Россия / Точка зрения 16 июня 2023 г. 12:39

Iskra вместо Granta

Interfax-Russia.ru — Lada Iskra заменит флагманское семейство автомобилей Lada Granta в портфеле "АвтоВАЗа". Выпуск Granta планируется прекратить к 2027 году.

Iskra вместо Granta
© РИА Новости. Алексей Филиппов

Флагманское семейство бюджетных автомобилей Lada Granta в портфеле "АвтоВАЗа" планируется в ближайшие годы заместить новой Lada Iskra на основе решений глобальной платформы CMF-B, сообщил накануне журналистам президент АО "АвтоВАЗ" Максим Соколов в кулуарах ПМЭФ-2023.

"Новое семейство автомобилей, приходящее на смену Granta, будет называться Iskra. Это решение уже утверждено правлением, и именно под этим брендом будет реализовываться целое семейство наших новых автомобилей в трех вариациях: седан, универсал и, наверное, универсал-кросс", — рассказал Соколов.

Iskra — утвержденное маркетинговое название проекта, который прежде анонсировался как "новая Granta" (XJO). Автомобиль будет базироваться на решениях платформы CMF-B, права на которую "АвтоВАЗ" получил после ухода Renault из РФ. По словам Соколова, начало производства Iskra запланировано на конец 2024 года, старт продаж — на 2025 год. При этом концерн хочет обеспечить максимально возможную степень локализации новой модели.

"Бизнес-кейс по запуску этого семейства, когда оно еще не называлось Iskra, оценивался в 37 млрд рублей", — уточнил Соколов.

В пресс-службе "АвтоВАЗа" отметили, что такая оценка на текущий момент сохраняется. При этом в проект уже проинвестировано 17 млрд рублей. Оставшиеся 20 млрд рублей, по словам главы "АвтоВАЗа", потребуются, "чтобы дозаместить детали платформы и компоненты, которые подпали под санкции и от поставки которых отказались глобальные поставщики, чтобы снизить риски и достичь по этой модели локального технологического суверенитета".

Соколов подчеркнул, что названная сумма инвестиций в проект с учетом наличия решений глобальной платформы будет значительно меньше по сравнению с разработкой собственной платформы "с нуля".

"Если разрабатывать на собственной платформе, было бы 70-80 млрд рублей в зависимости от курса", — пояснил он.

Соколов также рассказал, почему новая модель Lada получила название Iskra.

"Это новая ступенька, первое семейство автомобилей, производимых на новом этапе жизни "АвтоВАЗа". Это такая, скажем так, привлекательная для рынка аттракция — искорка полетела, и ты к ней трепетно относишься, смотришь за ее полетом. Ну, и в конечном счете это, действительно, огонь, это хорошо. У меня лично возникают только позитивные ассоциации", — отметил глава "АвтоВАЗа".

Седан и универсал Iskra, по словам Соколова, будут чуть больше нынешней Granta, что даст "АвтоВАЗу" возможность диверсифицировать продуктовую линейку, "одновременно представляя рынку и Granta как наиболее компактный и бюджетный автомобиль, и семейство автомобилей Iskra". Глава компании допустил, что Iskra будет комплектоваться двигателем объемом 1,8 л мощностью 122 л.с. Дизайн нового семейства будет перекликаться с Vesta.

"Что касается перспектив Granta, мы на какое-то время сохраним ее производство, переведя ее, возможно, на другую линию. В дальнейшем Granta будет, как и любая другая модель, отжив свой век, уходить в прошлое", — сказал глава концерна, уточнив, что выпуск Granta планируется прекратить к 2027 году.

Между тем неделей раньше на международной выставке "Евразия — наш дом" в Сочи "АвтоВАЗ" представил еще одну новую модель — Lada Vesta Aura.

"Мы представили новинку этого форума — автомобиль Lada Vesta Aura — удлиненная версия, которая вполне может использоваться для нашего госзаказа, для чиновников", — сообщил Соколов в кулуарах выставки.

Он отметил, что "АвтоВАЗ" рассчитывает на спрос на новую модель со стороны госорганов. 

"Если, конечно, будет гарантированный спрос и корректировка нашего законодательства: чтобы не только прямая закупка была возможна необходимой высоколокализованной техники, но и в том числе лизинг, аренда, оказание транспортных услуг, когда идет за счет бюджета использование российских автомобилей", — уточнил глава автопроизводителя.

Как пояснили в "АвтоВАЗе", автомобиль оснащен двигателем 1,8 л мощностью 122 л.с. и автоматической коробкой передач. Салон Lada Vesta Aura удлинен на 25 см.

На выставке также была представлена продукция "АвтоВАЗа", произведенная в интеграции с Казахстаном и Узбекистаном, в том числе Lada Granta, Lada Vesta SW Cross. Производство автомобилей Lada в Казахстане было развернуто в 2021 году на мощностях ТОО "СарыаркаАвтоПром" в городе Костанай. По итогам 2022 года собрано более 6 тыс. автомобилей Lada. А в узбекистанском Джизаке в 2021 году была запущена серийная крупноузловая сборка (SKD) автомобилей Lada Xray Cross, Lada Largus и Lada Vesta SW.

Между тем "АвтоВАЗ" рассчитывает уже в сентябре восстановить и производство Lada Largus (выпуск этих автомобилей в России был приостановлен в августе 2022 года). Об этом президент компании также сообщил в рамках Петербургского международного экономического форума.

В целом "АвтоВАЗ" планирует увеличить объемы производства с сентября на первой линии конвейера (сборка Lada Vesta NG — ИФ) на 28%, с января 2024 года — на 40%.

В настоящее время на тольяттинской площадке "АвтоВАЗ" выпускает версии Lada Granta (производство перезапущено в июне 2022 года), Lada Niva Legend (с середины июля 2022 года) и Lada Niva Travel (с середины августа 2022 года). В марте текущего года начался серийный выпуск Lada Vesta NG. В Ижевске на конец года запланировано опытное производство e-Largus.

Производственный план "АвтоВАЗа" на 2023 год, утвержденный советом директоров компании, составляет 40 тыс. 600 автомобилей.

"На следующий год "вилка" наших возможностей, ожиданий и прогнозов находится в 500-550 тыс. автомобилей. Именно на этих параметрах мы будем строить свою финансовую модель", — сказал Соколов журналистам накануне.

При этом глава "АвтоВАЗа" уточнил, что такой объем продукции в следующем году может быть произведен суммарно предприятиями группы при условии восстановления экспорта до уровня 50 тыс. автомобилей.

"Мы, действительно, рассчитываем увеличить наши экспортные объемы с 10-15 тыс. в этом году. Но это в большей степени зависит не от нас. Мы готовы произвести эту продукцию. Но не везде техническое регулирование в странах поставки готово воспринимать наши автомобили сейчас. Поэтому это зависит от решений правительств других государств. Тем не менее, цифра в 50 тыс. автомобилей на экспорт по следующему году не кажется мне недостижимой", — отметил Соколов.

При этом, по его словам, 10 тыс. автомобилей до конца этого года планируется собрать в Петербурге.

"Если будет возможность больше, мы соберем больше. (…) В следующем году мы планируем увеличить производство в зависимости от потребностей рынка и возможностей расширения портфеля моделей до 30-35 тыс., а к 2025 году — выйти на 50 тыс. или чуть выше. Дальше все будет зависеть от того, как будет вести себя наш рынок с точки зрения восстановления спроса", — добавил Соколов.

Производство автомобилей на петербургском автозаводе "Лада Санкт-Петербург" (бывшая площадка Nissan) с использованием технологий китайского партнера компания запустит уже 17 июня. 

Обозреватель Анастасия Николаева

Теги