Добраться до самых главных достопримечательностей Карелии из Москвы с лета 2019 года можно не только на рейсах авиакомпании "Победа" в Петрозаводск (к тому же с 1 октября по 6 ноября аэропорт будет закрыт из-за ремонта ВПП), но и на прямом поезде Москва – Сортавала. При этом именно Сортавала является отправной точкой для путешествий к самым главным туристическим местам республики – горному парку "Рускеала", Валааму и Карельскому зоопарку.
Прямое железнодорожное сообщение с Петрозаводском и Москвой Сортавала впервые в истории получила 12 июля 2019 года, из Москвы поезда сюда не ходили даже в советские годы. Беспересадочные вагоны курсируют в составе фирменного поезда N18/17 "Карелия" Москва – Петрозаводск. В состав включены один купейный и два плацкартных вагона. Время в пути между Москвой и станцией Сортавала – около 17,5 часов. Изначально планировалось, что вагоны будут курсировать до 9 сентября. Однако из-за высокого спроса они заявлены в расписании до конца действия текущего графика – 8 декабря.
С Ленинградского вокзала Москвы поезд отправляется ежедневно в 21:05 с прибытием на станцию Сортавала в 14:35 следующего дня. Обратно из Карелии вагоны отправляются в 15:29 и прибывают в Москву на следующий день в 8:53.
При этом ОАО "РЖД" совместно с АО "ФПК" сейчас рассматривают изменение маршрута следования с зимнего графика. В планах – пустить поезд из Москвы через Санкт-Петербург в Сортавала и далее в Петрозаводск.
Парк "Рускеала"
Чуть более 20 км отделяют город Сортавала и горный парк "Рускеала", который с каждым годом пользуется все большей популярностью у туристов, в том числе и зарубежных. Это единственный комплексный памятник природы и истории горного дела России и Финляндии. Его главная достопримечательность – мраморный каньон. Разработки на его территории начались еще в XVII веке. Добытый там мрамор использовался для облицовки Исаакиевского собора, Зимнего и Мраморного дворцов, Михайловского замка, Казанского собора, а также в середине XX века для отделки станций Петербургского метрополитена "Приморская" и "Ладожская".
Протяженность карьера с севера на юг составляет 460 м, ширина – до 100 м, расстояние от самой верхней точки борта карьера до его дна – свыше 50 м. Стены старого карьера пронизаны большой системой подземных выработок – штолен и штреков, соединенных вертикальными шахтами. Общая их протяженность составляет несколько километров.
Большая часть горных выработок после Великой Отечественной войны оказалась затопленной и откачать воду не представлялось возможным. Именно таким образом образовалось живописное озеро, которое стало основой горного парка. С 1947 года в этом месте вновь был запущен мраморно-известковый завод, который проработал до начала 1990-х. Под водой осталось большое количество оборудования. На дне каньона до сих пор лежат вагонетки и рельсы, по которым они ездили, груженые мрамором. Поэтому это место привлекает большое количество дайверов.
В 1998 году главный карьер мраморных ломок приняли на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия и уже в 1999 году включили в международный туристский маршрут "Голубая дорога", проходящий по территории Норвегии, Швеции, Финляндии и Карелии. После этого началась очистка территории парка и озера, создание туристической инфраструктуры. Открытие парка для туристов состоялось в 2005 году.
Стоимость входного билета в парк составляет 300 рублей на весь день. В 1200 рублей обойдется полет на троллере через озеро, 1500 рублей – прыжок на тарзанке. 600 рублей в час стоит прогулка на лодке. 500-550 рублей стоит экскурсия по парку на поверхности, 1200 рублей – под землей. Каждая экскурсия длится около часа. Любители дайвинга могут погрузиться в горном парке за 300 рублей. Правда, услуга доступна лишь при наличии удостоверения дайвера и собственного оборудования. Сам парк работает ежедневно с 9:00 до 22:00.
Во время экскурсии под землей посетителей спустят в штольни. Посмотреть можно будет только самые верхние из них, остальные затоплены и доступны только для дайверов. Летом в пещерах можно отдохнуть от жары, а зимой погреться: температура там круглый год составляет +5-8 градусов. Поэтому в летнее время лучше захватить с собой теплые вещи. В самом большом зале с подземным озером можно одновременно увидеть и небо – через провал в земле. Во время прогулки там играет музыка, а на стенах пещеры переливается художественная подсветка. Выход из пещеры ведет в озеро, откуда обратно на берег доставляют на небольшом пароме.
В ближайших планах парка – открытие хаски-центра, площадки для лошадей, увеличение числа точек питания, создание зоны для знакомства с карельской кухней как с современной, так и с исторической, организация новых фестивалей, зоны для активного отдыха. Планируется также восстановить печи завода, где до конца 90-х годов перерабатывали мрамор и создать там музей горного дела, а через несколько лет построить на территории гостиницу.
"Рускеальский экспресс"
До горного парка "Рускеала" с 1 июня этого года был запущен туристический ретропоезд на паровозной тяге "Рускеальский экспресс", который отправляется ежедневно со станции Сортавала.
Интерьер поезда выполнен в стиле "Николаевского экспресса" конца ХIX-начала XX веков, в него входят пять вагонов: четыре купейных и вагон-ресторан (при этом по субботам к поезду прицепляют еще один купейный вагон), предлагающий пассажирам напитки и выпечку по местным рецептам. Доставляют состав в горный парк и обратно паровозы Эр766-41, построенные в Венгрии в 1949 году.
Садятся пассажиры в ретропоезд на станции Сортавала в стилизованном под старину перроне с фонарями, часами и скамейками, а проводники поезда одеты в историческую форму.
Ретро-поезд находится в пути один час, отправляется от станции Сортавала в 10:40 и прибывает в горный парк "Рускеала" в 11:40, в обратную сторону поезд отходит в 17:30 и прибывает на станцию Сортавала в 18:30. График "Рускеальского экспресса" разработан с учетом удобной пересадки на скоростной поезд "Ласточка" сообщением Санкт-Петербург – Сортавала. "Ласточка" отправляется ежедневно с Финляндского вокзала в 6:15, прибывая в Сортавалу в 10:20. Из Сортавалы поезд отправляется в 18:42, прибывая в тот же день на Финляндский вокзал в 22:43.
С декабря 2018 года, когда поезда "Ласточка" начали курсировать из Петербурга в Карелию, туристы, желающие попасть в парк "Рускеала" по железной дороге, вынуждены были ехать на "Ласточке" до приграничной станции Маткаселькя, на которой пассажиры пересаживались на автобусы и уже на них ехали в парк. При этом из-за приграничного статуса станции у всех пассажиров дополнительно проверяли паспорта.
Чтобы доставлять туристов по железной дороге непосредственно в парк, ОАО "РЖД" на участке Сортавала – горный парк "Рускеала" восстановили почти 2,5 км пути, отремонтировали платформу станции Сортавала и поворотный круг бывшего веерного локомотивного депо, провели реконструкцию инженерных коммуникаций для снабжения паровоза водой и его технического обслуживания.
К лету 2020 года, когда Республика Карелия будет отмечать 100 лет с момента основания, планируется продлить линию на 1 км от временной станции в парке до мраморного железнодорожного вокзала, сохранившегося с начала прошлого века. В этом же месте планируется строительство разворотного круга для паровозов, который позволит использовать для "Рускеальского экспресса" один паровоз вместо двух сейчас.
Валаам
Каждый год на Валаам, а это самый большой остров в составе Валаамского архипелага, состоящий из 50 островов, устремляются десятки тысяч туристов не только из России, но и других стран. Добраться до острова Валаам лучше всего из города Сортавала на теплоходах на подводных крыльях "Метеор" по знаменитому Ладожскому озеру - крупнейшему пресноводному озеру Европы. Время в пути – 45 минут. "Метеоры", работающие на маршруте, носят имена "Игумен Назарий", "Андрей Первозванный", "Преподобный Серафим" и "Патриарх Алексий II".
На территории острова располагается одноименный поселок и знаменитый Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Его посещали в свое время императоры Александр I, Александр II и члены их семей, многие известные деятели искусства и культуры.
Спасо-Преображенский монастырь – один из старейших в России. По церковному преданию, основатели монастыря – миссионеры Сергий и Герман Валаамские, греческие священноиноки, пришедшие в X веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Однако подтвержденная документами история монастыря начинается с XIV столетия, и годом основания обители считается 1407-й.
К XVI веку здесь жили 600 монахов. Затем остров захватили шведы. В 1715 году Петр I, только что отвоевавший русские земли обратно, подписал указ о восстановлении Валаамской обители. После октябрьского переворота в 1917 году Финляндия получила независимость, и Валаам оказался на ее территории, что позволило на время сохранить обитель. Во время советско-финской войны 1939-1940 гг. монастырь попал в зону боевых действий, и монахи, принявшие к тому времени финское подданство, в начале февраля 1940 года покинули остров, увезя с собою все самое ценное (включая подлинник иконы Валаамской Божией Матери). Они осели в местечке Хейнявеси в Финляндии и основали Ново-Валаамский монастырь. В советское время монастырь закрыли, в зданиях комплекса располагалась школа боцманов и юнг, позже в скитах устроили Дом инвалидов войны и труда. В 1979 году на острове создали музей-заповедник.
Возрождение монастыря началось в 1989 году, когда на острове поселились шесть монахов. Сейчас в обители проживают около двухсот насельников. При этом Валаамский монастырь имеет статус ставропигиального и подчиняется непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В июле этого года впервые в истории заседание Священного Синода РПЦ прошло на Валааме.
Сегодня туристам доступен самый первый и большой скит Всех Святых, построенный в 1789-1796 годах, Никольский скит с церковью Николая Чудотворца, Воскресенский скит на горе Сион, где по преданию апостол Андрей Первозванный воздвиг каменный крест, и другие. На территории острова располагаются также трапезные, ферма, пекарня, сыроварня и знаменитые сады, где и сейчас выращивают яблоки, виноград и другие плоды, которые обычно не вызревают на севере.
Но Валаам славится не только монастырем, но и удивительно живописной северной природой. Многочисленные бухты, заливы, громадные массы гранита, поросшие мхами, гряды валунов, могучие сосны, растущие прямо на скалах.
Сортавала
Сортавала – небольшой провинциальный городок, как и все северо-западное побережье Ладоги, в период между Первой и Второй мировыми войнами был в составе Финляндии, а в самом начале своей истории – в составе Швеции. До революции этот город по-русски назывался Сердоболь. В шведских хрониках карельское поселение Сортавала впервые упоминается в 1468 году, а русский вариант топонима – Сердоболь, впервые упоминается в Писцовой книге Водской пятины 1500 года. А собственно город в этом месте основали шведы – в 1632 году, после захвата Северного Приладожья.
Сегодня до границы с Финляндией примерно 25 км по прямой. От прежнего финского периода 1918-1940 годов осталось немало красивых зданий. Сохранились даже деревянные постройки в стиле ампир середины XIX века. Всего в Сортавале сохранилось около 200 исторических зданий, созданных известными финскими архитекторами в разных стилях. Тут представлены эклектика, разновидность модерна - финский национальный романтизм, неоклассика, псевдоготика и функционализм. В выставочном зале Кронида Гоголева, виртуозного мастера резьбы по дереву, представлены сотни его объемных деревянных картин.
Карельский зоопарк
Расположен зоопарк рядом с базой отдыха "Черные Камни" в уникальном месте: котловина озера Янисъярви, где находится база, является древним, сильно разрушенным метеоритным кратером. От горного парка "Рускеала" до зоопарка и базы отдыха всего около 20 км.
А еще Карелия – это столица республики город Петрозаводск, расположенный на берегу второго по величине озера Европы – Онежского и названный в честь Петра I, музей-заповедник "Кижи", до которого как раз можно добраться из Петрозаводска, многочисленные озера (их тут более 60 тысяч), реки (более 27 тысяч) и водопады, Беломорские и Онежские петроглифы, санатории поселка Марциальные воды – первого курорта России, основанного в 1719 году указом Петра I и конечно природа, которая очаровывает каждого, кто хоть раз побывал в этих местах. Более 5% от общей площади республики - это особо охраняемые природные территории: национальные парки "Паанаярви", "Водлозерский" и "Калевальский", заповедники "Кивач" и "Костомукшский".
Карелия хороша и зимой, в это время года здесь можно покататься на собачьих упряжках, беговых лыжах, заняться зимней рыбалкой, увидеть северное сияние (сезон начинается в ноябре и заканчивается в марте), познакомиться с карельским Дедом Морозом. Причем их тут два – Талви Укко, проживающий недалеко от поселка Пряжа, и Морозец Паккайне из Олонца.
Обязательный пункт программы в республике – посещение кафе с национальной карельской кухней. Расстегаи с семгой, уха по-карельски, калакукко - пирог из рыбы с салом, запеченных в ржаном тесте, и знаменитые калитки – небольшие открытые пирожки из ржаного пресного теста с различными начинками. Карельские калитки – это восемь ингредиентов: мука, вода, простокваша, соль, молоко, масло, сметана и начинка. Причем муку в старину брали только ржаную, потому что пшеничная стоила дорого.