Магас. 30 сентября. ИНТЕРФАКС - Судья Назрановского районного суда Ингушетии Темерлан Евлоев назвал причины, препятствующие эффективной работе суда присяжных в республике, и пути их решения, сообщает объединенная пресс-служба судебной системы региона.
"Темерлан Евлоев наравне с инициативой о повышении оплаты труда присяжных заседателей предложил в качестве решения проблем рассмотреть возможность передачи соответствующих дел в суды других регионов в случае, если на протяжении шести месяцев не удается сформировать коллегию присяжных заседателей", - цитирует федерального судью пресс-служба.
Евлоева выделил ряд причин, препятствующих эффективной работе суда присяжных в Ингушетии.
"Это сложившаяся на протяжении столетий особая система ценностей населения Ингушетии (менталитет), вступающая в противоречие с принципами, на которых базируется суд присяжных. В период средневековья (доисламский период) в горной Ингушетии действовал представительный орган - Совет тейпов, который совмещал религиозные, хозяйственные и судебные полномочия. Его деятельность в некоторых чертах была идентична механизму работы современного суда присяжных", - заявил судья.
По его мнению, категорическая разница в том, что сложившееся в ингушском народе представление о судебной власти всегда связано с коллегиальным судом народных авторитетов (Совет тейпов), а не с лицами, оказавшимися судьями в результате случайного отбора.
Кроме того, в Ингушетии, так или иначе, функционируют три источника права: российское законодательство, определяющее в целом общественные отношения; исламское право (шариатский суд) и адаты (обычаи или неписаные законы), имеющие влияние на общественный уклад. Два последних источника действуют в части, не противоречащей Конституции РФ.
Нужно учитывать, что подавляющая часть населения Ингушетии исповедует ислам. По исламским догматам правосудие может осуществлять только кадий (исламский судья) на основе исламского права. То есть нет места традиционному суду присяжных. Поэтому значительная часть общества, ведущая даже хозяйственную жизнь через призму исламской морали, считает противоречащим их морали участие в суде присяжных.
Еще одним фактором, отрицательно сказывающимся на возможности формирования коллегии присяжных, он назвал тесные родственные, религиозные и иные связи между малочисленным населением республики.
Ранее сообщалось, что с 1 июля 2018 года во всех районных судах Ингушетии начнут рассматривать дела с участием присяжных заседателей. В составе шести присяжных будут рассматриваться дела по тяжким и особо тяжким преступлениям, по которым предусмотрено наказание, не связанное с пожизненным лишением свободы. Такой институт успешно работает в Верховном суде республики.