Россия / Точка зрения 9 июня 2021 г. 13:27

Доработать правила

Interfax-Russia.ru — Минтранс разрабатывает поправки к ПДД по регулированию эксплуатации электросамокатов.

Доработать правила
© РИА Новости. Илья Питалев

Проблему определения административно-правового статуса участников дорожного движения, использующих электронные устройства передвижения, Госавтоинспекция МВД России подняла еще в 2019 году в связи с ростом популярности электросамокатов, гироскутеров и моноколес. Анализ происшествий уже на тот момент показал увеличение риска попадания в дорожно-транспортные происшествия пользователей таких средств передвижения.

Со своей стороны Минтранс России подготовил проект поправок в Правила дорожного движения (ПДД), в соответствии с которыми предлагалось определить правовой статус и ввести обязанности для новых участников движения.

Как отмечал руководитель Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин, концептуально была признана необходимость внесения поправок в ПДД. Наряду с этим специалисты обратили внимание на вопросы обращения этих устройств — продажу, прокат и т.д.

При этом в ведомстве посчитали, что средства индивидуальной мобильности (СИМ) не должны быть приравнены к транспортным средствам, а люди, которые на них передвигаются, приобретут статус пользователя такого средства.

Митрошин также пообещал, что после завершения межведомственной проработки поправок в ПДД проект представят для общественного обсуждения, чтобы каждый желающий смог высказать свои предложения и замечания.

Проект поправок к ПДД Минтранс РФ представил весной прошлого года. Как выяснил "Коммерсантъ", министерство предложило включить в категорию средств индивидуальной мобильности (СИМ) также роликовые коньки, самокаты и скейтборды, при этом требования к пользователям сделать зависимыми от их возраста.

Так, детей до семи лет предложили оставить в статусе пешехода, то есть предоставить ему возможность кататься на тротуаре, пешеходной или велопешеходной дорожке, а подростку 7-14 лет выезжать еще и на велосипедную дорожку.

Пользователям старше 14 лет решили предоставить право пользоваться проезжей частью велосипедных зон, а также полосой для велосипедистов. Если такой инфраструктуры нет, им могут разрешить выезжать на правый край проезжей части или на обочину.

При совместном с пешеходами движении разгоняться на СИМ быстрее 20 км/ч хотят запретить. Также всех пользователей подобных устройств решили обязать в темное время суток включать фонари или фары. Речь идет о штатных фонарях электросамокатов либо о налобных фонарях (для пользователей скейтов или роликов).

В состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих внимание и реакцию, а также в "болезненном состоянии" пользоваться электросамокатами и другими СИМ решили запретить.

Однако за год предложенные поправки так и не включили в ПДД на федеральном уровне. Вместе с тем в последнее время увеличилось число происшествий с участием пользователей СИМ. По данным МВД, число пострадавших и случаев ДТП с использованием гироскутеров, сигвеев, моноколес, электросамокатов увеличилось почти в три раза. Всего в 2020 году с их участием произошло 331 ДТП, в котором погибли шесть и пострадали 347 человек, сказали в ведомстве. При этом подобных аварий с участием детей в прошлом году произошло 75. Согласно статистике, в них погибли два ребенка и еще 91 пострадали.

В настоящий момент регионы сами регулируют правила пользования СИМ. Так, было принято решение изменить правила использования электросамокатов в пешеходных зонах ради безопасности отдыхающих в Крыму, в Новосибирске, Казани, Чебоксарах, Томске и ряде других городов.

Московские власти также посчитали необходимым ограничить скорость электросамокатов.

"Мы считаем, что прокатные самокаты должны быть ограничены законодательно до скорости не более 25 км/ч. Это нужно только для того, чтобы сам пользователь самоката не попал в какое-либо дорожно-транспортное происшествие", — рассказал на днях заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов в интервью порталу Delfi.

По его словам, столичные власти уже договорились с компаниями, которые занимаются арендой электросамокатов, о введении городских зон, где действует требование о снижении скорости для этих транспортных средств. Ликсутов пояснил, что скорость ограничивается автоматически — в этом помогает система ГЛОНАСС, которой оборудованы самокаты.

Кроме того, департаменту транспорта Москвы предложили создать список лиц, которым запрещена аренда электросамокатов.

Власти Петербурга также приняли решение нанести разметку для парковки самокатов и ограничить их скорость. Правда, достигнутые договоренности с представителями бизнеса из сферы кикшеринга не помогли предотвратить ряд происшествий с участием электросамокатов. Только с начала июня на улицах северной столицы от лихачей на электросамокатах пострадали не менее пяти детей. Некоторые из них госпитализированы в тяжелом состоянии. Возбужден ряд уголовных дел, в том числе — по ч.1 ст.238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) в сфере краткосрочной аренды электросамокатов. В кикшеринговых компаниях проведены обыски.

В итоге ряд сервисов по аренде электросамокатов в Петербурге приостановил работу.

Со своей стороны Следственный комитет обратил внимание на необходимость выработки правил вождения электросамокатов и норм ответственности пользователей таких средств передвижения.

С аналогичным предложением в Минтранс РФ обратился и Совет по правам человека при президенте РФ. В СПЧ считают, что мобильные электрические транспортные средства следует относить к источникам повышенной опасности и предлагают дополнить ПДД соответствующими правилами, устанавливающими особенности их эксплуатации.

По данным "Коммерсанта", Минтранс уже доработал поправки к ПДД по регулированию движения электросамокатов. В частности, после очередных консультаций с МВД проект поправок дополнен лимитом скорости для пользователей электросамокатов (или других подобных устройств) на тротуаре. Так, вводится запрет разгоняться выше 20 км/ч. При этом гражданам вовсе запретят выезжать на тротуар, если устройство весит более 35 кг.

Кроме того, предлагается ввести новые дорожные знаки, запрещающие катание на СИМ на территории пешеходных зон или у ТЦ. После принятия поправок к ПДД должны быть приняты корреспондирующие изменения в КоАП с санкциями для нарушителей.

Со своей стороны операторы кикшеринга предложили собственные планы по обеспечению безопасности движения. Так, в компании Whoosh вводят зоны принудительного ограничения скорости до 15 км/ч и полного запрета катания, а также разрабатывают технологию по автоопределению веса пользователя: мотор не включится при нагрузке менее 40 кг и более 120 кг, что исключит катание маленьких детей и использование СИМ вдвоем.

Также ассоциация операторов кикшеринга планирует создать единый "черный список неблагонадежных пользователей" электросамокатов, который позволит заблокировать доступ к сервису "хулиганам". Рассматривается и возможность ставить на электросамокаты номера, чтобы их могли считывать дорожные камеры.

Между тем, по информации издания, поправки к ПДД все еще дорабатываются и будут согласовываться с МВД.

Идею введения ограничений на законодательном уровне для вождения самокатов и электросамокатов поддерживают около половины россиян (49%). Как свидетельствуют данные опроса Исследовательского центра портала SuperJob.ru, сторонники введения ограничений предлагают не только ввести скоростной режим, но и выделить специальную категорию водительских прав с необходимостью прохождения медицинской комиссии и сдачи экзамена, выделить полосы движения, установить возрастные ограничения не ниже 14-летнего возраста, а также обязать носить защитную экипировку, в частности шлем и перчатки.

Обозреватель Анастасия Николаева