Россия / Точка зрения 24 января 2023 г. 14:28

Долгий путь в альянс

Interfax-Russia.ru — Анкара не поддержала заявку Швеции на вступление в НАТО. Финляндия может вступить в альянс, не дожидаясь Стокгольма. Москва считает действия этих стран угрозами военной безопасности РФ.

Долгий путь в альянс
© РИА Новости. Алексей Витвицкий

Вступление с условиями

 

Государства-члены НАТО подписали протоколы о присоединении Финляндии и Швеции к Североатлантическому совету 5 июля 2022 года. При этом присоединение этих государств к альянсу возможно только после ратификации протоколов о вступлении всеми государствами-членами НАТО. На сегодняшний день из 30 стран-членов НАТО членство Швеции и Финляндии в альянсе пока не ратифицировали Турция и Венгрия.

Представители венгерских властей сначала заявляли, что Будапешт выразит поддержку присоединению Финляндии и Швеции к НАТО к концу 2022 года. Потом пообещали одобрить вступление на первом заседании парламента в 2023 году, о чем в ноябре прошлого года заявил венгерский премьер Виктор Орбан. Затем, по словам главы МИД Финляндии Пекки Хаависто, ратификация была отложена до начала февраля. Однако в конце 2022 года агентство EFE со ссылкой на венгерские власти сообщило, что депутаты парламента Венгрии приступят к рассмотрению вопроса о ратификации присоединения Финляндии и Швеции к НАТО не раньше 20 февраля. При этом, как отмечал руководитель канцелярии премьера Гергели Гуляш, обсуждение данной темы в парламенте не займет много времени, а большинство депутатов, скорее всего, на голосовании поддержат включение Швеции и Финляндии в альянс.

В свою очередь Турция блокировала процесс вступления, потребовав от скандинавских стран объявить террористическими курдские организации и выдать лиц, обвиняемых в терроризме, а также отменить запреты на поставки оружия Анкаре. Однако на саммите НАТО в Мадриде в июне прошлого года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган согласился изменить свою позицию по поводу рассмотрение заявок Швеции и Финляндии на членство в НАТО. В обмен на это обе скандинавские страны приняли ряд обязательств, многие из которых касаются борьбы против курдских группировок (их Анкара считает террористическими). Эрдоган отмечал, что Стокгольм и Хельсинки заверили Анкару в выдаче террористов и изменении законодательства. Швеция, в частности, обещала выдать Турции 73 террориста.

Однако в декабре прошлого года Анкара констатировала, что по-прежнему не видит конкретных шагов Стокгольма и Хельсинки для решения вопроса их членства в НАТО. Финляндия и Швеция предпринимают "провокационные действия", а не конкретные шаги, которые обозначены в качестве требований Анкары для вступления этих двух стран в НАТО, заявлял министр обороны Турции Хулуси Акар. Он указал, что требования, зафиксированные в трехстороннем меморандуме между Турцией, Швецией и Финляндией, "предельно ясны".

"Швеция и Финляндия взяли на себя определенные обязательства, которые должны быть выполнены. Этот меморандум — вовсе не конец, а лишь начало процесса. После решения всех вопросов голосование по заявкам состоится в парламенте Турции", — отмечал Акар.

На то, что Стокгольм и Хельсинки все так же не выполняют обязательства, которые предусмотрены соглашением трех стран для урегулирования вопроса о членстве Швеции и Финляндии в НАТО, указывал и глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу.

"Практических шагов по вопросу выдачи Финляндией и Швецией Турции лиц, причастных к терроризму, а также замораживания активов преступных структур нет", — цитировало агентство Andalou слова Чавушоглу после встречи со своим шведским коллегой Тобиасом Бильстрёмом.

А в начале января премьер-министр скандинавской страны Ульф Кристерссон заявил, что Стокгольм не хочет или не может исполнить требования Турции, которая та выдвинула как условие одобрения заявки Швеции на вступление в НАТО.

"Турция подтверждает, что мы выполнили условия, на которые мы согласились. Но турки также хотят вещей, которые мы не можем или не хотим дать им", — приводили слова премьера Швеции западные СМИ.

При этом Кристерссон уверен, что Турция все же даст согласие на вступление Швеции в альянс.

 

Обострение отношений

 

Между тем в последние дни в Швеции прошли масштабные антитурецкие протесты, которые обострили отношения между двумя странами. Шведские власти разрешили ультраправому политику Расмусу Палудану сжечь Коран перед посольством Турции в Стокгольме, что он и осуществил в минувшую субботу.

После этого президент Турции заявил, что Анкара не поддержит заявку Стокгольма на членство в НАТО, "если Швеция не уважает Турцию, а также религиозные чувства мусульман".

"Совершенный в Швеции гнусный акт — оскорбление для всех, кто уважает основные права и свободы человека, включая права и свободы мусульман", — приводит агентство Andalou слова Эрдогана.

Министр обороны Турции со своей стороны назвал "бессмысленным" намеченный на 27 января визит главы Минобороны Швеции Пола Йонсона в Турцию и сообщил о его отмене.

По мнению турецкого политического аналитика, эксперта по внешней и оборонной политике Турции Керима Хаса, Эрдоган с учетом нынешних сложностей в отношениях между Анкарой и Стокгольмом выдержит определенную паузу по вопросу приема Швеции в НАТО, но через несколько месяцев даст согласие на ее вступление.

"Турция заморозит мероприятия по приему Швеции в альянс, но ненадолго. Все нынешние сложности в отношениях между Анкарой и Стокгольмом не изменят кардинально позицию турецкого руководства, которое в конечном итоге даст согласие на вступление Швеции в НАТО", — сказал Хас "Интерфаксу".

Он напомнил, что в мае в Турции пройдут президентские выборы, а в июле намечается саммит НАТО.

"Если Эрдоган останется у власти, то, по многим признакам, он не будет противодействовать приему Швеции в альянс", — считает собеседник агентства.

По мнению эксперта, фактор осложнившихся в последнее время отношения между Анкарой и Стокгольмом, скорее всего, будет активно использоваться в избирательной кампании Эрдогана для повышения своего рейтинга.

"Для избирательной кампании Эрдогана шведское направление является выгодным моментом, чтобы показать себя перед электоратом успешным как во внешней, так и во внутренней политике", — сказал он.

Таким образом, считает Хас, Эрдоган получил дополнительный повод для затягивания вступления Швеции, а, следовательно, и Финляндии в НАТО.

"Но до определенного времени. Максимум, до даты проведения президентских выборов в Турции. До проведения саммита НАТО в июле Анкара, скорее всего, одобрит прием этих стран в альянс", — предполагает эксперт.

Сейчас министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто не исключает, что заявка страны на членство в НАТО будет рассмотрена без привязки к заявке Швеции.

"Финляндии, возможно, придется пересмотреть свою заявку на одновременное членство в НАТО со Швецией, если заявка Швеции будет отложена на более длительный период времени", — заявил Хаависто в интервью порталу Yle (сайт финской телерадиокомпании заблокирован в России).

Однако, по словам Хаависто, еще слишком рано занимать позицию по этому вопросу.

"Вариант номер один для безопасности Финляндии и Швеции по-прежнему заключается в том, чтобы страны стремились вступить в НАТО одновременно", — сказал глава МИД.

Хаависто предположил, что "вступление Финляндии и Швеции в НАТО будет отложено как минимум до выборов в Турции". При этом он отметил, что Финляндия, Швеция и Турция пытаются договориться о новой трехсторонней встрече в начале весны для оценки ситуации.

 

Проанализировать угрозы

 

В России неоднократно критиковали планы Финляндии и Швеции по присоединению к НАТО, обещая отслеживать ситуацию вокруг этого процесса.

Так, зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев еще летом прошлого года обещал, что Россия симметрично отреагирует на вступление Швеции и Финляндии в НАТО. Он пояснял, что эти страны "могут выбрать разный путь движения внутри североатлантического альянса: или умеренный, или, что называется, полностью распахнуть калитку и принять решение о создании баз на своей территории, размещении ударных вооружений".

Вместе с тем, по словам Медведева, совершенно очевидно, что в результате этого решения линия Паасикиви-Кекконена (направление внешней политики в послевоенной Финляндии, главным содержанием которого было поддержание дружественных, взаимовыгодных отношений с СССР), если говорить о Финляндии, да и отношения с нейтральной Швецией подлежат пересмотру.

Медведев также обращал внимание на то, что присоединение этих двух стран к НАТО "ухудшает ситуацию с безопасностью в Балтийском регионе, потому что Балтийское море сейчас, по сути, становится морем, где доминируют страны НАТО". В частности, он отметил, что теперь граница Карелии с Финляндией становится границей РФ с НАТО.

Со своей стороны в Кремле пообещали проанализировать очередной этап приближения НАТО к российским границам "с точки зрения работы, которую Минобороны ведет по поручению Верховного главнокомандующего об усилении наших западных флангов".

"А в остальном надо будет просто уже де-факто смотреть на то, какие угрозы это влечет. Само по себе вступление как таковое — это формальный шаг. Что последует дальше? Что будет с военной инфраструктурой, что будет с военными инструкторами, что будет с иностранными базами — натовскими и т.д.? Вот в чем вопрос", — указывал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

О том, что Россия пересматривает подходы к обороне своей территории из-за изменения условий безопасности в Балтийском регионе и Арктике после вступления Швеции и Финляндии в НАТО, заявлял и министр обороны РФ Сергей Шойгу.

"Конечно, официальное участие Хельсинки и Стокгольма в стратегическом планировании НАТО, возможное предоставление территории этих государств для размещения ударных вооружений изменит условия безопасности в Балтийском регионе и Арктике, потребует пересмотра подходов к обороне российской территории", — говорил Шойгу в августе прошлого года на Московской конференции по международной безопасности.

По его словам, отдельные выводы уже сделаны и закреплены в обновленной Морской доктрине, утвержденной президентом РФ 31 июля 2022 года.

Вместе с тем он обращал внимание на то, что практическое сближение этих стран с альянсом продолжается уже много лет.

"Фактически региональное объединение НОРДЕФКО (Комитет североевропейского оборонного сотрудничества) является северным филиалом НАТО и служит ширмой для прикрытия участия этих стран в мероприятиях совместной боевой подготовки", — напомнил Шойгу.

В конце прошлого года он также сообщал, что из-за угроз со стороны НАТО Россия планирует усилить группировку войск на северо-западе.

Начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов также обращал внимание на то, что интеграция Финляндии и Швеции в североатлантический альянс повышает напряженность на линии соприкосновения Россия-НАТО.

"Практические шаги по скорейшей интеграции Швеции и Финляндии в альянс свидетельствуют, что под надуманной угрозой со стороны России Вашингтон стремится максимально приблизить блок НАТО к нашим границам за счет вовлечения новых сателлитов", — отмечал Герасимов на брифинге для военных атташе иностранных государств.

А накануне в интервью сайту aif.ru Герасимов сообщил, что именно стремление Финляндии и Швеции вступить в НАТО, а также использование Украины для ведения гибридной войны против России, стало причиной корректировки плана развития Вооруженных сил РФ.

"План утверждается президентом Российской Федерации и может корректироваться при изменении существующих и возникновении новых угроз военной безопасности Российской Федерации. На сегодня такими угрозами стали устремления Североатлантического альянса расшириться за счет Финляндии и Швеции, а также использование Украины в качестве инструмента для ведения гибридной войны против нашей страны", — сказал Герасимов.

По его словам, в целях нейтрализации данных угроз высшее руководство страны поставило задачу скорректировать план строительства и развития Вооруженных сил, параметры которого одобрены Верховным главнокомандующим на расширенном заседании коллегии министерства обороны.

"Основными из них являются создание Московского и Ленинградского военных округов, формирование трех мотострелковых дивизий в составе общевойсковых объединений в Херсонской и Запорожской областях, а также армейского корпуса в Карелии", — заявил начальник Генштаба.

Он отметил, что основная цель этой работы — "обеспечение гарантированной защиты суверенитета и территориальной целостности нашей страны и создание условий для ее поступательного социально-экономического развития".

Обозреватель Анастасия Николаева