Россия / Точка зрения 18 ноября 2021 г. 15:16

Код для антител

Interfax-Russia.ru — Возможность выдачи QR-кодов по достаточному уровню антител к COVID-19 прорабатывают в РФ.

Код для антител
© РИА Новости. Алексей Куденко

Антитела или вакцинация?

 

Правительство РФ прорабатывает возможность выдачи QR-кодов по достаточному уровню антител к коронавирусу, сообщила глава Роспотребнадзора Анна Попова.

"По антителам вопрос значимый, и он обсуждается сегодня на площадке правительства. Такая задача есть, спорить здесь не с чем, нужно найти самый оптимальный и приемлемый вариант ее решения", — сказала Попова.

Глава Роспотребнадзора отметила, что у правительства уже есть варианты реализации такого варианта выдачи QR-кодов.

"Здесь позиция сформирована на площадке правительства, мы понимаем, как это можно сделать, но здесь нельзя ошибиться, и поэтому это решение должно быть очень взвешенным. Пока оно не будет проработано со всех сторон, оно, конечно же, не будет озвучено", — сказала Попова.

Как пояснял ранее руководитель лаборатории механизмов популяционной изменчивости патогенных микроорганизмов Центра им. Гамалеи Владимир Гущин, ученые давно определили уровень антител к COVID-19, который можно считать защитным.

"Есть международная шкала, измеряемая в BAU — это международная единица, оценивающая вируснейтрализующую активность. То, что мы сейчас имеем в научных публикациях, в научном поле, мы понимаем, что уровень 200-300 BAU — это тот уровень, который позволяет действительно говорить о высокой защите, на уровне 80% и выше", — рассказывал он.

Вместе с тем он обращал внимание на то, что пока не существует такого уровня антител, который гарантировал бы полную защиту от вируса. Высокий уровень антител в 200-300 BAU, по словам специалиста, лишь минимизирует вероятность того, что человек "заболеет клинически значимо, то есть что его потребуется госпитализировать, и это самое главное".

Идею выдачи QR-кодов даже невакцинированным с достаточным количеством антител поддерживают больше половины россиян. Как свидетельствуют данные опроса Исследовательского центра портала SuperJob.ru, по мнению 51% россиян, выдавать QR-коды нужно и непривитым, если они обладают достаточным уровнем антител к COVID-19.

Свою позицию респонденты аргументируют безопасностью таких людей для окружающих.

Напротив, с точки зрения каждого пятого (20%), QR-коды не следует выдавать тем, кто не вакцинировался и переболел неофициально. Свою точку зрения в основном они обосновывают отсутствием точных данных о необходимом уровне антител, чтобы не заразиться, и возможной коррупцией при выдаче QR-кодов.

Сторонников смягчения условий для получения QR-кодов немало и среди вакцинированных (48%), но чаще всего за это выступают те, кто не делал прививку от вируса (59%).

 

Закодированный пропуск в мир

 

Пока QR-коды нужно предъявлять при посещении общественных мест и массовых мероприятий. Законопроекты об использовании QR-кодов в общественных местах и на транспорте правительство РФ внесло в Госдуму на минувшей неделе. В полном объеме требования о предъявлении QR-кодов предлагается ввести с 1 февраля 2022 года. До этого граждане также смогут посещать общественные места при предъявлении отрицательного результата ПЦР-теста, если у них нет вышеуказанных сертификатов. После 1 февраля такая возможность будет только у граждан с медотводом.

Решение об использовании QR-кодов и перечень объектов, где они потребуются, будут принимать региональные власти, пояснили в правительстве. При этом по-прежнему ничего не нужно предъявлять при посещении аптек, организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости.

Аналог QR-кодов будет и у российских военных. Так, военнослужащие и приравненные к ним лица вместо кодов смогут предъявлять другой документ, подтверждающий вакцинацию, перенесенное заболевание или наличие противопоказаний к прививке. Форму и порядок таких документов определит Минобороны или другой федеральный орган, где законом предусмотрена военная или приравненная к ней служба.

Система QR-кодов в России будет действовать только при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Лицо, которое проверяет QR-коды на входе в рестораны, кафе, непродовольственные магазины и на массовые мероприятия, будет обязано потребовать у входящего документы. Гражданина, не предъявившего документ, не пустят внутрь.

Вместе с тем законопроекты предусматривают необходимость предъявления QR-кода только взрослыми и не регламентируют ограничения для несовершеннолетних.

Предполагается, что нормы законов о QR-кодах в общественных местах, поездах и самолетах будут действовать до 1 июня 2022 года.

 

Код для билета

 

Наибольший общественный резонанс вызвал законопроект о предъявлении QR-кодов при покупке билетов и посадке на самолет и поезд дальнего следования. Сразу после вступления закона в силу пассажиры должны будут предъявлять QR-код только при посадке на транспортное средство, следует из текста законопроекта. Кроме того, будет приниматься медотвод от прививки либо документы о перенесенном коронавирусе, либо свежий отрицательный ПЦР-тест. На втором этапе, а дата его начала пока не определена, ПЦР-тест принимать не будут. Кроме того, требование о наличии QR-кода, медотвода или документа о перенесенном заболевании начнет действовать не только при посадке, но и при покупке билетов.

Между тем авиакомпании опасаются снижения пассажиропотока из-за нового закона.

Так, гендиректор "Аэрофлота" Михаил Полубояринов сообщил, что компания уже разрабатывает программное обеспечение для проверки QR-кодов при посадке на рейс. Но, говоря о введении аналогичного требования при покупке билета, он выражал скепсис: "Я даже не понимаю, как это технически можно ограничить".
"На мой взгляд, нельзя применять QR-код при покупке билета, то есть ты должен иметь возможность купить билет без всяких ограничений", — говорил Полубояринов.

Аналогичного мнения придерживаются в S7 Airlines.

"Требование о проверке QR-кодов при регистрации и посадке "требует детальной технологической проработки", — заявили в компании.

И "Аэрофлот", и S7 при этом выступают именно против введения требования о QR-кодах на этапе покупки билетов. Расчеты S7 показывали, что пассажиропоток на внутренних авиалиниях в этом случае может упасть на 50%.

Опасения авиакомпаний разделяют и большинство опрошенных "Интерфаксом" аналитиков. По их мнению, принятие закона о предъявлении QR-кодов при покупке авиабилетов и посадке на рейс может привести к снижению пассажиропотока, поэтому для отрасли было бы лучше, если бы закон был принят в более демократичном виде.

Тем временем Минтранс РФ рассчитывает на принятие данного закона уже до конца этого года. Как сообщил замглавы Минтранса Кирилл Богданов, требование о наличии QR-кода для совершения перелета должно заработать максимум до февраля 2022 года, обосновав ожидания заботой о здоровье пассажиров.

"Я считаю, что это совершенно правильно, потому что нам нужно заботиться о наших гражданах, нам нужно поднимать иммунитет. И те, кто, к сожалению, не привился, не переболел, не имеют медотвода — считаю, что путешествовать не должны", — заявил Богданов.

Он отметил, что этот закон будет распространяться не только на российские авиакомпании, а на все авиакомпании, которые работают на территории России.

"Мы их поставим перед фактом", — также заявил Богданов, уточнив, что иностранные пассажиры и российские граждане, которые возвращаются на территорию России, будут летать по ПЦР-тесту.

Он считает, что авиакомпании вполне могут это сделать, и Минтранс уже проводит совещания с перевозчиками на эту тему.

Минтранс, по его словам, допускает выделение субсидий авиаперевозчикам для компенсации выпадающих доходов после принятия законопроекта.

"Мы рассматриваем вопрос субсидий для авиакомпаний, понимая, что для них могут быть трудности с бизнесом", — сказала он. Однако называть сумму возможных субсидий он не стал.

Вместе с тем, по данным газеты "Ведомости", Минтранс предложил правительству компенсировать авиаотрасли за декабрь 8 млрд рублей: 7 млрд рублей авиакомпаниям и 1 млрд рублей аэропортам. Это следует из копии письма замминистра Игоря Чалика в правительство и Минфин, пишет издание. Подлинность письма подтвердили в пресс-службе правительства. Господдержка помогла бы авиакомпаниям сохранить маршрутную сеть и не допустить роста аэропортовых расходов, уточняется в письме.

По мнению первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, принятие закона о предъявлении QR-кодов о прививках от COVID-19 на транспорте необходимо, но нужно отработать технические моменты.

"Введение QR-кодов на авиаперевозки будет отрабатываться самым тщательным образом, риски здесь абсолютно понятны", — сказал Белоусов.

По его словам, для отработки технологии сначала будет проведен эксперимент.

"Мы постараемся минимизировать все риски, но это (принятие закона — ИФ) — абсолютная необходимость", — добавил он.

Между тем эксперты также указывают на то, что требование о предъявлении QR-кода на стадии бронирования авиабилетов приведет к колоссальным финансовым потерям отрасли из-за резкого снижения раннего бронирования.

"Мы это обсуждали с комитетом Госдумы по туризму, и экспертное сообщество подтвердило, что у нас граждане заранее бронируют свой отпуск, в том числе на летний период. То есть мы против, чтобы требовали код при покупке билета", — заявил журналистам член Общественной палаты РФ, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

Он подчеркнул, что введение требования QR-кода на стадии покупки билета поставит отечественные авиакомпании в неравное положение по отношению к иностранным перевозчикам.

"Иностранные системы бронирования не будут проводить авторизацию через портал госуслуг, а, следовательно, мы будем в разных условиях работать. Потому что российские авиакомпании будут требовать авторизоваться через госуслуги, загрузить сертификат. То есть, все будут в разных условиях, а это не правильно", — указал эксперт.

По его словам, чтобы поставить авиапассажиров в равные условия, нужно установить срок загрузки сертификата за несколько часов до полета и требовать его предъявления при посадке.

"Не на стадии регистрации, сдачи багажа — потому что кто-то онлайн зарегистрировался, кто-то летит без багажа — а на гейте. Чтобы все были в равных условиях", — добавил Зотов.

Говоря о железнодорожном транспорте, он отметил, что не понятно, кто будет проверять коды на станциях, где поезд останавливается на 2-3 минуты, а заходит несколько пассажиров.

"Можно требовать код при приобретении билета, но невозможно перепроверить, тот ли код был загружен. Мы знаем, что в ресторанах Франции многие ходили по QR-коду Макрона и потом об этом рассказывали. Здесь такая же история — любой код можно будет загрузить, и тогда непонятен смысл этих мер, если система будет так легко подвергаться ошибкам или отсутствию верификации. Поэтому мы просим, чтобы эти пункты были организованы на железнодорожных вокзалах при выходе на платформу. Но никак не при посадке в поезд, потому что это невозможно сделать", — сказал Зотов.

Эксперт в целом выступает против введения QR-кодов на транспорте, обосновывая свою позицию существованием менее затратных механизмов, чтобы увеличить количество вакцинированных граждан.

"Кроме того, такие меры не логичны, потому что огромное количество людей, не сопоставимое с авиацией, перемещается в общественном транспорте, где большая вероятность подхватить вирус. Странно, когда мы вводим в авиации и не вводим в общественном транспорте и такси", — добавил Зотов.

 

С кодом в автобус

 

Вопрос о введении QR-кодов в общественном транспорте пока не поднимался. Об этом накануне сообщила глава Роспотребнадзора.

"На общественный транспорт (распространение системы QR-кодов) — есть только в разных субъектах обсуждение этой темы, но решения такого не было принято на сегодняшний день нигде. И сегодня речь о внутригородском транспорте, (о введении) QR-кодов пока не поднималась", — сказала Попова.

При этом она отметила, что говорить о том, что в общественном транспорте нет ограничений из-за коронавируса, нельзя, так как продолжает действовать масочный режим.

"То, что я должна войти в общественный транспорт и только в маске, это тоже уже определенное ограничение. На входах в метро есть еще и термодатчики, еще и температуру померяют. Это тоже режим санитарных ограничений, которые введены и которые работают", — отметила глава Роспотребнадзора.

По ее словам, введение QR-кодов в общественном транспорте может стать следующим этапом, а сегодняшняя ситуация пока его не требует.

Одним из регионов, которые расшили действие QR-кодов в этом направлении, стал Татарстан. Так, с 22 ноября проезд в общественном транспорте республики будет возможен только при предъявлении QR-кода о вакцинации, перенесенном заболевании или кода о медицинском отводе от вакцинации.

За несоблюдение антиковидных мер нарушителям будут грозить внушительные штрафы — до 30 тыс. рублей для обычного человека, до 50 тыс. — для должностного лица и до 300 тыс. рублей — для юридического лица. Нововведения будут касаться не только наземного транспорта, но и метрополитена.

В том числе ограничения будут касаться общественного транспорта, осуществляющего автобусные перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам. Такси эта мера не коснется.

Проверять QR-код будет кондуктор во время продажи билета. Пассажиров без сертификата будут высаживать.

С этой же даты у татарстанцев старше 60 лет, у которых нет QR-кода, заблокируют транспортные карты. Соответственно у имеющих сертификаты о вакцинации или противопоказания к прививке работа транспортных карт приостанавливаться не будет. Минздрав республики также разрабатывает QR-код о наличии медотвода.

Постановлением правительства республики также будет запрещена продажа билетов на автовокзалах и автостанциях на маршруты регулярных перевозок пригородного и межмуниципального сообщения (за исключением межрегиональных) без предъявления QR-кода о вакцинации или документа о противопоказаниях к прививке на каждого пассажира старше 18 лет.

Татарстанские перевозчики опасаются недовольства пассажиров новыми требованиями. Как рассказал "Интерфаксу" председатель ассоциации автотранспортных предприятий региона Сергей Темляков, перевозчики уже направили министру внутренних дел республики Артему Хохорину обращение с просьбой оказать поддержку при возникновении конфликтных ситуаций с пассажирами.

Темляков уточнил, что перевозчики хотят, чтобы за каждым районом были закреплены ответственные лица из числа сотрудников полиции для того, чтобы перевозчики в случае возникновение проблемы могли оперативно связаться с ними.

"Пассажиры автобусов — это интеллигентные и порядочные люди. Но на введение QR-кодов все отреагировали по-разному. Поступают угрозы даже в адрес руководителей автотранспортных предприятий. Поэтому мы попросили министра внутренних дел разработать алгоритм защиты сотрудников общественного транспорта. Разъяснить, какое наказание грозит тем, кто решит напасть на кондуктора, водителя или сотрудника контрольно-ревизионной службы предприятия. Сотрудники общественного транспорта должны чувствовать защиту, а если вдруг возникнет какой-либо инцидент, видеть, что наказали нарушителя по всей строгости закона", — добавил собеседник агентства.

Между тем Верховный суд Татарстана уже рассматривает одно дело о признании недействующим постановления кабинета министров республики о введении QR-кодов. С исковыми заявлениями в суд обратилась инициативная группа казанцев. Они считают, что данное постановление нарушает конституционные права граждан.

"Ограничения могут приниматься только федеральным законом. На сегодняшний день данного закона нет. Он только внесен в Госдуму, поэтому это решение кабмина мы считаем незаконным и подлежащим отмене", — сказал один из истцов журналистам перед началом заседания.

Основное судебное заседание по искам об оспаривании введение QR-кодов назначено на 7 декабря.

Со своей стороны глава Роспотребнадзора убеждена, что введение QR-кодов не ущемляет права человека.

"В стране 77 сегодня, может быть, уже и больше, субъектов ввели QR-коды для посещения тех или иных мест. Но хочу обратить внимание, что QR-коды вводятся только для посещения тех мест, которые посещаются не по жизненной необходимости — никто не вводит и не предлагает вводить QR-коды для посещения аптек, продуктовых магазинов, магазинов первой необходимости", — напомнила накануне Попова.

Она обратила внимание на то, что QR-коды вводят для посещения больших кинотеатров, театров, музеев, торгово-развлекательных центров с зонами общественного питания и кинотеатрами.

"То есть те услуги, которые не жизненно необходимы, а которые дополнительно дают определенное удовольствие", — пояснила глава Роспотребнадзора, добавив, что здесь проконтролировать степень контактов невозможно.

По ее словам, "там, где не ущемляются права человека, там и вводятся QR-коды, чтобы контакт людей друг с другом не привел к дополнительным заражениям, тяжелым случаям и смертям".

Обозреватель Анастасия Николаева