Продолжаем рассказ о том, по каким дорогам удобно отправиться в автопутешествие из Москвы, где остановиться по дороге, где поесть и что посмотреть. Речь пойдет о поездках в южном и восточном направлениях. Первая часть памятки туристам – здесь.
По дороге на Юг
Пожалуй, самое популярное направление у автотуристов – южное. Траффик по трассе М-4 "Дон" в сторону Ростова-на-Дону и Краснодара в июле-сентябре может достигать 40 тысяч машин в сутки.
М-4, протяженность которой от Москвы до Черного моря составляет порядка 1,5 тыс. км, пересекает семь субъектов РФ. Начинаясь в Московском регионе, трасса устремляется в Тульскую область, проходит Липецкую, Воронежскую, Ростовскую, огибает Адыгею и заканчивается в Краснодарском крае.
Большая часть М-4 платная. Так, с понедельника по четверг проезд по автостраде легковому автомобилю обойдется 4250 рублей. С пятницы по воскресение за то же расстояние придется выложить 5110 рублей. Первый пункт оплаты проезда расположен на 21 км автодороги. Всего таких пунктов 14. К оплате принимают наличные и карты. Также можно оплатить проезд при помощи транспондера.
Полосность и скоростной режим:
Почти на всем протяжении М-4 "Дон" имеет по две полосы в каждую сторону. На участках, где идут дорожные работы, возможно сужение до одной полосы (в районе Каширы, а также на подъезде к мосту через реку Северский Донец в направлении Ростова-на-Дону).
По М-4 можно ехать со скоростью от 90 до 110 км/ч. На участках с 51 по 71 км и с 76 по 93-й км в Московской области, а также с 517-го по 544-й км (обход Новой Усмани и Рогачёвки в Воронежской области) разрешено разгоняться до 130 км/ч.
*На выезде из Москвы и на пунктах оплаты регулярно образуются заторы. В дни пиковых нагрузок пробки могут достигать нескольких часов.
Где заправиться
Сетевые заправки ("Лукойл", "Газпромнефть", "Татнефть", "Трасса" и др.) расположены на всем протяжении автодороги с шагом от 20 до 50 км.
Где поесть
Для быстрого перекуса хот-догами подойдет любая АЗС. В сетевых кафе (Mgrillcafe, "Помпончик", "Ложка за маму", "Время пончиков") можно уже полноценно пообедать.
Где остановиться
Трасса М-4 может предложить отправившемуся в сторону моря автопутешественнику разные варианты размещения на ночь. Вдоль дороги расположено много недорогих отелей. Единственное, бронировать номер нужно до 21:00 (позже может не остаться свободных мест и придется ночевать в машине).
Если время позволяет, можно забронировать гостиницу в ближайшем к трассе населенном пункте, особенно, если там есть, что посмотреть!
Так, можно заехать в Задонск. Старинный купеческий городок в Липецкой области внесен в список самых красивых деревень и малых городов России. Он обращает на себя внимание проезжающих по трассе М-4 высокой колокольней монастыря. Недалеко от Задонска находится парк чудес "Кудыкина гора" и заповедник "Галичья гора".
В Воронежской области (553 км федеральной трассы М-4 "Дон" в сторону Ростовской области) находится музей военной техники под открытым небом. Экспозицию у села Каширское можно увидеть с конца весны до начала осени.
Не менее интересная экспозиция военной техники выставлена в парке "Патриот" в Каменск-Шахтинском Ростовской области. Для размещения на территории есть отель с семейными номерами и "Партизанская деревня" с отдельно стоящими домиками.
Разворот на Восток
В 2024 году в пятерку лучших направлений для автотуризма вошла Казань. За впечатлениями в столицу Татарстана едут не только летом, но и зимой.
С открытием трассы М-12 "Восток" добраться до Казани можно за 8 часов (порядка 800 км). Трасса проходит по территории Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашии и Татарстана.
Автодорога платная. Проезд по ней до Казани для легкового автомобиля обойдется примерно в 5 тыс. рублей. На М-12 нет пунктов оплаты. Категорию транспортного средства определяют датчики на дорожных рамках. Они же фиксируют, где автомобиль заехал и где съехал с трассы, и считывают транспондер. Плата за проезд списывается с транспондера через два часа после проезда. При отсутствии транспондера оплатить проезд можно на сайте единого оператора ЦКАД и "М-12" и сайте "Автодора".
Полосность и скоростной режим:
М-12 имеет от 4 до 6 полос движения. Разрешенная скорость – 110 км/ч (на ремонтируемых участках скорость снижена до 50-70 км/ч).
Где заправиться и где поесть:
На трассе планируется создать 32 многофункциональных зоны (МФЗ), где можно заправиться, поесть и отдохнуть. Сейчас работает только 18 МФЗ, поэтому на заправках и местах общепита часто бывают очереди.
В Московской области АЗС ("Газпром", "Татнефть", "Лукойл") расположены каждые 50 км. Во Владимирской области заправки попадаются реже – 70-100 км между АЗС. В Нижегородской области расстояние между АЗС в среднем 150 км.
*Отправляться на машине по М-12 нужно с полным баком, а еще лучше взять с собой 20-литровую канистру с топливом – на всякий случай.
К концу 2024 года М-12 будет продлена до Екатеринбурга и соединит Татарстан, Башкирию, Пермский край и Свердловскую область. В дальнейшем автодорога станет частью трассы "Россия" от Санкт-Петербурга до Владивостока. Открыть весь путь длиной 12 тысяч километров планируют к 2030 году.
Читайте также:
М-5 "Урал"
Пока же единственной федеральной трассой из европейской в азиатскую часть России считается М-5 "Урал". Автотрасса входит в европейский маршрут Е-30 (он начинается в ирландском Корке, идет через Лондон, Роттердам, Берлин, Варшаву, Минск, Москву, Челябинск и заканчивается в Омске), а также является частью азиатской магистрали АН6 (от границы с Белоруссией до Пусана), связывающей Восточную Европу и Корею.
Дорога от Москвы до Челябинска и Екатеринбурга на сегодняшний день считается самой длинной федеральной трассой в стране. Ее общая протяженность – более 2 тыс. км, а с учетом всех подъездов – более 3 тыс. км. Трасса пересекает Московскую, Рязанскую, Пензенскую, Самарскую области (по пути ответвляясь в Саранск, Ульяновск и Оренбург), проходит через Башкирию, переваливает через горы Урала в Челябинской области и поворачивает на Екатеринбург.
М-5 – автодорога общего пользования. Единственный платный участок на трассе находится между развязкой ЦКАД (Центральная кольцевая автодорога) и съездом к Домодедово.
Полосность и скоростной режим:
Большая часть трассы все еще двухполосная. В районе Коломны (Московская область), а также около Жигулевска (Самарская область) М-5 расширили до четырех полос. Расширение автомагистрали идет в Рязанской и Пензенской областях. В Челябинской области М-5 полностью реконструируется.
А пока поток легковых и грузовых автомобилей через Уральские горы идет по двум полосам. Челябинский участок длиной в 170 км осложняется перепадами высот и плохим дорожным покрытием (осенью и зимой к этому еще добавляется гололед).
Разрешенная скорость на М-5 – 90 км/ч. На ремонтируемых участках действуют ограничения – 40-60 км/ч. На челябинском отрезке местами не получается ехать быстрее 20-30 км/ч.
Где заправиться:
Вдоль трассы расположены сетевые АЗС ("Газпромнефть", "Татнефть", "Опти", "Змей Горыныч", "Роснефть") с шагом 20-50 км. Последняя АЗС сети "Лукойл" - в районе Златоуста. Следующая сетевая автозаправка – "Газпромнефть" - около Челябинска (через 140 км).
Где остановиться и что посмотреть
Путь от Москвы до Челябинска займет больше суток, при условии, что ехать придется без остановок. Проездом можно осмотреть достопримечательности Коломны и Рязани. Пенза или Самара – хороший вариант для остановки на ночлег (если приехать засветло, то получится прогуляться по городу).
На Урале стоит заехать в Сатку, Златоуст, Миасс или Магнитогорск.
После Челябинска можно отправиться дальше – в Курган, Тюмень, Омск, Новосибирск; доехать до Кузбасса и Алтайского края.
В Курганской, Тюменской области и Омской областях трасса Е-30 (частью которой является М-5 "Урал") в основном двухполосная. В связи с ремонтами на дороге организованы участки с реверсивным движением, на которых можно потерять от 30 минут до нескольких часов.
Разрешенная скорость – 90 км/ч с ограничениями до 40-60 км/ч в населенных пунктах и на ремонтируемых отрезках.
Далее можно отправиться в Кузбасс – заехать на мемориал Воину-освободителю в Кемерово или прогуляться по Кузнецкой крепости в Новокузнецке.
Или же отправиться в сторону Барнаула, а потом доехать до Колывани, чтобы узнать, как в XIX веке мастера Колыванского камнерезного завода изготовили Царицу ваз, которая уже 175 лет находится в Эрмитаже.