Москва. 27 июня. ИНТЕРФАКС – В последние годы на юге России растет спрос на апарт-отели, которые летом принимают семьи с детьми, а зимой ориентируются на "климатических туристов". Но востребованы в этом сегменте в первую очередь объекты, имеющие развитую инфраструктуру отдыха, показало исследование консалтинговой компании CMWP.

"В последние пять лет на юге России активно строятся апарт-отели, которые летом принимают на краткосрочный отдых семьи с детьми, а зимой ориентируются на климатических туристов – не привязанных к офису людей, заинтересованных в длительном, от 21 дня, пребывании в приятных местах с комфортным климатом. Среди них можно выделить две ключевые группы: цифровые кочевники – как правило, достаточно молодые и бессемейные, активно путешествующие люди со свободным графиком работы ("на себя" или "на удаленке"), и обеспеченные мамы в декрете и пенсионеры", - рассказала партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма CMWP Марина Смирнова.
По ее данным, для первой группы наиболее важны высокоскоростной интернет, инфраструктура для работы (коворкинги, рабочие зоны в номерах), возможности для занятия спортом и пространства для социализации. Для второй важен свежий воздух, теплый климат, наличие детских площадок, кафе с детским меню, прогулочных зон (парки, скверы).
В компании "Интурист" тоже наблюдают рост спроса на апартаменты и апарт-отели.
"Востребованность апартаментов растет каждый год, потому что они позволяет не привязываться к расписанию отеля и не ходить по расписанию на завтрак, обед и ужин. То есть, дают большую свободу туристам. Плюс они обычно имеют большую площадь и кухни, что удобно для семей с маленькими детьми, которые хотят готовить еду самостоятельно", - рассказала PR-директор компании Дарья Домостроева.
По данным сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов "Островок", в 2025 году на долю апартаментов и квартир приходится каждое четвертое бронирование по России (25%). Этот показатель растет ежегодно: в 2023 году он составлял 19%, в 2024 – уже 24%.

Апартаменты более популярны у туристов для размещения на длительный срок
При этом апартаменты, по статистике сервиса, более популярны для размещения на длительный срок: на долю бронирований в апартаментах продолжительностью более 14 дней приходится 6%, в то время как в отелях этот показатель в несколько раз меньше – 2%.
Как отметили в компании, апартаменты привлекают туристов по нескольким причинам. Помимо большой площади и возможности готовить на собственной кухне, что удобно для семей с детьми, это цена.
"Дополнительную роль играет фактор цены: апартаменты входят в число самых бюджетных форматов размещения на отдыхе. Средняя стоимость забронированной ночи в апартаментах, квартирах и домах в 2025 году составляет 5 100 рублей – на 24% ниже, чем в отелях различной звездности (в среднем – 6 700 рублей)", - рассказали в пресс-службе "Островка".
Что такое климатический туризм
Климатический туризм – это путешествия, совершаемые с учетом определенных погодных и климатических условий или мотивированные ими. К климатическому туризму относятся не только поездки на теплые морские курорты или в теплые страны, но и, наоборот, путешествия из стран с очень жарким климатом, например, Ближнего Востока, в более прохладные места, - например, на Русский Север.
Популярные направления климатического туризма в России и за рубежом
Как отмечают в CMWP, поскольку Россия – страна с холодным климатом, основными направлениями климатического туризма здесь являются южные регионы – Краснодарский край, Крым и, в перспективе, Дагестан с Каспийским прибрежным кластером.

Конкуренцию южным курортам летом составляют загородные комплексы в Московской и Ленинградской областях
"Летом конкуренцию южным курортам составляют подмосковные и ленинградские загородные рекреационные комплексы в формате коттеджей и таунхаусов с развитой инфраструктурой, включающей рестораны, SPA-центры и банные комплексы. Очень перспективен Кисловодск и Кавказские Минеральные воды как регион в целом", - подчеркнула Смирнова.
Читайте также:
Эксперт отметила, что в Дагестане уже существует и наращивает популярность предложение сервисных апарт-отелей с базовыми услугами (уборка, питание) и дополнительными возможностями (спорт, бассейны), что делает их привлекательными для длительного зимнего отдыха.

Таиланд возглавляет рейтинг зарубежных стран для длительного отдыха
Многие "климатические туристы" предпочитают зимовку в теплых странах за рубежом.
"В сезоне 2024-2025 годов топ-5 направлений для длительного отдыха (от 21 дня) составили: Таиланд, Вьетнам, Индонезия, Узбекистан и Шри-Ланка. Часть этого спроса может быть переориентирована на южные курорты России, учитывая ее преимущества", - отметила старший директор департамента гостиничного бизнеса и туризма CMWP Ирина Акутова.
Среди преимуществ она назвала доступность – проще, дешевле и быстрее добраться до места долговременного отдыха, безопасность – надежная медицина и предсказуемые правила дорожного движения, привычная кухня, отсутствие языкового и культурного барьеров. Наконец, отсутствие проблем с безналичными платежами и разницы во времени с центральным регионом РФ.
По оценке CMWP, объем спроса на климатический туризм за рубежом зимой составляет более 940 тыс. поездок. Она базируется на данных Ассоциации туроператоров по общему выездному турпотоку на популярных направлениях отдыха, который прошедшей зимой составил 14,2 млн, по доле зимнего авиатуризма (21,4%) и доле долгосрочных поездок (31%).
"На внутренних направлениях поток климатических туристов за зимний сезон составил почти 1,2 млн человек. Совокупный поток климатических туристов, включая внутренние и зарубежные направления, мы оцениваем в 6,24 млн чел. за год. А его долю – в 4,23% от совокупного внутреннего и выездного турпотока РФ (147,7 млн поездок)", - отметила Акутова.
Как подчеркивают в компании, эта оценка коррелирует с результатами опроса 1000 жителей России, Казахстана и Белоруссии, путешествовавших к теплым морям в 2021-2023 годах, согласно которому 11,2% опрошенных совершали поездку длительностью более 15 дней (для жителей Москвы и МО доля длительных поездок к теплым морям – 7,8%).
В каких регионах РФ растет спрос на апартаменты
"В ряде регионов наблюдаются повышенные темпы роста бронирований в апартаментах – преимущественно это регионы, которые в последние годы переживают значительный рост популярности, однако не располагают достаточным количеством классифицированных объектов размещения, чтобы покрыть спрос", - рассказали в пресс-службе "Островка".

По динамике спроса в РФ с большим отрывом лидирует Алтай
По данным сервиса, лидирует по динамике с большим отрывом Республика Алтай, где рост числа бронирований в апартаментах и домах в 2025 году составил 74% год к году,
Также среди лидеров - Республика Адыгея (рост на 51% в 2025 году год к году), Амурская область (41%), Сахалинская область (39%), Хабаровский край (35%), Республика Бурятия (30%), Крым (21%).
Предложение по апарт-отелям на юге России в 5 раз ниже спроса
"Спроса со стороны 6,2 млн климатических туристов достаточно для 80%-ной загрузки примерно 450 тыс. номеров в год. А если учитывать только внутренний турпоток без зарубежного – 3,5 млн туристов в год – эта цифра составит 250 тыс. номеров. При этом согласно данным Macon Consulting и CMWP, совокупный объем предложения первичного рынка в апарт-отелях Крыма, Краснодарского края и Дагестана составляет порядка 46,2 тыс. апартаментов", - сказала Смирнова.
Она подчеркнула, что статистика свидетельствует о наличии неудовлетворенного спроса, который в отсутствие альтернатив естественным образом распределяется на сегмент "жилье в аренду" в прибрежных зонах с развитой инфраструктурой, и на гостиницы, заметно снижающие цены в зимний сезон.
Перспективы развития сегмента апарт-отелей
"Наше исследование показало, что рынок климатического туризма в РФ обладает значительным потенциалом, но требует повышения конкурентоспособности перед зарубежными направлениями – когда климатические ограничения (зима, хоть и более короткая, остается зимой и в Сочи, и в Крыму) российских курортов компенсируются за счет качественной инфраструктуры размещения, питания и спорта, современных пляжей, высокого уровня безопасности, атмосферы дружелюбия и искреннего гостеприимства", - рассказала Смирнова.
Акутова добавила, что для успешной работы апартаментных комплексов необходимо централизованное управление всем номерным фондом, которое обеспечивает единые стандарты сервиса, ценовую политику и стабильную загрузку.

По прогнозу CMWP, наиболее успешными будут апарт-отели в составе курортных кластеров
"Необходим также новый подход к планированию, в соответствии с которым доля номерного фонда в общей площади кондо-отелей не превышала бы 60-65%, а в объектах более высокого класса, имеющих спа-центры, конференц-залы и рестораны, – 50%. По нашей оценке, наиболее успешными будут апарт-отели, реализуемые в составе курортных кластеров с набором востребованных объектов досуга и рекреации. А девелоперам стоит пересмотреть подход к планированию, делая ставку не на максимум продаваемых метров, а на баланс между жилыми и общественными зонами, так как для курортных объектов это единственный путь к получению долгосрочной прибыли", - подчеркнула эксперт.