ПАО "Корпорация "ВСМПО-Ависма", крупнейший в мире производитель титана, в 2020 году впервые за много лет столкнулось с проблемами снижения спроса на свою продукцию из-за резкого спада продаж в авиационной отрасли на фоне пандемии COVID-19. Как компания справляется с последствиями пандемии, какие меры принимает для сохранения стабильной работы своих предприятий, а также о планах на ближайшие годы в интервью "Интерфаксу" рассказал генеральный директор "ВСМПО-Ависмы" Сергей Степанов.
— Этот год стал непростым для всего бизнеса, а для "ВСМПО-Ависмы", учитывая ситуацию, в которой оказались ваши основные клиенты-авиаперевозчики, тем более. Как вы оцениваете итоги работы в этот период?
— Наша первая задача была увеличить продажи по направлениям, не связанным с авиацией. Как только мы в этом начали достигать успехов, обнаружилось, что наши сотрудники немного дезориентированы. Но к концу лета удалось сплотить коллектив. Люди откликнулись, перешли на работу в цеха по дефицитным направлениям. Поэтому сначала наладились продажи в индустриальный сектор, затем перестроилось производство, потом и ремонтные службы. Три основные вещи, благодаря которым удалось стабилизировать ситуацию, несмотря на сложности в авиаиндустрии.
— Ранее вы прогнозировали падение производства в 2020 году примерно на четверть. О какой цифре можно говорить сейчас? Какие финрезультаты ожидаете по итогам года?
— По выручке сейчас наши результаты лучше, чем прогнозировалось летом. По итогам 2020 года мы ожидаем сокращение примерно на четверть по сравнению с прошлым годом (в 2019 году выручка составила $1,6 млрд — ИФ). По производству титана на данный момент прогнозы примерно такие и остались, но надеемся, что будет чуть лучше. По нашим оценкам, будет снижение на 22-23% от факта 2019 года (в 2019 году произведено 32,5 тыс. тонн — ИФ).
— Как оцениваете перспективы на 2021 год?
— В целом на 2021 год у нас пока вырисовывается бюджет, который будет очень похож на вторую половину текущего года. Ожидаем примерно продажи на уровне 2 тыс. тонн титановой продукции в месяц, при этом распределение по сегментам будет немного иное. В 2019 году на авиацию у нас приходилось 80% от всего объема произведенного титана. В 2021 году, как мы считаем, это будет где-то 60-65%, остальное будут индустриальные продажи. Поэтому в следующем году мы какой-то подъем пока не закладываем, закладываем ровный темп его прохождения и подготовку к росту в 2022-2023 годах.
— Какие основные направления неавиационных продаж можно выделить?
— Речь идет в основном о трех сегментах — это международный индустриальный рынок, энергетика и химия. По ним достаточно большой спрос, год от года продажи в этих сегментах у нас подрастают примерно на 20%. Индустриальный рынок титана в мире — довольно крупный сегмент. Он никогда не был большим у нас в портфеле, но при этом всегда был растущим. Медицину тоже можно назвать для нас средним по размеру сегментом, но также быстрорастущим. В основном заказчиками здесь выступают крупные производители зубных имплантов.
Если говорить об индустрии в России, здесь рынок сам по себе не растущий, но стабильный. Неопределенный неудовлетворенный спрос на рынке есть, потому что титан всегда был в дефиците. И мы видим по 2021 году, что продажи в индустриальном сегменте в России должны немного подрасти. Эти три рынка для нас сейчас особо важны в условиях "зоны турбулентности" в авиации.
Еще в качестве примера такого сегмента можно привести ферротитан, являющийся для нас побочным продуктом. В периоды, когда спрос на авиационный титан низкий, цена на ферротитан, как правило, возрастает. Это продукт нужен сталеварам для легирования стали, в основном речь идет о премиальных производителях в Корее, Китае. Уже сейчас по котировкам в конце 2020 года видно, что ферротитана начинает не хватать. Его производство напрямую зависит от объема плавки, а поскольку объем плавки упал раза в полтора, соответственно и предложение ферротитана в 1,5 раза меньше. Мы видим, что за последние 6 месяцев его стоимость увеличилась на 70-80%. Для нас это средний по объемам продукт, не основное наше производство, но наглядный пример такого контрцикличного рынка.
— В какие проекты вы будете инвестировать в ближайшие годы? Какой объем капвложений запланирован на следующий год?
— Сейчас мы как раз работаем над трехлетним видением инвестиционной программы. Считаем, что наши запланированные инвестпроекты могут позволить корпорации к 2023-2024 году увеличить EBITDA в 2-3 раза от текущих уровней, что позволит стабильно индексировать зарплату работникам и платить дивиденды. Мы оттолкнулись от 2019 года. В прошедшем году производство титановой продукции составило 32,5 тыс. тонн. При этом на дефицитные продукты, такие, например, как авиационный лист "64" (марка Ti AI6 Va4) период ожидания был не меньше 10 месяцев. Это говорит о том, что на самом деле мы могли продать больше даже в 2019 году. А с учетом того, что мы хотим увеличиться в индустриальном сегменте, и с ожиданием увеличения авиации на 2023-2024 год, считаем, что планка 40 тыс. тонн продаж для 2023-2024 года вполне реальна. По EBITDA это будет означать рост в 2-3 раза, до $1 млрд, и это вполне реально сделать.
— Что для этого требуется?
— Корпорация зарабатывает основные деньги в трех сегментах. Первый - это авиационные детали – штамповки, и здесь мы делаем расширение мощностей, так называемый цех N55/2, второй блок цеха N55. Здание построено, первый станок уже пришел, всего планируем приобрести 13 таких станков. Я думаю, что к концу 2021 года мы завершим этот проект и мощности по штамповкам будут увеличены на 20-25%.
Второе направление, это цех N16 — плоский прокат. По нему у нас уже в декабре установлен новый дробомет, ленточный пильный станок и планируется еще сеть небольших модернизаций. В этот цех предполагается установка трех новых печей, две из которых - для увеличения производительности чистовой и черновой клети.
Эти два направления как такой набор среднего размера модернизационных предприятий для увеличения мощности по листу и плитам. Сегодня это один из самых ходовых товаров из того, что у нас есть.
Третье крупное направление – это производство сортового проката. У нас есть недоосвоенный сегмент — прутки небольших диаметров в бухте и проволока, по нему есть большой потенциал для роста. Этот проект мы только прорабатываем. Скорее всего, для производства длинной бухты нам понадобится новый цех, и это достаточно большие инвестиции.
Вот эти три больших направления: цех авиационной штамповки, который строится, модернизация цеха N16, которая в процессе, и расширение ассортимента сортового проката, должны выступить локомотивами для того, чтобы достичь $1 млрд EBITDA.
— Возвращаясь к дивидендам. По итогам 2019 года "ВСМПО-Ависма" впервые за 16 лет не выплатила дивиденды, а также отказалась от вознаграждения совету директоров. На какое время компания может отказаться от дивидендов?
— Я лично, в том числе и как член совета директоров, поддерживаю эту идею временно отказаться от дивидендов и от вознаграждения. Но моя задача как генерального директора сделать так, чтобы прибыль компании позволяла и увеличивать зарплату рабочим, и платить дивиденды. Наша команда будет делать все, чтобы и по зарплате, и по дивидендам, вернуться к нормальному режиму как можно быстрее.
— Сообщалось о намерении "ВСМПО-Ависмы" вывести работников на полный рабочий график до 2021 года. Не изменились эти планы на фоне второй волны? Рассматриваете ли возможность выплаты сотрудникам "13 зарплаты", которую они получали на протяжении многих лет?
— Планы не изменились, мы действуем в полном соответствии с заявленной программой и с 1 января выведем всех сотрудников в нормальный режим работы. Сейчас у нас осталось порядка 10% на графике 4/3. Эти планы поддерживаются акционером, мы обещали и точно это сделаем.
Что касается "13 зарплаты". У нас есть показатели рентабельности чистой прибыли, при котором она должна выплачиваться. В 2020 году этот показатель не будет выполнен. Но и аргументы людей понятны — год был трудным, пришлось пойти на сокращение зарплаты в 2020 году. Есть еще две недели для обсуждения этого вопроса с финансистами и руководством.
— Компания разрабатывает 10-летнюю стратегию. Можете назвать основные направления, проекты, которые в нее попадут?
— О чем я говорил выше, это примерно пятилетний горизонт и это титановая стратегия. Вторая пятилетка — это возможно выход за рамки титана. Но с учетом текущих обстоятельств, я думаю пока преждевременно тут что-то заявлять, озвучивать какие-то планы.
Если говорить про пятилетнюю часть стратегии, титановую, то для поддержания плана двух-трехкратного роста EBITDA, также необходимо увеличение мощностей по основным переделам. Мы сказали про цеха, которые уже выпускают готовую продукцию. Но для того, чтобы показатель примерно в 40 тыс. тонн продукции был достижим, нам необходимо, во-первых, увеличить плавильные мощности, во-вторых — увеличить мощности по прессовому хозяйству, купив несколько прессов. И третье — это нарастить производство губки. Данный проект, как и по сортовому прокату, сейчас у нас в проработке. Поэтому как минимум эти три основных нетоварных передела — производство губки, кузнечное хозяйство, плавильные мощности, их тоже надо расшивать, увеличивать мощности для того, чтобы поставленные цели были достижимы.
— Что можно сказать о портфеле заказов на 2021 год?
— Если на первый квартал еще есть понимание, как мы будем его строить, то дальше планы пока в проработке. Мы ожидаем продажи на уровне 2 тыс. тонн титановой продукции в месяц, но не все заказы еще подтверждены. Часть наших клиентов, особенно в России, утверждают бюджеты и получают финансирование, как правило, в конце года. И они придут к нам с заказами, скорее всего, в конце января - начале февраля. Поэтому процентов на 60 мы уже детализировали этот портфель, но остальные 40% еще в проработке. По многим направлениям это одни и те же клиенты, которые стабильно заказывают год от года, либо 5-летние соглашения. Поэтому мы смотрим позитивно на формирование портфеля заказов, активно над этим работаем.
— Какие инструменты господдержки использует и планирует использовать дальше "ВСМПО-Ависма"?
— У нас есть один текущий специальный инвестиционный контракт (СПИК) по цеху N16. На фоне текущей ситуации его реализация немного затормозилась. Но, как я думаю, сейчас мы "встали на рельсы", поэтому продолжим работы по нему. Изучаем применение СПИКов и для других проектов, которые нам тяжело будет самим профинансировать. В том числе это новый цех по сортовому прокату, поскольку его окупаемость, по нашим подсчетам, будет за горизонтом 10 лет. Есть проекты, которые при больших инвестициях окупаются не так быстро. Они важны стратегически для того, чтобы компания стабильно продавала и росла, но это не быстро окупаемые вещи. Поэтому здесь или режим СПИКа, или режим, например, аналоговый "Титановой долине" (особая экономическая зона - ИФ), он может понадобиться. Кроме сортопрокатного цеха, можно посмотреть производство алюминиевых деталей, также с большими инвестициями и длинными сроками окупаемости, возможно - титановые порошки.
— Когда можно ожидать стабилизации в заказах и работе? Что будет этому способствовать?
— Индустриальные и медицинские рынки уже сейчас подрастают, но для нас подъем начнется с подъема в авиации. Поэтому первый главный фактор — это вакцина. Мы ожидаем, что со второй половины 2021 года количество перелетов в мире все-таки будет возрастать. С учетом инерции 2022 год - это начало подъема. При хорошем сценарии с 2023 года, я думаю, начнется полное восстановление перелетов. И тогда либо 2023, либо 2024 год, в зависимости от того, как среагирует авиакомпании, это годы полного спроса на самолеты и нашу продукцию.
Но в достижении целей по увеличению EBITDA в 2-3 раза одних инвестпроектов не хватит. Очень важна работа с людьми. Лето показало, что продажи, производство, научно-технический центр, ремонтники, все это одна команда, и мы идем все вместе в одном направлении.
Беседовала Татьяна Матушкина