Торговые центры на Юге РФ потеряли до 70% доходов, но сохраняют стойкость духа

Interfax-Russia.ru - Пандемия коронавируса, серьезно подкосившая крупнейшие отрасли российской экономики, прошлась и по ритейлу. По оценкам аналитиков, выручка торговых центров на Юге России в период карантина снизилась на 50-70%, на восстановление бизнеса уйдет от шести месяцев до года.

Из-за введенных в регионах карантинных мер, торговые центры второй месяц остаются закрытыми, но на государственную поддержку рассчитывать не могут. Опрошенные "Интерфаксом" владельцы ТЦ в этих условиях вынуждены сокращать затраты, откладывать инвестпроекты и пытаться реструктурировать долги.

ВЫРУЧКУ - НА КАРАНТИН, ПРОЕКТЫ - В МОРОЗИЛКУ

Негативные последствия из-за карантинных мер испытали все торговые объекты на Юге РФ, заявил "Интерфаксу" генеральный директор консалтинговой компании MACON Илья Володько. Ключевое последствие - это кардинальное снижение выручки, которое произошло из-за закрытия объектов и неспособности арендаторов оплачивать арендные платежи.

"В течение апреля-мая выручка по большинству объектов снизилась на 50-70%, были предоставлены льготы по уплате арендных платежей для торговых операторов, но такое снижение выручки (без учета кредитных платежей владельца) еще не влечет убытки. Если карантинные меры будут продолжаться еще пару месяцев, и выручка упадет до нулевой отметки, то ежемесячный убыток для стандартного торгового центра с площадью 10 000 кв. м может составить до 3 млн рублей в месяц", - сказал Володько "Интерфаксу".

По словам директора АО "Инпром Эстейт" (Ростовская область) Игоря Коновалова, апрельская выручка торговых центров компании упала на 80-90%.

"Мы оказались в условиях, когда распоряжениями властей приостановлена деятельность большей части наших операторов. У "Инпром Эстейта", помимо торгового центра (далее ТЦ - ИФ) в Таганроге, есть крупные коммерческие объекты в других городах: Краснодаре, Ульяновске, Волгограде, Брянске, Саранске (Мордовия). Положение - очень сложное! Апрельская выручка наших ТЦ упала на 80-90%. Только по одному месяцу убытки измеряются десятками миллионов рублей", - сообщил Коновалов.

По его словам, компания перешла в режим экономии, "заморозила" инвестиции, пытается приспособиться к новой экономической реальности. "Мы пересчитали финансовую модель предприятий на второе полугодие, скорректировали операционные бюджеты. Есть опасения, что в случае возникновения новых очагов инфекции, вторых и последующих волн её возвращения, карантинные меры будут то отменяться, то вновь вводиться. Когда будут сняты все ограничения - непонятно. Спрогнозировать динамику покупательского трафика - сложно", - сетует Коновалов.

Отложило инвестиционные проекты и АО "Торговый комплекс "Горизонт" в Ростове-на-Дону.

"Карантинные меры, безусловно, нанесли удар по нашим доходам, по развитию, потому что наша компания имеет ярко выраженную инвестиционную стратегию развития. Мы создаем уникальные объекты. К примеру, проект нашей группы кинотеатр Горизонт Cinema&Emotion; за два года работы стал одним из лидеров в своем сегменте по сборам в России. К концу этого года должны были открыть отель под брендом Radisson. У нас подписан договор франчайзинга. К сожалению, из-за всех этих обстоятельств мы вынуждены перенести его ввод на первый квартал 2021 года", - сообщил руководитель АО Дан Полонский.

ПОДДЕРЖКИ НЕТ, НО ВЫ ДЕРЖИТЕСЬ

Торговые центры не попали в список пострадавших отраслей, и - соответственно - не могут рассчитывать на государственную поддержку. Вместе с тем компании не освобождены от уплаты налогов и обязанности выплачивать заработную плату сотрудникам.

"Сложилось впечатление, что торговые центры - мегаприбыльные (объекты - ИФ), и ничего с ними не произойдет, помимо того, что перестанут зарабатывать", - говорит директор Ворошиловского торгового центра (Волгоград) Надежда Васильева. "Прибыль - это денежный поток, который приходит в торговый центр. Но прибыль, это не тот показатель, которым должны оперировать при оценке ситуации. Сегодня мы полностью лишены денег, потому что наши арендаторы тоже не имеют возможности их получить. Поэтому, не получив денег, мы не можем направить их на налоги, на зарплату, на погашение кредитов", - отмечает Васильева.

"То, что мы потеряли, мы не вернем никогда и даже не пытаемся возвратить. У нас теперь задача другая - обеспечить комфортные условия для арендаторов, которые позволят нам переждать сложное время и вернуться к какой-то доходности. Стараемся найти золотую середину", - подчеркнула руководитель.

С ней солидарен и руководитель "Инпром Эстейт". "Наша деятельность фактически приостановлена, но налоги никто не отменил. Надо платить зарплату -и, опять же, налоги с нее; платить ресурсоснабжающим организациям, сервисным компаниям, обслуживающим здания; обеспечивать охрану и противопожарную безопасность объектов... Не так давно вышло постановление правительства РФ N 699, согласно которому платежи по налогам могут быть перенесены тем ТЦ, которые предоставили отсрочку арендаторам. Но как это будет реализовываться на практике - не понятно. Аудиторская проверка потребуется или декларацию нужно будет подавать? Вопросов - больше чем ответов", - отмечает гендиректор компании Игорь Коновалов.

Аналогичная ситуация сложилась и на Кавказе. По словам управляющей двух крупнейших ТЦ в Черкесске (КЧР) - "Россия" и "Панорама" - Фатимы Джазаевой, торговые центры не могут рассчитывать на господдержку, но финансовая помощь в текущей ситуации помогла бы покрыть убытки.

"Все меры поддержки являются скорее приятным бонусом, позволяющим точечно нивелировать негативные факторы. Но ни одна из них не может кардинально изменить ситуацию", - считает директор консалтинговой компании MACON Илья Володько. По его словам, условия для успешного преодоления кризиса - это полное восстановление функционирования торговых объектов без всяких ограничений, долгосрочные меры налоговой и иной поддержки на период 1-3 года.

ДЕРЖИМ АРЕНДАТОРОВ

Несмотря на сложную финансовую ситуацию, владельцы торговых центров идут навстречу арендаторам, предоставляют скидки и отсрочки по платежам, проводят вэбинары.

"Начиная с 28 марта ТРЦ работает в ограниченном режиме: работают гипермаркеты Ашан и Леруа Мерлен, а также арендаторы, деятельность которых не ограничена нормативными актами Волгоградской области. На уровне российского подразделения компании CEETRUS было принято решение не начислять арендную плату тем, кто был вынужден приостановить коммерческую деятельность. Это решение основывалось на стремлении поддержать арендаторов, особенно малый и средний бизнес. К тем арендаторам, которые продолжили работу и оказывают посетителям необходимые услуги - то есть, их товары вошли в список первой необходимости - мы также применяем индивидуальный подход", - сообщила агентству директор ТРК "Акварель" (Волгоград) Маргарита Евсеева.

Ingka Centres, которая управляет торговыми центрами "Мега", также объявила, что не взымает арендную плату и сервисный сбор с арендаторов, которые закрылись в соответствии с требованиями властей.

"В настоящее время все наши партнеры продолжают работать с нами. Мы реализуем меры, которые позволяют поддерживать интерес покупателей к нашим центрам и брендам арендаторов даже в период закрытия. Для этого мы используем наши цифровые каналы для поддержания связи с локальными сообществами, например, проводим серию вебинаров с полезным и интересным контентом для наших подписчиков. Для того, чтобы поддержать арендаторов, наш маркетплейс МЕГА Онлайн генерирует трафик на их онлайн-площадки, мы реализуем кампанию по продвижению этого решения. В апреле МЕГУ Онлайн посетило на 13% больше пользователей, мы видим интерес к этому виду онлайн-площадок, и продолжим развивать ее дальше", - сообщили "Интерфаксу" в компании.

Предоставляют скидку арендаторам и ГК "Сокол" (владеет ТРК "Сокол" в Ростове-на-Дону и ТЦ "Сокол" в Новочеркасске). "Мы прекрасно понимаем, в какой тяжелейшей ситуации оказались наши партнеры. Подход - индивидуальный. Отсрочки по платежам составляют 3-6 месяцев. Скидки варьируются от 30 до 70%. Естественно, что максимальные преференции получают компании, которые были вынуждены остановить свою деятельность", - сказал президент ГК Арутюн Сурмалян.

Управляющая торговыми центрами "Россия" и "Панорама" в Черкесске Фатима Джазаева сообщила, что помимо приостановки взимания аренды для арендаторов, которые в период пандемии были вынуждены закрыться, в первые 6 месяцев после полного открытия торгового центра арендная плата будет начисляться со скидкой от 30% до 50%.

КРЕДИТЫ В ПОМОЩЬ

Резкое сокращение финансовых потоков заставило многих владельцев ТЦ обратиться в кредитные организации за реструктуризацией кредитов. Вместе с тем, по словам предпринимателей, пролонгация кредитов не решит проблему, а лишь отодвинет ее на более поздний срок.

"На нас висит инвестиционный кредит с 2009 года, который мы брали на масштабную реконструкцию центра. Мы его значительно уменьшили, но периодические кризисы не дают возможности полностью избавиться от него. Мы обратились в наш банк, где сейчас кредит, к другим банкам, но все идет очень медленно и сложно, мгновенного решения этой проблемы нет", - отмечает директор Ворошиловского торгового центра в Волгограде.

Президент ГК "Сокол" сообщил, что получил отсрочку по кредитам на 6 месяцев, в привлечении новых заимствований нет необходимости.

"С нашим банком-партнером (ВТ (MOEX: VTBR)Б) мы достаточно быстро нашли общий язык, договорились, что платежи по кредитным обязательствам с 2020 года будут перенесены. Это неплохая мера текущей поддержки, но проблему в целом она не решает. Банки не остановили начисление процентов, и платить, хоть и позже, все равно придется. Значит, в 2021 и 2022 годах бизнес будет нести двойную нагрузку. Поэтому мы обратились к региональным властям с предложением субсидировать процентную ставку по банковскому кредиту", - заявил директор "Инпром Эстейт" Игорь Коновалов.

КОГДА НАСТУПИТ ЗАВТРА?

Большинство руководителей торговых центров и экспертов отмечают, что не ждут скорого восстановления трафика и выручки. Достичь показателей докризисного уровня по оптимистичным прогнозам удастся лишь к концу 2020 года, по пессимистичным - это займет несколько лет. После карантина торговым центрам придется подстраиваться под новые условия работы.

"После снятия ограничений выручки первой недели составят 30% от докризисного аналогичного показателя. Далее этот процент будет расти в зависимости от ряда обстоятельств: темпов восстановления логистических цепочек, наличия у ретейлеров средств на закупку продукции, возможности обновления и пополнения ассортимента и прочего", - прогнозирует гендиректор "Инпром Эстейт" Игорь Коновалов.

"Дело не столько в объеме трафика, а в том, как скоро торговое предприятие сможет адаптироваться к новым условиям: повысит или не повысит цены, будет ли активно осуществлять рекламную и маркетинговую деятельность. Восстановление будет проходить тяжело и неравномерно по секторам: торговля, сфера услуг и сфера развлечений. Но то, что до конца этого года выручка не восстановится до кризисного периода, это точно. Возможно, это случится к лету следующего года", - сказал Коновалов.

В ГК "Сокол" уверены, что при благоприятном сценарии на восстановление понадобится от 6 месяцев до года.

"В стратегическом плане мы намерены кардинально переформатировать деятельность ТЦ за счет расширения линейки предоставляемых клиентских услуг. Именно они станут драйвером развития. Появятся новые сервисы и опции (в том числе, онлайн), развлекательный контент. Отдельное направление - создание эксклюзивного фуд-корта. Доля традиционной торговли будет постепенно снижаться в совокупном объеме услуг. Все это было запланировано задолго до последних событий. Пандемия лишь ускорила нашу работу", - отмечает президент ГК Арутюн Сурмалян.

Менее оптимистичный прогноз - у директора Ворошиловского торгового центра в Волгограде Надежды Васильевой.

"Мы думаем, что все-таки к Новому (2021 - ИФ) году более-менее 60% прежнего трафика закрепится. А восстановление, наверное, займет год, и вряд ли это все будет в том формате, что было раньше. Произошла трансформация покупателя, и мы будет подстраиваться под его новые требования и ценности", - подчеркнула Васильева.

В современных условиях ТЦ поменяют парадигму своего развития, считает гендиректор ТК "Горизонт", они станут в большей степени местом социального притяжения. "Изменится, прежде всего, пул операторов, потому что у многих брендов есть свой жизненный цикл и, к сожалению, та ситуация, которая произошла сегодня, могла в какой-то степени подкосить и обрушить его. Но вместе с тем появился ряд российских брендов со своей историей и целевой аудиторией, и которые готовы быть представлены в качественных ТЦ. Мы будем менять пул операторов, проводить ротацию, которая направлена на обновление, повышение качества нашего проекта с целью быть более интересными широкому кругу покупателей любого возраста, с разными возможностями и пристрастиям", - подытожил руководитель АО Дан Полонский.