Россия / Точка зрения 18 марта 2021 г. 14:25

Корпоративная трансформация

Interfax-Russia.ru — "Ростех" объединяет все авиаконструкторские бюро России в "Центр самолетостроения". Совет директоров ОАК возглавит гендиректор "Ростеха" Сергей Чемезов.

Корпоративная трансформация
© РИА Новости. Сергей Мамонтов

"Ростех" создаст единый корпоративный Центр самолетостроения Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в состав ГК "Ростех") — сообщил гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов на совещании с руководством ОАК и ее ведущих инженерных центров. Новая структура консолидирует управление всеми авиаконструкторскими бюро — "МиГ", "Сухой", "Туполев", "Ильюшин" и корпорации "Иркут".

"Мы формируем в Москве единую управляющую организацию и единый центр конструкторских компетенций для всех компаний ОАК. Системные реформы должны усовершенствовать структуру компании и решить вопросы ее финансовой устойчивости, повысить конкурентоспособность отечественных гражданских самолетов и покрыть значительные потребности России в современных воздушных судах для пассажирских перевозок", — заявил Чемезов.

Цели проводимых преобразований — повышение экономической устойчивости Группы ОАК, оптимизация административно-управленческого аппарата, снижение непроизводственных издержек и долговой нагрузки.

Для контроля проводимых преобразований глава "Ростеха" намерен возглавить совет директоров ОАК.

"С учетом важности задачи я принял решение взять вопрос корпоративных реформ под личный контроль и возглавить совет директоров ОАК", — сообщил Чемезов.

Корпоративный Центр самолетостроения ОАК, куда вольются "Сухой" и "МиГ", консолидирует функции управления самолетными программами, а также станет управляющей организацией для компаний "Туполев", "Ильюшин" и корпорации "Иркут".

В госкорпорации заверяют, что при этом такие бренды как "Сухой" и "МиГ" никуда не исчезнут.

"Оценки, что "Сухой" и "МиГ" прекратят существование, — слишком радикальные. Да, организационная форма юридических лиц изменится, но бренды и люди, которые делают эти бренды, никуда не исчезнут", — сообщили в "Ростехе".

Планируется, что оптимизация затронет только административно-управленческий аппарат. Как уточнили в госкорпорации, конструкторские школы сохранят самостоятельность, получат новые возможности для развития, а также улучшенные условия труда.

Центр самолетостроения расположится в Москве — здесь сосредоточена существующая испытательная и стендовая инфраструктура ОАК. Перемещение авиационных КБ в другие регионы в повестке дня не стоит.

Реформа будет реализована поэтапно, в течение нескольких лет. По оценкам генерального директора ОАК Юрия Слюсаря, совокупный оптимизационный эффект от проводимых преобразований должен составить до 130 млрд рублей.

Процесс корпоративной трансформации ОАК начался еще в прошлом году. Оптимизация управления и корпоративной структуры, снижение издержек, повышение эффективности работы и создание единых центров технологических компетенций — это часть мероприятий программы финансового оздоровления корпорации, принятой правительственной комиссией и одобренного на совещании с участием президента РФ Владимира Путина в мае 2020 года.

В рамках трансформации дивизионы предприятия сохранят компетенции по разработке и производству авиационной техники, при этом продолжится создание общекорпоративных центров компетенций и обслуживания, а также углубление кооперации производственных площадок для более эффективной реализации самолетостроительных программ.

Так, в июле прошлого года ОАК взяла на себя управление "Ильюшиным" и предприятиями транспортного дивизиона.

"Ил" является головной компанией транспортного дивизиона ОАК. Помимо конструкторского бюро Ильюшина он включает авиационные заводы в Воронеже (ВАСО), Ульяновске ("Авиастар-СП"), Жуковском (ЭМЗ им. Мясищева), Таганроге (ТАНТК им. Бериева) и ряд авиаремонтных предприятий.

Управляющим директором ПАО "Ил" стал первый заместитель генерального директора ОАК Сергей Ярковой. В июне 2020 года он был назначен генеральным директором ПАО "Ил".

Компания должна нарастить серийное производство тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А, развить программу Ил-112В, модернизировать производственные мощности, увеличить серийное производство готовой продукции и комплектующих по ряду других проектов ОАК в рамках межзаводской кооперации.

В свою очередь на дивизион военной авиации, объединивший конструкторский и производственный потенциалы компаний "Сухой" и "МиГ", возложили ответственность за разработку, производство и обслуживание всей линейки текущих и перспективных самолетов боевой авиации ОАК.

В рамках процесса формирования этого дивизиона, начиная с июня 2020 года, в ПАО "Компания "Сухой" были переданы функции единоличного исполнительного органа АО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ". Впрочем, "Сухой" и "МиГ" работали под единым руководством еще с февраля 2020 года, когда генеральным директором "Сухого" был избран Илья Тарасенко (он также остался гендиректором "МиГа").

А в ноябре прошлого года "Сухой" возглавил генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь.

Назначение генерального директора ОАК одновременно руководителем формирующегося дивизиона на ответственном этапе происходило и ранее, напомнили в корпорации. Так было на решающем этапе подготовки к интеграции в единый дивизион предприятий-производителей гражданских коммерческих воздушных судов МС-21 и Superjet 100.

Подобную практику применили и в дивизионе транспортной авиации, когда ОАК передали полномочия единоличного исполнительного органа "Ил", где управляющий директор центрального предприятия дивизиона совмещает руководство "Ильюшиным" с постом первого заместителя генерального директора ОАК.

В ОАК отмечали, что принимаемые меры призваны устранить дублирование управленческих функций, сократить общепроизводственные и общехозяйственные затраты.

Так, фактически большинство административных и ряд инфраструктурных функций, в том числе центры вычислений, стендовая база, функциональные службы, станут общими и будут выполнять сервисную функцию для укрепления ключевой — инженерной — компетенции.

При этом, поясняли в корпорации, все конструкторские бюро останутся автономными и продолжат развиваться в рамках своей инженерной школы с сохранением наработанных подходов в работе. В ОАК ожидают, что это даст возможность поддержать конкуренцию между конструкторскими коллективами и на стадиях аванпроекта, и в научно-исследовательских работах генерировать более широкий ряд альтернативных проектов авиационных комплексов для последующей проработки.

Производственные площадки компаний также сохранят базовые компетенции по разработке и производству авиационной техники, при этом предусмотрена оптимизация общего станочного парка и повышение загрузки высокопроизводительного оборудования предприятий.

Обозреватель Анастасия Николаева