Interfax-Russia.ru — Инцидент на НПЗ "ЛУКОЙЛа" вновь может спровоцировать введение запрета на экспорт бензина из РФ. Минпромторг уверен в российских машиностроителях при изготовлении необходимого оборудования.
Бензин подорожал после поломки оборудования на заводе
В компании "ЛУКОЙЛ" на минувшей неделе сообщили об остановке одной из своих установок на его нижегородском НПЗ, не уточнив детали.
"В связи с инцидентом на технологической установке ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" ее работа временно остановлена", — сообщила НК.
При этом в компании подчеркнули, что "прикладывают все усилия для скорейшего восстановления нормального производственного режима ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" и удовлетворения потребностей внутреннего рынка в координации с другими его участниками за счет всех имеющихся ресурсов".
В конце декабря компания также уведомляла о ликвидации возгорания на одной из технологических установок на этом же НПЗ, но подчеркивала, что влияния на производственную деятельность этот инцидент не оказал.
"ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" (ранее "НОРСИ") — одно из крупнейших предприятий нефтепереработки в РФ, выпускает более 50 наименований товарных нефтепродуктов: автомобильное, авиационное и дизельное топливо, нефтебитумы, парафины и другую продукцию. Установленная мощность по переработке составляет 17 млн тонн в год.
Между тем еще в середине прошлой недели на фоне слухов об аварии на НОРСИ биржевые цены на бензин перешли к умеренному росту. По данным на 15 января по сравнению с 10 января, когда стартовал рост цен, Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже подорожал на 4,7% — до 42 тыс. 374 рублей за тонну, Аи-95 — на 3,7%, до 45 тыс. 562 рублей за тонну (данные приведены по национальному индексу, отражающему цены всех НПЗ России).
Накануне в Минэнерго РФ констатировали, что из-за внепланового ремонта одной из установок каталитического крекинга "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" произошло снижение производства автомобильных бензинов. При этом компания уже разработала план по устранению неполадок в минимально возможный срок.
В министерстве также сообщили, что совместно с нефтяными компаниями на оперативном штабе разработали меры для продолжения бесперебойного обеспечения топливом внутреннего рынка на период ремонта предприятия. Участники штаба подчеркнули, что потребности внутреннего рынка будут удовлетворены "благодаря уменьшению поставок в экспортном направлении и переориентации имеющихся ресурсов других участников рынка".
"Производство автомобильного бензина на российских предприятиях полностью обеспечивает все потребности внутреннего рынка, товарные запасы составляют почти 2 млн тонн, что более чем достаточно для удовлетворения спроса", — утверждают в Минэнерго.
Иностранные детали для НПЗ могут заменить российскими
В свою очередь в министерстве промышленности и торговли уверены, что российские машиностроительные предприятия в состоянии изготовить оборудование, аналогичное тому, которое вышло из строя на НПЗ "ЛУКОЙЛа".
"Уже сегодня российская машиностроительная отрасль доказала свою готовность предложить решения, не уступающие импортным аналогам", — заявили "Интерфаксу" в пресс-службе ведомства.
В частности, указали в министерстве, аналогичное оборудование, которое вышло из строя на объекте ПАО "ЛУКОЙЛ", изготавливается российскими машиностроительными предприятиями, например, Невским заводом им.Ленина в Санкт-Петербурге, и используется другими компаниями на таких же технологических установках.
"Это в очередной раз доказывает, что приоритет должен отдаваться отечественным производителям, гарантирующим, в том числе, и постпродажное обслуживание и сервис", — подчеркнули в министерстве.
В пресс-службе Минпромторга также напомнили, что для повышения эффективности взаимодействия всех участников нефтегазового рынка — нефтегазодобывающих компаний, производителей оборудования и федеральных министерств — под руководством двух вице-премьеров создан координационный совет по импортозамещению нефтегазового оборудования, сформированный в рамках правительственной комиссии по импортозамещению.
Этот совет определяет приоритетные технологические направления и исполнителей, ответственных за их дальнейшее реализацию, и обеспечивает привлечение государственных и частных средств для реализации проектов импортозамещения. Согласно решению, принятому на одном из заседаний совета, в настоящее время Минпромторг совместно с Минэнерго и нефтегазовыми компаниями составляет перечень потребностей в запасных частях и комплектующих для объектов топливно-энергетического комплекса с целью дальнейшего подбора аналогов и формирования плана-графика разработки соответствующих ЗИПов.
В качестве временной меры, позволяющей эксплуатирующим организациям нефтегазовых компаний сформировать необходимый запас запчастей и комплектующих, выступает утвержденный правительством РФ механизм "параллельного импорта".
"Несмотря на это, очевидна необходимость формирования отечественных решений, в связи с чем в 2022 году создан механизм поддержки проектов по "обратному инжинирингу", позволяющий при государственной поддержке обеспечить оперативное замещение критических импортных комплектующих", — продолжили в Минпромторге.
Параллельно ведомства вместе с нефтегазовыми компаниями прорабатывают возможность гармонизации законодательства, чтобы использовать неоригинальные запчасти при условии прохождения ими входного контроля эксплуатирующей организации и наличии ограничений, установленных руководствами (инструкциями) производителей.
Взаимопомощь и запрет экспорта для стабилизации рынка нефтепродуктов
Пока же, как сообщили "Интерфаксу" несколько источников, знакомых с ситуацией, "ЛУКОЙЛ" попросил у Минэнерго скорректировать график производства нефтепродуктов компанией, а также объемы биржевых продаж.
К другим нефтяным компаниям "ЛУКОЙЛ" обратился с просьбой помочь с поставками до 200 тыс. т Аи-95 в январе и феврале. При этом сам "ЛУКОЙЛ" уже прекратил экспорт бензинов с тем, чтобы направить объемы на внутренний рынок, говорят источники.
Кроме того, собеседники агентства рассказывают, что вновь обсуждается вариант временного запрета экспорта бензинов. По словам источников, в Минэнерго отмечают, что такая возможность сохраняется и может быть применена в случае необходимости. Один из источников говорит, что уже готовится нормативный акт о введении запрета на экспорт бензинов. Другой источник уточняет, что инструментарий по недопущению дефицита бензина на внутреннем рынке пока обсуждается.
По данным одного из трейдеров, среднесуточный экспорт автобензина за 1-10 января составил 20 тыс. 400 тонн в сутки против 16 тыс. 600 тон в сутки за 1-27 декабря прошлого года, и 7 тыс. 800 тонн в сутки в ноябре 2023 года. При этом среднесуточная отгрузка автобензина на внутренний рынок за 1-10 января составила 97 тыс. 600 тонн в сутки против 110 тыс. тонн в сутки за 1-27 декабря, и 112 тыс. 900 тонн в сутки в ноябре.
В прошлом году правительство уже вводило запрет на экспорт бензинов. Так, в сезон высокого спроса, летом 2023 года, ввиду ряда причин на топливном рынке России сформировался ценовой кризис. Ситуация обострилась к концу лета, когда в разгар уборочной компании аграрии стали жаловаться на высокие цены на нефтепродукты, а также возникающий местами дефицит топлива.
Долгое время ведомства и нефтяные компании не могли урегулировать ситуацию, в результате правительство пошло на жесткие меры и с 21 сентября запретило экспорт топлива из страны. Также была увеличена экспортная пошлина на вывоз нефтепродуктов для непроизводителей. Запретные меры снимались постепенно — 17 ноября был отменен запрет на экспорт бензина, 22 ноября — на вывоз летнего дизтоплива. При этом эмбарго на экспорт из РФ зимнего дизельного топлива продолжает действовать.
Пока продолжался ценовой кризис, вице-премьер РФ Александр Новак проводил совещания по проблемам топливного рынка, требуя увеличить биржевые продажи нефтепродуктов и снизить цены на заправках страны. Постепенно ценовая ситуация нормализовалась.
Вместе с тем, по данным Росстата, потребительские цены на бензин в России с 1 по 9 января выросли на 0,45% при общей инфляции за этот период на уровне 0,26%. Предыдущая дата регистрации цен приходилась на 25 декабря 2023 года. Тогда на неделе с 19 по 25 декабря Росстат фиксировал удорожание бензина в рознице в среднем по стране на 0,22% (после увеличения на 0,05% с 12 по 18 декабря, снижения на 0,11% с 5 по 11 декабря, на 0,16% с 28 ноября по 4 декабря).
Рост цен на бензин в первые дни января оказался существенно выше инфляции. При этом, как заявили в пресс-службе Минэнерго РФ, в целом предпосылок для роста цен выше инфляции нет, "однако в отдельные периоды возможны незначительные отклонения от нее, обусловленные особенностями рыночного ценообразования на моторное топливо в России".
В целом рост потребительских цен на бензин в России в 2023 году составил 7,23%, оказавшись чуть ниже общей инфляции за год (7,42%). Годом ранее, в 2022 году, потребительские цены на бензин по динамике роста значительно отставали от инфляции: они повысились всего на 0,91% при инфляции в 11,94%. Еще ранее, в 2021 году, цены на бензин выросли на 8,84%, превысив темпы общей инфляции, которая по итогам того года составила 8,39%.