Россия / Точка зрения 19 июля 2023 г. 12:53

Авто под санкциями

Interfax-Russia.ru — Япония может ограничить экспорт в Россию автомобилей с объемом двигателя более 1,9 литров, а также гибридов и электромобилей. Альтернативой могут стать российские и китайские авто.

Авто под санкциями
© РИА Новости. Илья Наймушин

Токио в рамках очередного пакета санкций может запретить поставлять в Россию новые и подержанные автомобили с объемом двигателя более 1,9 литров, а также гибриды и электромобили.

"Ожидается, что кабинет министров пересмотрит постановление о контроле за экспортной торговлей в июле, а изменения могут вступить в силу уже в начале августа", — сообщает газета Yomiuri.

В марте 2022 года японские власти уже запретили экспорт в Россию автомобилей класса "люкс" (дороже ¥6 млн, что эквивалентно €44,1 тыс.).

По данным японской таможни, приведенным в газете "Коммерсант", за январь-май 2023 года в РФ было экспортировано 91,7 тыс. автомобилей на ¥110 млрд (€713,1 млн), практически все они — подержанные.

"Существенная доля этого объема — почти 24,1 тыс. машин, или 26,3%, — приходилась на подержанные автомобили с двигателем от 1 л до 1,5 л. Еще 18,4 тыс., или 18,1%, — с двигателем от 1,5 л до 3 л. Наибольшая доля (24,6 тыс. штук, или 26,9%) приходилась на поставки по таможенному коду, относящемуся к не подключаемым гибридам — машинам, оборудованным двигателями внутреннего сгорания с искровым зажиганием и электродвигателями в качестве приводных", — отмечает издание.

Как пояснил газете аналитик из SBS Consulting Дмитрий Бабанский, речь идет о гибридах предыдущих поколений, популярных на Дальнем Востоке и в Сибири. По его мнению, востребованность у населения таких машин и электромобилей связана с их ценой, стоимостью эксплуатации и интересом жителей ДФО к трендам, которые уже обрели популярность в Японии. В случае введения ограничений на их поставки покупатели могут переориентироваться на автомобили с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) или машины из Китая.

С Бабанским соглашается и эксперт "Автостата" Сергей Удалов. По его словам, в общем импорте в РФ новых и б/у автомобилей машины с двигателем свыше 2 л занимают соответственно около 16% и 30%. Как полагает специалист, в случае запрета на поставку гибридов и электрокаров в РФ из Японии рынки регионов Дальнего Востока просто переориентируются на автомобили с ДВС объемом до 1,9 л или же перейдут на бренды из Китая, как это уже сейчас происходит в других российских регионах.

В свою очередь общественник, руководитель рабочей группы ОНФ "Защита прав автомобилистов" Петр Шкуматов считает, что японские автомобили с объемом двигателя более 1,9 литров, гибриды и электрокары вряд ли окончательно пропадут с российского рынка даже после запрета на их экспорт — скорее всего, завозить их будут через третьи страны, что в конечном счете приведет к подорожанию таких машин. При этом цены на японских аукционах, по его мнению, наоборот, могут снизиться, поскольку основным покупателем подержанных "праворулек" была именно Россия. Отчасти это сгладит рост цен. В то же время, как заметил эксперт, большинство бензиновых и дизельных авто, поставляемых в настоящее время в Россию, как раз не подпадает под пороговое значение рабочего объема в 1,9 л.

"В последние годы было интересно везти из Японии или микролитражки — "кей-кары", двигатели которых по определению имеют рабочий объем не более 0,7 л — или микроавтобусы, минивэны. А в этой категории, например, самые ходовые двигатели в последних поколениях — турбированные 1,5-1,6 литра, двухлитровые — уходящая натура", — цитирует газета "Московский комсомолец" другого эксперта — специалиста по подержанным автомобилям Алексея Островского.

По его словам, "даунсайзинг" (уменьшение рабочего объема ДВС за счет турбонаддува) коснулся и японского автопрома, многолитровых машин с атмосферным мотором на рынке осталось крайне немного. К тому же особо мощные и объемные версии японских праворульных машин и так не слишком охотно ввозили в Россию из-за высоких таможенных пошлин.

"В итоге пострадают автомобили марки Subaru с наиболее распространенными рабочими объемами 2,0 и 2,4 л, а также спортивные машины и большие внедорожники. Но их и так в последние годы ввозили крайне мало: при наличии внушительной суммы на покупку большого джипа покупатели обычно выбирали леворульные версии. Их везли из Штатов, ОАЭ и других мест по параллельному импорту", — сказал Островский.

А вот действительно "больно", по его мнению, новый пакет санкций может ударить по электромобилям (ряд моделей в б/у варианте в России стоят около 1 млн рублей и пользуются спросом как в Москве, так и в южных регионах РФ), а также по коммерческой технике — грузовикам-трехтонникам с манипуляторами. Сейчас их отчасти заменяют китайские машины, однако они все же уступают "японцам" в качестве. Российские же аналоги стоят на порядок дороже и тоже не так долговечны.

Петр Шкуматов в свою очередь прогнозирует, что цены на японские автомобили в РФ повысятся на 15-20% уже в сентябре. Это произойдет не только из-за возможных экспортных ограничений в Японии, но и увеличения утилизационного сбора в России.

Вместе с тем, эксперты не исключают, что новые ограничения могут "сыграть на руку" российскому автопрому: сегодня и грузовики, и электромобили выпускаются в РФ. Однако у российских потребителей остается все меньше возможностей обзавестись автомобилем за относительно небольшие деньги.

Как сообщалось, в 2022 году Япония, выражая несогласие со специальной военной операцией России на Украине, ввела санкции в отношении более 600 граждан РФ, включая высших должностных лиц государства. Также ограничения коснулись более 400 российских организаций из разных секторов экономики, в том числе нескольких банков: Альфа-Банка, Сбербанка, Россельхозбанка и Московского кредитного банка.

Вместе с тем, в Токио запретили импорт золота из России и предоставление РФ трастовых, бухгалтерских, аудиторских и консалтинговых услуг. Помимо того, был запрещен ввоз золота из РФ, а также запрещены иностранные инвестиции в РФ. С 12 мая 2022 года они осуществляются только по специальным разрешениям.

Также Япония остановила экспорт в Россию золотых монет, ювелирных изделий и других товаров собственного производства, ввела эмбарго на импорт 38 видов российских товаров, включая пиво, водку, детали двигателей для судов, самолетов и мотоциклов, шпон и сосновую древесину.

В январе 2023 года Япония продолжила вводить санкции против России, запретив экспорт в Россию вакцин, медицинских изделий, радиоактивных материалов, роботов, оборудования для атомных объектов, разведки нефти и природного газа.

Кроме того, Япония внесла в санкционный список еще 22 российских граждан. Среди них первый вице-премьер Андрей Белоусов, вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, министр юстиции РФ Константин Чуйченко, уполномоченная при президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова, замминистра обороны Михаил Мизинцев. Также под санкции попали философ Александр Дугин, внештатный советник врио губернатора Херсонской области Александр Малькевич, генеральный директор ПАО "КамАЗ" Сергей Когогин и другие.

Отдельные санкции были введены в отношении 14 физлиц из Крыма, ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, включая главу военно-гражданской администрации Каховки Павла Филипчука, замглавы администрации Херсонской области по имущественным, торговым отношениям и промышленной политике Игоря Семенчева, главу компании "МАКО Холдинг" Александра Януковича, возглавляющего "Газ-Альянс" Сергея Курченко. Помимо этого, японские власти заморозили активы трех российских компаний: корпорации "Иркут", машиностроительного завода "Авангард" и ПАО "КамАЗ".

Также власти Японии запретили экспорт в Россию продукции, связанной с аэрокосмической, строительной, металлургической отраслями, а также ряда товаров, имеющих отношение к измерительному оборудованию и связи. Под запрет, в частности, попали строительная техника, изделия из стали и алюминия, бинокли, оптика.

В ответ на действия Японии в Кремле заявили, что Токио занимает "враждебную позицию по отношению к РФ", в связи с чем сотрудничество с этой страной фактически остановлено. Так, в марте 2022 года Москва сообщила о своем выходе из диалога по мирному договору и прекращении работы по налаживанию совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах.

Напомним, что Япония претендует на четыре южных острова Курильской гряды — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы: Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними сомнению не подлежит. В Токио же продолжают считать, что заключить мирный договор стороны смогут только после решения проблемы так называемых "северных территорий", которые, по мнению Японии, "находятся под оккупацией".

Обозреватель Наталья Пономарева