Что такое раннее бронирование, и сколько можно сэкономить при покупке тура

Раннее бронирование туристической путевки, которое предлагают туроператоры своим клиентам и на российских, и на зарубежных курортах, – это покупка тура задолго до начала летнего или зимнего высокого сезона, обычно за 6-9 месяцев до предполагаемой даты вылета.

Что такое раннее бронирование, и сколько можно сэкономить при покупке тура. Фото. ©
© "Интерфакс".

Многие туристы стремятся сэкономить, особенно с учетом роста цен на путешествия. Кроме того, туристов привлекает возможность забронировать желанный отель. В свою очередь, туроператоры предлагают туры в рамках акций раннего бронирования в рассрочку с небольшим первоначальным взносом.

По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), в январе 2025 года спрос на путевки за рубеж по акциям раннего бронирования вырос на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Плюсы раннего бронирования туров у туроператоров

Скидки на туры при раннем бронировании достигают 20-40%, а нередко и 70%, что позволяет туристам приобрести отдых значительно дешевле. При этом вносить деньги можно частями. Первый платеж обычно небольшой, а основную часть стоимости турпакета турист вносит незадолго до путешествия. Например, туроператор Coral Travel предлагает туристам по акциям раннего бронирования оплатить 10-20% стоимости тура, а за 11 дней до вылета внести остаток средств. У других компаний необходимый депозит при покупке также составляет 10-30%.

Раннее бронирование позволяет зафиксировать цену на момент покупки. Это особенно важно в условиях колебаний курсов валют или повышения цен в высокий сезон. Плюс поиск туров и покупка заранее избавляет от стресса, связанного с организацией путешествия незадолго до поездки. Не нужно переживать, что подходящие отели будут на стопе, а цены вырастут.

Туроператорам продажи туров по раннему бронированию позволяют обеспечить стабильный спрос на путевки и прогнозируемые доходы бизнеса, а также оптимизировать загрузку отелей и транспорта.

Что такое раннее бронирование, и сколько можно сэкономить при покупке тура
Раннее бронирование позволяет туроператорам обеспечить стабильный спрос на путевки и прогнозируемые доходы бизнеса
© РИА Новости. Владимир Федоренко

Риски при раннем бронировании

Среди минусов покупки туров по акциям раннего бронирования – невозможность предвидеть изменения в планах, что может привести к потере денег при отказе от поездки или изменении дат. Внесение изменений в бронирование (количество дней, состав группы, личные данные) может быть затруднено или потребовать дополнительных расходов. Валютные колебания продолжают влиять на стоимость путешествий, и уплаченная за тур сумма может оказаться выше, если курс снизится.

Минимизировать риск срыва тура можно, приобретя страховку от невыезда. По отзывам страховых компаний, такие полисы становятся все более популярными у россиян, так как позволяют сохранить потраченные средства в случае аннуляции тура не только из-за болезни или изменения планов, но и, например, отказа в визе.

Почему туры по акциям раннего бронирования стоят дешевле

Как рассказала порталу "Интерфакс-Туризм" руководитель отдела по связям с общественностью компании Coral Travel Марина Макаркова, основное снижение цен на путевки по акциям раннего бронирования происходит за счет отельеров.

"Отельерам нужны оборотные средства на электроэнергию, аренду, зарплату, хозяйственные расходы, обучение персонала, ремонт. Также гостиница хочет заранее понимать свою загрузку и планировать свои действия так, чтобы не осталось много номеров на last minute продажи", - пояснила она.

Что такое раннее бронирование, и сколько можно сэкономить при покупке тура
Без раннего бронирования у туристов не будет возможности приобрести туры по приемлемым ценам
© РИА Новости. Павел Львов

В свою очередь, генеральный директор сети турагентств "Розовый слон" Алексан Мкртчян добавил, что без раннего бронирования у туристов не будет возможности приобрести туры по приемлемым ценам, а отельеры в поисках средств будут вынуждены брать кредиты в банках под большие проценты.

"Лучше предложить туристам скидки 30-50%, загрузить объекты и сразу получить деньги, чем стать должником банка", - резюмировал эксперт.

Кому подойдет раннее бронирование

Покупка тура по акциям раннего бронирования подойдет тем, кто привык строить планы на будущее, а также

  • знает точные даты отпуска
  • имеет определенную сумму для предоплаты бронирования
  • выбрал какой-то конкретный отель
  • планирует отпраздновать важное событие в дорогом отеле
  • хочет сэкономить, но не на качестве.

Спрос на туры по акциям раннего бронирования растет

Эксперты утверждают, что в последние год-полтора тенденция к бронированию туров заранее укрепилась и туристы стали тщательнее планировать отдых.

По словам Макарковой, в 2024 году 30% всех заявок на всех направлениях поступило по акциям раннего бронирования.

"Туристы готовы бронировать туры все раньше, так как нацелены на экономию бюджета. Кроме того, они более-менее адаптировались к новой экономической и политической ситуации. На фоне растущего спроса мы рассчитываем на увеличение доли продаж по акциям раннего бронирования 2025-2026 года до 40%", - добавила она. 

Согласен с экспертом и директор по маркетингу интернет-магазина туров Travelata.ru Олег Козырев.

"Российские туристы стараются приобрести интересующие их поездки за три-четыре месяца. Тенденция к раннему бронированию стала особенно заметна прошлой весной и этот тренд сохраняется. В этом году уже сейчас на зимний сезон 2025/26 у нас вдвое больше бронирований, чем было за аналогичный период в 2024", - сказал он.

Эксперт отметил, что популярность раннего бронирования связана с ростом цен на туры и желанием туристов получить максимальный уровень комфорта за эти деньги.

"Мы постоянно наблюдаем колебания курсов валют, поэтому туристы стараются приобрести тур, когда его цена наиболее выгодная. Также у отдыхающих есть возможность оформлять рассрочку, что позволяет зафиксировать хорошую цену на поездку, не выплачивая всю сумму сразу", - добавил Козырев.

Где отдохнуть по акциям раннего бронирования-2025

По словам представителей турбизнеса, существенная доля продаж туров по акциям раннего бронирования приходится на зарубежные направления.

"Акции раннего бронирования на зиму распространяются на традиционно популярные у туристов страны – у нас это Турция, Египет, ОАЭ, Таиланд, Вьетнам. Периоды новогодних и школьных каникул особенно популярны у тех, кто бронирует заранее. Обычно цены на эти даты всегда высокие, а раннее бронирование помогает минимизировать расходы", - рассказала Марина Макаркова.

Как отметила директор турагентства "Бюро Путешествий" Людмила Довголевская, основные направления для раннего бронирования – курорты Турции, ОАЭ, Таиланда и Египта.

"Первые продажи на зимний сезон 2025/26 уже начались. Особенно востребованы заезды на новогодние даты и каникулы", - сказала она.

Что такое раннее бронирование, и сколько можно сэкономить при покупке тура
Наибольшим спросом у российских туристов на осень-зиму пользуется Таиланд
© Интерфакс

В свою очередь, Козырев сообщил, что у агрегатора наибольшим спросом у российских туристов на осень-зиму пользуется Таиланд. На него приходится 28% бронирований в общей структуре продаж на этот период. Второе место занимает Египет с 23%, а замыкают тройку лидеров ОАЭ с долей 14%. За ними следуют Куба и Шри-Ланка – 8% и 7% соответственно.

Между тем, генеральный директор сети турагентств "Розовый слон" Алексан Мкртчян добавил, что сейчас продажи по раннему бронированию приходятся в основном на горнолыжные туры, в частности по России.

"Раннее бронирование стартовало уже в июне. Туристы активно бронируют Красную Поляну в Сочи, потому что цена к Новому году на горнолыжные туры туда вырастет на 200-300%. Также хотят съездить на Архыз, Домбай, Алтай. За рубежом заранее бронируются уникальные объекты – какая-то особенная вилла на Мальдивах, необычные номера в ОАЭ", - пояснил он.

Какие отели туристы предпочитают бронировать заранее

Как отмечают эксперты, наибольшим спросом у российских туристов на этапе раннего бронирования пользуются качественные отели 4-5* с хорошим питанием или конкретные объекты.

"У каждого туриста есть свои цели и желание сэкономить. Кому-то хочется забронировать нестандартный номер или недорогое размещение, а на этапе раннего бронирования такая возможность есть. У кого-то есть любимый отель, в котором в пик продаж просто не остается мест", - рассказала Макаркова.

Как отметил помощник директора по маркетингу и работе с клиентами турагентства "ТИО" Иван Подковыров, в первую очередь туристы бронируют отели из дорогого сегмента, у которых хорошее соотношение цены и качества.

По данным агрегатора пакетных туров Travelata, по акциям раннего бронирования на зиму 2025-2026 года доля продаж номеров в отелях 3* составляет 22%, 4* - 41%, 5* - 29%. Гостиницы 1-2*, апартаменты и гостевые дома бронируют менее 5% туристов. Что касается типа питания, то большинство путешественников выбирают размещение с завтраками (34%) и питание по концепции "все включено" (34%).

"Раннее бронирование – это хорошее подспорье для покупки туров по наиболее популярным направлениям. Так, в Турции ближе к датам вылета очень сложно забронировать места в хороших семейных отелях и по нормальным ценам. Аналогичная история с Таиландом, куда перед вылетом почти невозможно купить тур в хороший отель по адекватной цене. В Египет на Новый год, осенние и зимние каникулы цены стремятся в бесконечность, поэтому туристам выгоднее брать тур сильно заранее", - заключила директор турагентства "Бюро Путешествий" Людмила Довголевская.

Автор Сюзанна Лотфи

Последнее из рубрики