Interfax-Russia.ru — Автопроизводителям временно разрешили выпускать машины без модулей "Эра-Глонасс" из-за дефицита электронных чипов. Глобальный дефицит микросхем может продлиться еще минимум год.
Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на фоне мирового дефицита электронных чипов разрешила автопроизводителям стран ЕАЭС до конца года выпускать автомобили, не оснащая их электронными модулями вызова экстренных служб. Применительно к РФ речь идет об электронных модулях системы "Эра-Глонасс".
Как сообщил "Интерфаксу" замдиректора департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Виген Енокян, соответствующее решение было принято коллегией 17 августа.
Разрешение не оснащать устройством или системой вызова экстренных оперативных служб транспортные средства (шасси) категорий M1 (легковые автомобили), M2, M3 (автобусы) и N1, N2, N3 (грузовики) действует до начала следующего года. Исключение составляет транспорт, предназначенный для перевозки опасных грузов, и транспорт для перевозки детей.
Вместе с тем, пояснил Енокян, позже все транспортные средства без электронных модулей вызова экстренных служб должны быть дооснащены изготовителем соответствующими устройствами или системами. Сроки таких работ определены до 30 июня 2022 года.
"При этом производители обязаны информировать потребителя о необходимости дооснащения транспортного средства (шасси) устройством или системой вызова экстренных оперативных служб и указания в электронном ПТС соответствующей информации", — отметил собеседник агентства.
Как уточнили "Интерфаксу" в Минпромторге РФ, дооснащать машины будут в рамках подготовленных производителями и согласованных с Росстандартом отзывных кампаний.
"Дооснащение будет осуществляться за счет автопроизводителей. Контроль за выпуском в обращение транспортных средств, не оснащенных системами вызова экстренных оперативных служб, и их последующим дооснащением системами будет осуществляться Минпромторгом России, в том числе посредством информации, содержащейся в системах электронных паспортов транспортных средств", — сообщили в министерстве.
В Минпромторге считают, что принятое решение позволит избежать вынужденных простоев автопроизводителей из-за дефицита полупроводников.
Еще в начале 2021 года дефицит автоэлектроники из-за сокращения ее производства в период пандемии привел к приостановке выпуска автомобилей некоторыми мировыми производителями.
Проблема глобального дефицита полупроводников ударила по автопроизводителям на фоне всплеска заболеваемости COVID-19 в Юго-Восточной Азии, в частности в Малайзии. Предприятия этой страны являются одними из крупнейших производителей полупроводников, применяющихся в автокомпонентах.
Среди российских автопроизводителей проблема дефицита, пожалуй, сильнее всего повлияла на работу "АвтоВАЗа", который накануне в очередной раз приостановил производство на заводе в Тольятти.
"В связи с нехваткой поставок электронных компонентов Bosch все три линии по производству автомобилей завода в Тольятти приостановлены на неделю, до 27 августа", — сообщил "Интерфаксу" представитель компании.
При этом завод "Lada Ижевск", использующий для сборки Lada Vesta иные компоненты, продолжит работать в нормальном режиме.
Вместе с тем, на минувшей неделе (после трехнедельного корпоративного отпуска ) производство уже велось с ограничениями: линия N1 (B0, модели Lada Largus и Lada Xray, Renault Sandero и Logan) работала 18 и 19 августа, линия N3 (СКП, выпуск Lada Niva Legend) — с 16 по 19 августа, линия N5 (СКП Kalina, выпуск Lada Granta) простаивала с 16 по 20 августа.
Также руководство "АвтоВАЗа" отменило ввод 9-часовых смен для производственных подразделений, который компания связывала с необходимостью более чем на 10% увеличить производственный план при росте российского автомобильного рынка.
Причем, весной-летом "АвтоВАЗ" не единожды вводил вынужденные простои из-за перебоев с поставками комплектующих. Чтобы нагнать упущенное время, автопроизводитель ввел шестидневную рабочую неделю, хотя дефицит электронных компонентов и здесь вносил коррективы в рабочий график.
По прогнозам аналитиков агентства IHS Markit, глобальный дефицит полупроводников приведет в этом году к сокращению выпуска автомобилей на 6,3-7,1 млн единиц, а перебои в цепочках поставок, вызванные пандемией COVID-19, скажутся на индустрии и в следующем году.
Причем, нынешняя нехватка полупроводников продлится по меньшей мере до второго квартала 2022 года, когда индустрия потенциально сможет начать восстанавливаться, говорится в докладе IHS Markit.
"Ситуация по-прежнему остается проблематичной. Мы также предвидим дополнительные сложности в связи с ограничительными мерами из-за роста заболеваемости COVID-19 в Малайзии, где ведется сборка чипов (из полупроводников) и тестирование", — отметили аналитики IHS Марк Фулторп и Фил Амсруд.
Рост заболеваемости и медленные темпы вакцинации в странах Юго-Восточной Азии повлекли закрытие заводов, на которых производятся все виды полупроводников. Это напрямую отражается на автопроизводителях. Так, на минувшей неделе американская Ford Motor Co. сообщила грядущей остановке производства пикапа F-150 на заводе в Канзасе (штат Миссури) из-за дефицита компонентов, вызванного нехваткой полупроводников.
В свою очередь японский автоконцерн Toyota объявил о сокращении производства автомобилей на своих заводах в Японии на 40% в сентябре. Toyota не уточнила, произойдет ли остановка производства в других странах.
Приостановка производства затронет некоторые наиболее продаваемые модели. К примеру, выпуск кроссовера RAV4 и седана Corolla прекратится на заводах вблизи главного офиса Toyota City в период с 1 по 17 сентября. В этот же период остановится сборка других популярных моделей — Camry и Lexus ES на соседнем заводе Tsutsumi.
Ранее в Toyota надеялись, что глобальная нехватка полупроводников и проблемы в цепочках поставок обойдут компанию стороной благодаря имеющимся у нее запасам. Однако японский автопроизводитель не ожидал, что дефицит продлится так долго.
Американская General Motors также заявляла о продлении остановки выпуска автомобилей на своих заводах в Северной Америке. Компания корректирует планы производства в США, Мексике и Канаде "из-за ограничений в поставках полупроводников с международных рынков из-за трудностей, испытываемых ввиду пандемии COVID-19", сообщалось в пресс-релизе автопроизводителя. Среди моделей, временно снятых с производства, — Cadillac XT5, GMC Acadia и Chevrolet Blazer.
Китайский автопроизводитель Geely также предупредил о продолжающейся "неопределенности" в отношении производства из-за дефицита чипов. Британский холдинг Jaguar Land Rover в прошлом месяце вдвое снизил прогноз продаж по той же причине.
Как предупреждала в начале июня компания Flex, являющаяся одним из крупнейших в мире контрактных производителей электроники, глобальный дефицит микросхем, который отрицательно сказывается на автомобильной отрасли и угрожает поставкам технологической продукции потребительского назначения, продлится еще как минимум год.
Flex, базирующаяся в Сингапуре, имеет более 100 производственных площадок в 30 странах мира и специализируется на выпуске электроники по заказу других компаний. Среди ее клиентов американский автопроизводитель Ford Motor Co., британская технологическая группа Dyson, британский онлайн-ритейлер Ocado Group и американский поставщик решений в сфере IT и телекоммуникационных услуг Hewlett Packard Enterprise. Позиции компании в цепочке поставок делают ее крупным покупателем микросхем.
Главный специалист по закупкам и цепочке поставок Flex Линн Торрел тогда отмечала, что производители, на которых полагается компания в плане полупроводниковой продукции, отодвигают свои прогнозы относительно сроков окончания дефицита.
"При столь высоком спросе (окончание дефицита) ожидается в середине-конце 2022 года, в зависимости от товара. Некоторые ожидают, что (дефицит продолжится) в 2023 году", — приводит слова Линн газета Financial Times.
При этом издание отмечало, что прогноз Flex по срокам окончания дефицита является одним из самых мрачных с тех пор, как производители по всему миру столкнулись с перебоями в поставках полупроводниковой продукции. Нехватка чипов вынуждает автомобильные компании и производителей потребительской электроники пересматривать свои глобальные цепочки поставок.
Многие компании ищут способы гарантировать поставки чипов в условиях их дефицита, в том числе посредством внесения авансовых платежей. По данным FT, американский производитель электромобилей Tesla Inc. рассматривает возможность покупки завода по производству полупроводников.
При этом азиатские производители электроники предупредили о том, что нехватка микросхем начинает распространяться на телевизоры, смартфоны и бытовую технику. Ситуация усугубляется санкциями, введенными США против китайских технологических компаний, из-за которых Китай уменьшил импорт полупроводников.
В Минпромторге РФ проблему с чипами для автопрома признали и еще весной прогнозировали сохранение ситуации с нехваткой автоэлектроники на мировом рынке минимум до сентября.
"Проблема есть. Если раньше горизонт планирования был, например, полгода с точки зрения поставки, было понимание кто, что, когда поставляет, то сейчас это меньше", — пояснял в конце мая журналистам замминистра промышленности и торговли РФ Василий Шпак.
Вместе с тем он рассказал, что Минпромторг ведет переговоры с автопроизводителями о переходе на отечественные разработки в области электроники.
"Для нас это возможность. Как я уже сказал, достаточно зрелые нормы используются в автоэлектронике, соответственно мы такие нормы либо уже освоили, либо освоим в ближайшее время. Сейчас работаем с автопроизводителями над тем, чтобы они включали в свои логистические цепочки наши разработки по микроэлектронике для того, чтобы это все попало на их конвейер", — сообщил замглавы Минпромторга.
По его словам, само оборудование в России уже производится, поэтому стоит задача "заполнить" это оборудование отечественным компонентом с точки зрения электроники.
В Минпромторге рассчитывали, что внедрение отечественной автоэлектроники может начаться в этом году, в частности по оборудованию "Глонасс".
"Что касается других систем, то уже со следующего года", — отмечал Шпак, указывая на необходимость соблюдать достаточно жесткие требования автопроизводителей по сертификации и стандартизации "тех вещей, которые заходят на конвейер".
При этом в министерстве признают, что российская радиоэлектронная промышленность вряд ли сможет полностью покрыть потребности отечественного автопрома.
"Полностью обеспечить потребность ни одна страна в них не может. И вообще микроэлектронных мощностей по миру не так-то много, если было бы много, дефицита бы не было", — пояснял чиновник.
В свою очередь генеральный директор ассоциации "Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики" Дмитрий Батаков, комментируя ситуацию с дефицитом автоэлектроники, рассказывал, что совместно с правительством и Минпромторгом уже разрабатывается ряд комплексных мер, "чтобы со всеми этими проблемами справиться".
"На данный момент автомобильная электроника переживает достаточно серьезный кризис, промышленность "выпрыгивает из штанов" для того, чтобы не остановить конвейер автозаводов. Надеемся, совместными усилиями при поддержке правительства эта проблема будет решена", — заявлял он, выступая на форуме" Интеллект машин и механизмов".
Со своей стороны Шпак пояснял, что Минпромторг прорабатывает меры стимулирования внедрения отечественных разработок в автопроме, в том числе, через балльную систему оценки локализации.
У кураторов автопрома в министерстве, по словам замминистра, "с точки зрения балльной системы есть полная решимость придавать этому аспекту с точки зрения электроники все больший вес".
А рост цен на автоэлектронику, наблюдающийся сейчас на мировом рынке, отмечал Шпак, создает благоприятную конъюнктуру для развития внутренних производителей, вывода ими на рынок собственной продукции и инвестирования в разработку.