Interfax-Russia.ru — Германский регулятор отказал "Северному потоку-2" в освобождении от правил газовой директивы ЕС. Оператор проекта намерен обжаловать это решение.
Европарламент в апреле 2019 года принял обновленный закон Евросоюза, который распространяет правила газового рынка ЕС на трубопроводы, проложенные из стран, не входящих в союз. Директива, в том числе, касается российского проекта "Северный поток 2". Среди главных положений директивы — разделение компаний-поставщиков и компаний-транспортеров газа. Это означает, что компания-оператор "Северного потока 2" — Nord Stream 2 — должна быть независимой от "Газпрома", а 50% его пропускной мощности должны резервироваться для альтернативных поставщиков. Исключения возможны, но только с одобрения Еврокомиссии.
15 апреля 2019 года директиву утвердили с учетом внесенных поправок. Сам документ вступил в силу в мае прошлого года, после чего страны-члены ЕС обязаны были до 24 февраля 2020 года закрепить ее в национальном законодательстве. Германия это сделала и уже к началу 2020 года внесла изменения в закон об энергетической экономике.
В начале года компании-операторы газопроводов "Северный поток" и "Северный поток-2" подали заявки в Федеральное сетевое агентство ФРГ (Bundesnetzagentur, BNA) с просьбой освободить их от положений новой европейской газовой директивы.
"В соответствии с предусмотренной законодательством Германии возможностью проектная компания (Nord Stream 2 AG — ИФ) направила в установленные сроки заявление на освобождение газопровода от действия положения Газовой директивы ЕС на срок до 20 лет", — поясняла зампред правления "Газпрома" Елена Бурмистрова.
Как сообщил тогда "Интерфаксу" представитель агентства Михаэль Райфенберг, оба оператора подали запросы об освобождении от норм, содержащихся в параграфе 28б закона об энергетической экономике — именно этот параграф регулирует работу газопроводов третьих стран, проходящих в Германии.
"Мы эти заявки приняли, и до 23 мая 2020 года, как это сказано в законе, необходимо будет принять решение", — добавил Райфенберг.
Между тем в начале мая стало известно, что Федеральное сетевое агентство ФРГ планирует отклонить заявку Nord Stream 2 на освобождение от норм газовой директивы ЕС. Газета Handelsblatt, ссылаясь на документ, который регулятор направил участникам процесса, сообщила, что газопровод не отвечает предпосылкам закона ФРГ об энергетическом хозяйстве, которые позволили бы освободить его от регулирования.
Теоретически возможность освобождения от регулирования предусматривается законодательством ФРГ, но распространяется только на газопроводы, которые были достроены до мая 2019 года. Газопровод Nord Stream 2 достроен не был. В заявке акционерного общества приводился тот аргумент, что понятие "достроен" или "окончен" не нужно трактовать узко, но регулятору этого показалось недостаточно.
В Федеральном сетевом агентстве изданию сообщили, что решение будет принято после ознакомления участников процесса с документом. Срок на ознакомление истекал 8 мая.
15 мая Федерального сетевого агентства ФРГ распространило заявление, в котором отказало в освобождении "Северного потока-2" от правил газовой директивы ЕС. В документе отмечается, что государства-члены ЕС могли направить свою позицию относительно рассматриваемой заявки. Также регулятору было направлено совместное заявление польской PGNiG SA и ее германской дочки PGNiG Supply & Trading GmbH.
"Ни одна из стран-участников, ни привлеченные стороны не разделили точку зрения Nord Stream 2 AG относительно смысла термина "завершение", — отдельно подчеркивается в релизе.
Проектная компания газопровода Nord Stream 2 AG заявила, что проанализирует официальный текст решения Федерального сетевого агентства ФРГ и примет решение о дальнейшей защите своей позиции.
"Мы ожидаем получения официального решения и затем оценим его и рассмотрим дальнейшие действия по защите наших прав, включая обжалование этого решения в немецких судах. Апелляция возможна в течение одного месяца после принятия решения", — сообщили журналистам в Nord Stream 2 AG.
В проектной компании отметили, что "приняли к сведению" эту информацию, но не согласны с решением. В Nord Stream 2 AG и утверждают, что на фактическую дату 23 мая 2019 года трубопровод был завершен с точки зрения экономической функциональности. "На основании действующей в то время правовой базы компания осуществила безвозвратные инвестиции в размере миллиардов евро задолго до того, как ЕК объявила о своем плане по изменению Газовой директивы. Международные правовые эксперты подтвердили, что сужение определения "завершение проекта" до заключения о физическом строительстве газопровода нарушит защиту законных ожиданий и других фундаментальных прав в законодательстве ЕС. Это также противоречило бы конституционным гарантиям Основного закона Германии", — отмечает проектная компания.
По мнению оператора газопровода, отклонение заявки Nord Stream 2 показывает действие измененной Газовой директивы ЕС.
"Nord Stream 2 ранее подал иск об отмене поправок к Газовой директиве в Генеральный суд ЕС и ведет арбитражное разбирательство в рамках договора к Энергетической хартии", — напомнили в компании.
В компании отмечают, что "Северный поток-2" — проект, получивший все необходимые разрешения, реализуемый в соответствии с применимым национальным и международным законодательством.
"Эксплуатация газопровода "Северный поток-2" будет осуществляться в соответствии с требованиями всех применимых законов. Продолжающиеся процессы (о дерогации, разбирательство в суде ЕС, арбитражный суд в рамках ДЭХ) призваны уточнить правила, которые будут применимы к эксплуатации газопровода "Северный поток-2". Необходимость в подобном уточнении возникла в результате принятия незаконно дискриминирующей проект "Северный поток-2" поправки в Газовую директиву ЕС, а также в результате отсутствия оценки ее воздействия, которая обычно является обязательной процедурой до введения нового законодательства Европейской комиссии", — заявляют в Nord Stream 2.
В компании также обратили внимание на то, что законодательная база для выдачи разрешений на строительство отлична от правил ЕС для эксплуатации газопроводов (Газовая директива), поэтому процессы, относящиеся к Газовой директиве, не имеют никакого влияния на завершение строительства газопровода.
В свою очередь в Еврокомиссии пообещали изучить решение Федерального сетевого агентства ФРГ по поводу "Северного потока-2".
"С учетом измененной директивы по газу, вступившей в силу 23 мая 2019 года, ЕС имеет четкие правила, которые применяются ко всем газопроводам с европейского рынка и на европейский рынок. Статья 49а директивы по газу гласит, что государства-члены могут предоставлять ограниченные по времени освобождения от правил директивы для газопроводов из третьих стран, проходящих по территории ЕС, прокладка которых завершена к 23 мая 2019 года", — объяснили "Интерфаксу" в Еврокомиссии.
Официальный представитель ЕК отметил, что из "Северного потока-2" с просьбой о таком освобождении обратились к германским властям. При этом собеседник агентства указал на то, что "именно заявитель должен доказать, что условия для подобных освобождений выполнены — в данном случае доказать, что газопровод завершен, а германский регулирующий орган должен оценить и принять решение по полученным заявкам".
По его словам, Еврокомиссия принимает к сведению принятое 15 мая Федерального сетевого агентства ФРГ решение по запросу компании "Северный поток-2".
"Насколько мы понимаем, агентство Bundesnetzagentur (Федеральное сетевого агентство Германии — ИФ) пришло к выводу, что "Северный поток-2" не квалифицируется как газопровод, "завершенный" к 23 мая 2019 года, и поэтому к нему должны применяться соответствующие правила ЕС. Однако мы еще не получили окончательного решения и поэтому не можем более подробно комментировать существо этого решения", — отметил представитель ЕК.
Он добавил, что в соответствии с директивой по газу это решение было принято на национальном уровне, и Еврокомиссия не участвовала в процедуре принятия решения. "Как только службы комиссии получат это решение, они изучат его в рамках общей компетенции комиссии следить за тем, чтобы государства-члены правильно выполняли правила ЕС", — резюмировал собеседник агентства.
По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игоря Юшкова, решение немецкого регулятора не скажется на достройке "Северного потока-2".
Он считает, что "Газпром" оспорит решение немецкого регулятора, доказывая, что применение Газовой директивы к морскому газопроводу нецелесообразно, поскольку ее действие приводит к тому, что в море, в 12 милях от берега Германии, где формально начинается территория ЕС, должен появиться какой-то альтернативный "Газпрому" поставщик.
"Все понимают, что это невозможно. А значит, по законам ЕС, "Северный поток-2" должен получить исключение из-под действия Газовой директивы", — отмечает аналитик.
Но даже если этого не произойдет, то, считает Юшков, "Газпром" может приспособиться под новое регулирование.
"Ему придется передать последний участок "Северного потока-2" (12-мильный, примыкающий к берегу Германии) независимому оператору в управление. Также придется передавать около 27,5 млрд. кубометров газа, прокачиваемого газа потребителям либо на входе в "Северный поток-2", либо там на дне моря, где начинается ЕС. Это позволит выполнить требование по 50%-ной загрузке газопровода одним поставщиком", — сказал он.