Замгубернатора Краснодарского края Игорь Галась:

"Собственные доходы бюджета уже вернулись к росту"

Краснодарский край традиционно в декабре примет главный финансовый документ - бюджет на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов.  Несмотря на вызовы пандемии налоговые и неналоговые доходы в следующем году запланированы в объеме 219,3 млрд рублей с ростом в 3,4% относительно бюджетных назначений текущего года. Прогнозируется рост, практически, всех доходных источников.

Об особенностях экономического развития региона в предстоящем году, основных параметрах бюджета и принципах управления государственным долгом в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель губернатора Краснодарского края Игорь Галась.

"Собственные доходы бюджета уже вернулись к росту"
Фото пресс-службы администрации Краснодарского края

- Игорь Петрович, завершено формирование главного документа региона, проект бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов депутаты ЗСК уже поддержали в первом чтении. Второе чтение состоится 11 декабря.  Расскажите об основных параметрах бюджета 2021 года. Какие принципы легли в его основу?

- Главный финансовый документ региона всегда разрабатывается непросто - в активных дискуссиях, поисках резервов.  Но в этом году работа была тяжелой вдвойне, поскольку нужно было подготовить проект сбалансированного бюджета под давлением пандемии, в условиях экономического спада и неопределенности перспектив.

Кстати, важно, что пандемия не повлияла на открытость процесса формирования краевого бюджета. Были проведены консультации и совещания в комитетах ЗСК, состоялись публичные и парламентские слушания.

Доходы краевого бюджета на 2021 год запланированы в объеме 288,7 млрд. рублей.

Из них налоговые и неналоговые доходы  - 219,3 млрд рублей. Это на 7,3 млрд рублей (3,4%) больше бюджетных назначений на текущий год.

При этом безвозмездные поступления из Федерации ожидаются в сумме 69,1 млрд рублей, что меньше, чем в текущем году, почти на 25%.

Наши подходы к формированию бюджета - всегда осторожные, но, думаю,  что уже первыми поправками мы сможем скорректировать доходы в сторону увеличения. На протяжении нескольких лет происходило именно так, поскольку удавалось к началу нового финансового года сформировать подушку безопасности из сверхплановых доходов предыдущего.

Сегодня собственные доходы бюджета уже вернулись к росту, мы видим устойчивую тенденцию к восстановлению отраслей экономики. Это позволяет прогнозировать в новом году относительно 2020 года рост, практически, по всем доходным источникам. Так, динамика поступлений по налогу на доходы физических лиц ожидается на уровне 104,3%, по акцизам - 102,4%, по налогу на имущество организаций - 104,6%, УСН - 116,4%.

Прогнозная динамика поступления по налогу на прибыль организаций - 99,6%. Но это объясняется высокой базой текущего года  -  поступлением крупного единовременного платежа в 4,3 млрд рублей.

Но акцент я хотел бы сделать не на этом. Самое главное, что, на мой взгляд, иллюстрирует реальные приоритеты власти - это структура расходов краевого бюджета.

Давняя аксиома - бюджет Кубани всегда социально ориентирован. Вместе с тем в последние годы мы активно наращиваем расходы на капитальное строительство и поддержку реального сектора экономики.

В совокупности все решения по расходам преследуют единую цель - постоянное планомерное улучшение качества жизни населения края.

Расходная часть бюджета на 2021 год составляет 301,2 млрд рублей.

Да, таким образом, бюджет - дефицитный. Но этот факт не нужно расценивать как отрицательный. Безусловно, причина дефицита бюджета, отчасти, - в замедлении экономического развития, но в большей степени все же связана с проводимой в регионе политикой больших государственных инвестиций.

Вы знаете, что сейчас в крае начато множество масштабных строек: школы, детсады, больницы, инфраструктура ЖКХ. Все это требует колоссальных финансовых вложений, которые невозможны как без федеральной поддержки, так и без заемных средств. Учитывая, что при формировании бюджета мы решаем не только текущие задачи, но и перспективные, стратегические, то рассчитываем, что наши крупные капитальные расходы сегодня станут надежным фундаментом для прорывного развития экономики завтра.

Кроме того, по нашим расчетам, на начало 2021 года остатки по доходам текущего года сформируются примерно в таком же размере, как предусмотренный сейчас дефицит. Так что нет оснований считать его угрозой расходным обязательствам края.

И, в целом, я думаю, что дефицит бюджета  - это еще и фактор, заставляющий власть на всех уровнях быть в тонусе, всегда основательно взвешивать, какую отдачу дадут те или иные затраты, постоянно находиться в поиске дополнительных доходных источников и оптимизировать нерациональные или непервоочередные траты.

- О расходах бюджета давайте поговорим подробнее. На что направляются средства краевой казны и сколько? Для начала: что понимается под "социально ориентированным бюджетом"?

- Для жителей края, конечно, первостепенны проблемы образования, здравоохранения, социальной помощи.  Поэтому, как я уже сказал, расходная часть бюджета носит, преимущественно, социальный характер. Объем средств, направляемых на социальную сферу, - 214 млрд рублей.

Мы не только сохранили все текущие выплаты, но учли индексацию на уровень инфляции - на 3,7% - социальных выплат отдельным категориям граждан, расходов на оплату коммунальных услуг, питание, медикаменты. На это потребовалось, практически, 580 миллионов (рублей - ИФ). В сегодняшних реалиях - немало.

Объем бюджетных средств, направляемых на социальную поддержку детей и семей, имеющих детей, так называемый "детский бюджет", рассчитан в объеме 40,1 млрд рублей.

Продолжается работа по повышению оплаты труда отельным категориям бюджетников.

Хочу отметить, что в новом году вырастет инвестиционная составляющая расходов. На строительство и реконструкцию объектов государственной и муниципальной собственности на 2021 год предусмотрено 35,2 млрд рублей  - на 1,9 млрд рублей больше уровня текущего года.

При этом капитальные расходы у нас тоже, преимущественно, социального характера.

Например, на строительство детсадов и школ предусмотрено 6,8 млрд рублей. И сумма - не окончательная.

Бюджетные инвестиции в объекты здравоохранения составят 3,7 млрд рублей. В 2021 году продолжится строительство лечебно-диагностического корпуса в Краснодаре (1,7 млрд рублей), второй очереди краевой клинической больницы N1 имени Очаповского (1,4 млрд рублей), акушерско-гинекологического корпуса в городе Кореновске (474 млн рублей), проектирование краевого онкологического центра в поселке Знаменский (200 млн рублей).

Кроме того со следующего года на условиях софинансирования с Федерацией мы примем участие в программе по модернизации первичного звена в здравоохранении - 3,5 млрд рублей ежегодно будет направляться на модернизацию учреждений здравоохранения в населенных пунктах с населением численностью до 50 тыс. человек.

Хочу акцентировать, что - с определенными корректировками - но мы не сократили финансирование программ, направленных на развитие социальной сферы.

В рамках госпрограммы "Развитие образования" на 2021 год предусмотрено 62,3 млрд рублей, на "Развитие здравоохранения" - 60,3 млрд рублей, в рамках программы "Социальная поддержка граждан" запланировано 69,5 млрд рублей.

Повторю: мероприятия, нацеленные на развитие, а не на текущие расходы, не подверглись сокращению.

Несколько слов о развитии жилищно-коммунального хозяйства. Это, на мой взгляд, тоже очень важное с точки зрения качества жизни людей направление расходов. Средства по госпрограмме составят 4,7 млрд рублей с ростом к 2020 году 107,6%.

На проектирование и строительство ниток Троицкого, Таманского и Ейского групповых водопроводов предусмотрено 2,1 млрд рублей; на организацию водоснабжения населения, строительство и реконструкцию объектов питьевого водоснабжения, организацию водоотведения - 950,5 млн рублей.

- В социальном контексте не можем не спросить о планах по реализации и финансированию национальных проектов.

- В следующем году на реализацию нацпроектов будет выделено 32,6 млрд рублей. Из них 14 млрд - средства краевого бюджета.

Своевременное и полное претворение в жизнь всех целей нацпроектов - безусловный приоритет. И мы делаем все необходимое, чтобы максимально привлекать для этого средства федерального бюджета. Как неоднократно заявлял губернатор, для реализации нацпроектов мы готовы обеспечить любое софинансирование.

- Вы уже обмолвились, что в новом бюджете не останется без поддержки реальный сектор экономики. Какие средства и меры поддержки предусмотрены для промышленности, сельского хозяйства, бизнеса Кубани?

- Безусловно, поддержка реального сектора экономики продолжится.

На развитие агропромышленного комплекса направляем 7,5 млрд рублей, сохраняя все основные направления поддержки аграриев, малых хозяйств, сельхозкооперативов.

Важнейшее направление  - содействие росту промпроизводства. На данном этапе по соответствующей госпрограмме предусмотрено  440 млн рублей на развитие промпарков, возмещение затрат на приобретение и модернизацию оборудования, закупку сырья.  Но мы видим, что очень востребованным и эффективным инструментом поддержки зарекомендовал себя Фонд развития промышленности Краснодарского края. Не так давно мы докапитализировали его на 500 миллионов  рублей и планируем в следующем году увеличить еще минимум на столько же.

Задача до 2023 года, поставленная губернатором, - довести общий объем капитализации Фонда до 5 миллиардов рублей.

Отдельно хотел бы остановиться на мерах поддержки для инвесторов.

Наибольшая проблема для роста инвестиционной привлекательности региона  -  инфраструктурные ограничения. С нового года инвесторам, которые несут при реализации своих проектов крупные затраты на строительство инфраструктуры, компенсировать их за счет краевых средств. В бюджете на 2021 год уже заложено  2,6 млрд  рублей. Такой же объем средств запланирован на 2022 год, дальше будем наращивать финансирование этой статьи расходов.

Еще один важный шаг, который, я думаю, будет стимулировать инвестиционные притоки, - компенсация за счет бюджета процентных ставок по кредитам  для реализации инвестиционных проектов стоимостью от 100 млн  до 1 млрд рублей.

Как показывает практика, инвестиционные проекты в таком стоимостном диапазоне по силам привлекать всем муниципальным образованиям Кубани. Поэтому мы рассчитываем, что активная позиция глав в совокупности с поддержкой из краевого бюджета сделает наш регион еще более интересным для потенциальных инвесторов.

- О муниципальных образованиях: на какой объем поддержки могут в новом году рассчитывать муниципалитеты региона?

- Муниципальным образованиям края в 2021 году в виде межбюджетных трансфертов будет направлено порядка 87 млрд рублей.

В проекте бюджета предусмотрено увеличение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов, предоставление дотаций на сбалансированности местных бюджетов.

С 1 января 2021 года увеличиваем норматив отчислений от УСН в бюджеты городских округов - до 30%, в бюджеты муниципальных районов - до 35%. Сумма дополнительных доходов бюджетов городских округов составит 1,9 млрд рублей, бюджетов муниципальных районов - 1,1 млрд рублей.

- Краснодарский край уже несколько лет ведет плодотворную работу по сокращению государственного долга. Будет ли продолжена эта работа в следующем году? Не планируется ли размещение новых облигационных займов?

- Влияние пандемии и последовавшие изменения параметров бюджета текущего года не отразились на планах по объёмам и структуре госдолга региона. На первое января 2021 года он не превысит 104,8 млрд рублей. На данном этапе государственный долг края представлен бюджетными кредитами - более 60% от общей суммы, а также облигациями и банковскими займами с комфортными ставками и  графиками погашения.

В следующем году выпуск новых облигаций края не предусмотрен, но запланировано привлечение коммерческих кредитов.

Предельный объем госдолга планируется до 114,9 млрд. С точки зрения долговой нагрузки на бюджет эта сумма не является критичной. Кроме того, как уже говорил, убежден, что мы сможем нарастить доходную часть бюджета и, соответственно, уменьшить сумму фактически привлеченных займов.

В ноябре рейтинговые агентства "Эксперт" и АКРА подтвердили высокие рейтинги кредитоспособности региона со стабильным прогнозом. Мы рассчитываем, что безупречный в вопросах исполнения обязательств по кредитам имидж региона позволит нам в новом году привлечь заимствования на максимально выгодных для бюджета условиях.