (business to consumer, бизнес для потребителя), так и для b2b-клиентов (business to business, продажа товаров корпоративным клиентам, руководителям или менеджерам предприятий).
"В большей степени для b2b, но это показывает спрос с обоих направлений", — уточнял GR-директор "Камы".
Комментируя ход работы над проектом, он отметил, что для "Атома" была создана собственная платформа, обеспечивающая "комфорт, вместительность и минимализм исполнения". Кроме того, для электрокара разрабатывают системы помощи управления движением, уже создана собственная операционная система "Атом ОС". В процессе формирования находится маркетплейс Atomverse для вовлечения студентов в разработку новых продуктов.
"Команда у нас международная. Есть компетенции и в IT, и в инжиниринге. На текущий момент к проекту присоединились более 900 человек, специалистов международного уровня. Создано 13 функциональных прототипов (электромобиля "Атом" — ИФ)", — сказал Кияшко.
Какие планы по поставкам электромобилей уже есть у компании?
"Кама" рассчитывает поставлять свою продукцию в крупные города для таксопарков и каршеринга. Согласно информации на сайте "Атома", речь идет о городских электромобилях с облачным аккаунтом, который позволит синхронизировать индивидуальные настройки пользователя с любым электромобилем компании (такси, каршеринг, персональное авто или машина другого человека).
По словам Кияшко, для этого компания планирует выходить в регионы, где есть города-миллионники с большими таксопарками, сервисами каршеринга и доставки. В числе регионов поставки электрокаров в качестве личного электротранспорта он назвал Московскую и Ленинградскую области, южные регионы, Татарстан.
"Мы взаимодействуем с мэрией города Казани, с технологиями "умных городов", для того чтобы понимать, какие сервисы города уже используются для современного транспорта, и подключать к ним наши автомобили", — отмечал GR-директор "Камы".
В частности, в сентябре прошлого года с "Камой" о стратегическом партнерстве договорился сервис каршеринга "Делимобиль". По условиям сотрудничества, компании займутся совместной разработкой нового цифрового продукта под операционную систему электромобиля "Атом".
Сервис будет консультировать конструкторов на предмет функций систем "Атома", которые будут полезны для каршеринга. Эти функции включают сохранение персональных настроек пользователей в облачном сервисе "Атома", таких как расположение кресла или зеркал, а также передачу информации об аренде на экран мультимедийной системы автомобиля. Благодаря этому каждый раз, когда пользователь будет садиться в любой автомобиль "Атома", система автоматически включит его персональные настройки.
Кроме этого, партнерское соглашение предусматривает для "Делимобиля" возможность в перспективе приобрести 25 тыс. электромобилей "Атом".