Иркутск. 17 мая. ИНТЕРФАКС - Новую судостроительную площадку планируется открыть на озере Байкал в рамках программы развития круизного туризма, рассчитанной до 2030 года, сообщил "Интерфаксу" заместитель начальника Межрегионального территориального управления Ространснадзора по СФО Андрей Цуканов.
"Необходимо обновление флота, судам типа "Ярославец" (самый распространенный тип судов на Байкале - ИФ) - уже от 40 до 60 лет. Государство поддерживает (планы по обновлению флота - ИФ), есть федеральная программа по развитию флота. Но в бассейне (Байкала - ИФ) фактически утрачена инфраструктура для судостроения", - сказал Цуканов.
В настоящее время на Байкале действует одна судостроительная площадка Восточно-Сибирского речного пароходства (ВСРП) - на базе плавучего ДОКа в Иркутской области. Но она полностью загружена под нужды собственника. Судоверфь в байкальском поселке Листвянка ликвидирована - на ее месте построили аттракцион "Колесо обозрения". В Бурятии судоверфь Улан-Удэ также закрыта, но ее и невозможно было использовать для строительства круизных судов для Байкала, поскольку их нельзя спустить в озеро по реке Селенге. Гарантированная глубина Селенги составляет 1,1 метра, а минимальная осадка круизного судна - от 2,4 метра в зависимости от водоизмещения.
"ВСРП сейчас строит одно круизное судно. Компания "Водоход" планирует строительство двух круизных судов, но пока у них нет стапельной площадки (на Байкале - ИФ). Обновлению и развитию байкальского флота препятствует отсутствие соответствующей инфраструктуры на берегу озера" - считает Цуканов.
Он уточнил, что основным стратегическим препятствием для развития флота на Байкале является его изолированность от водных путей - вытекающая из озера река Ангара судоходна, но перекрыта тремя плотинами ГЭС, которые не имеют шлюзов для пропуска судов.
"Бассейн перекрыт полностью. Весь флот, который действует на Байкале, был построен здесь, или завозился сухим путем, поэтому новых крупных судов практически нет. Сейчас рассматривается вариант строить комфортабельные пассажирские лайнеры модульным способом - проектировать и изготавливать на судостроительных заводах в других регионах и завозить частями на Байкал. Но все равно нужна стапельная площадка для сборки модулей", - сказал Цуканов.
По его словам, вариант создания такой площадки возможен в порту Турка в Бурятии.
"Правительство республики поддерживает эту тему, так что возможно развитие судостроения на Байкале пойдет именно через Бурятию. Вопрос, конечно, очень сложный, потому что начинать в Турке им придется на пустом месте, фактически", - отметил Цуканов.
В свою очередь прокурор отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Дарья Лазук сообщила "Интерфаксу", что интерес к развитию судостроения на Байкале проявляют многие предприятия РФ.
"Мы проводили совещание рабочей группы (по данной теме - ИФ), на которое привлекали судостроительные заводы со всей России. Государством поставлена задача - до 2030 года начать создание экологического флота на Байкале, это суда с электродвигателями, суда на альтернативных видах топлива. И многие предприятия высказали заинтересованность. Они готовы проектировать и строить такие суда для Байкала, в том числе, предусматривать модульную доставку и сборку на месте", - сказала Лазук.
В настоящее время на Байкале в реестре маломерных судов зарегистрировано более 43 тыс. судов, в государственном судовом регистре - порядка 800 судов. Лицензии на коммерческую деятельность имеют 108 собственников 227 судов, из которых 70 - маломерных, 66 - регистровых и 91 судно - на воздушной подушке (используются только зимой на льду).
По разным оценкам общий пассажиропоток на водном транспорте Байкала составляет около 2 млн пассажиров в год, при этом через Листвянку за навигацию проходит более 1 млн пассажиров.