Россия / Точка зрения 9 декабря 2021 г. 13:32

Лед испортил полет

Interfax-Russia.ru — Росавиация требует усилить защиту самолетов от обледенения после инцидента с бортом S7.

Лед испортил полет
© РИА Новости. Виталий Тимкив

Росавиация рекомендовала авиакомпаниям и аэропортам усилить защиту самолетов от обледенения после инцидента с самолетом авиакомпании S7, выполнявшим 2 декабря рейс по маршруту "Магадан - Новосибирск".

"В авиакомпании и аэропорты направлена директива — "Информация по безопасности полетов N23". Исходя из анализа подобных авиаинцидентов, авиакомпаниям и аэропортам рекомендовано принять предупредительные меры, направленные на повышение безопасности полетов и исключение случаев возникновения авиационных происшествий, связанных с наземным обледенением (нарушение концепции "чистого" самолета), обледенением в полете, а также нарушением правил эксплуатации противообледенительной системы", — сообщили в Росавиации.

Кроме того, ведомство рекомендовало авиакомпаниям и аэропортам запретить вылет самолетов при наличии на их поверхности отложений в виде любого снега (не только мокрого), поскольку они могут привести к полному обледенению воздушного судна.

Отмечается, что специалисты продолжают расследование данного авиаинцидента. В соответствии с поручением руководителя Росавиации Александра Нерадько, эксперты проанализируют записи наземных и бортовых средств объективного контроля и проверят качество противообледенительной жидкости, которой обрабатывалось воздушное судно перед вылетом в Магадане.

"Наземные и бортовые средства объективного контроля будут направлены на исследование в ФАУ "Авиарегистр России", где будет проведено математическое моделирование данной ситуации. (…) Отобранные образцы противообледенительной жидкости, которой обрабатывался самолет, направлены для проведения специальных исследований в лабораторию Центра сертификации авиаГСМ ГосНИИ ГА", — уточнили в ведомстве.

Также в расследовании принимают участие специалисты ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета". Они проведут анализ метеорологической обстановки в районе аэродрома Магадан в момент инцидента.

Как сообщалось, 2 декабря самолет Airbus A321neo авиакомпании S7, следовавший рейсом "Магадан - Новосибирск", совершил вынужденную посадку в аэропорту Иркутска. Как уточнили в пресс-службе авиакомпании, во время полета воздушное судно попало в зону сильного обледенения, из-за этого отключился автопилот, экипажу пришлось сажать самолет вручную. На борту самолета было 199 пассажиров, никто не пострадал.

"Капитан воздушного судна принял решение совершить посадку на ближайшем запасном аэродроме, поскольку из-за воздействия обледенения полет проходил на эшелоне ниже расчетного и запас топлива уже не позволял долететь до Новосибирска. Самолет благополучно приземлился в аэропорту Иркутска", — уточнил "Интерфаксу" представитель пресс-службы авиакомпании S7.

По его словам, перед вылетом из Магадана борт прошел противообледенительную обработку, а метеоусловия для взлета соответствовали допустимым.

По факту инцидента с самолетом авиакомпании S7 Восточное межрегиональное СУ на транспорте СКР возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).

"Установлено, что в процессе набора высоты, при вылете самолета из аэропорта Магадана, экипажем отмечалось сильное обледенение самолета. В ходе полета произошел отказ приборов указателей скорости и высоты, в результате чего командир воздушного судна принял решение о посадке в аэропорту Иркутска", — уточнили в ведомстве.

В настоящее время проводятся необходимые следственные действия, направленные на установления всех обстоятельств произошедшего.

"Будет дана оценка действиям членов экипажа", — добавили также в пресс-службе Восточного межрегионального СУ на транспорте СКР.

Также проверку в связи с инцидентом проводит Восточно-Сибирская транспортная прокуратура.

"Организована проверка соблюдения требований законодательства о защите прав пассажиров и обеспечении безопасности полетов на запасном аэродроме Иркутска", — сообщили "Интерфаксу" в Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре.

Как сообщалось, обледенение также могло стать причиной крушения транспортного самолета Ан-12, летевшего 3 ноября из Якутска в Иркутск. Борт упал при заходе на посадку у Пивовариха в Приангарье (в 7 км от аэропорта Иркутска — ИФ). Все 9 человек (граждане РФ, Белоруссии и Украины), находившиеся в самолете, погибли. По информации Росавиации, разбившийся Ан-12 принадлежал белорусской авиакомпании "Гродно" и доставлял продукты на Чукотку.

По факту произошедшего Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Также свое расследование проводит Международный авиационный комитет (МАК).

"Первичные данные, в том числе об этом свидетельствует то, что удалось понять из первичного анализа самописца, говорит в пользу версии об обледенении руля высоты при попытке захода на второй круг", — сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ходом расследования.

Сопутствующими факторами, по его словам, могли стать перегруз и неверная центровка груза самолета.

Также наряду с рулем высоты могли обледенеть элементы механизации крыла.

"Самолет по сути стал неуправляем и рухнул с высоты принятия решения перед уходом на второй круг", — пояснил источник.

После ЧП губернатор Иркутской области Игорь Кобзев заявил, что авиакатастрофа с Ан-12 заставляет правительство региона вернуться к вопросу о перемещении аэропорта в Иркутске за пределы города.

"Мы понимаем, что вынос аэропорта за пределы Иркутска — это вопрос не одного дня. Но мы сейчас усиленно им занимаемся с федеральным центром", — подчеркнул Кобзев.

Еще один случай произошел в Томской области: из-за обледенения остановились двигатели самолета Ан-28, выполнявшего рейс "Кедровый - Томск".

"Поднялись мы на высоту 2 тыс. 450 м, у нас произошел отказ двух двигателей после выхода из облачности. В облачности присутствует обледенение, запуск двигателей производителем не рекомендуется. Мы вышли из облаков, приступили к запуску двигателей, но запуск не удался. Попытки запуска производились до определенной высоты, затем выбрали площадку для посадки, предупредили пассажиров", — рассказывает пилот воздушного судна Анатолий Прытков в видеоролике, распространенном пресс-службой департамента здравоохранения Томской области.

Как сообщалось, у самолета Ан-28 авиакомпании "СиЛА" сработал аварийный маяк над Бакчарским районом Томской области, на борту было 18 человек. Воздушное судно совершило жесткую посадку из-за остановки обоих двигателей. Все пассажиры и экипаж остались живы. Травмы получили 11 человек, 2 из них госпитализировали. По факту инцидента возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).

Обозреватель Наталья Пономарева