Interfax-Russia.ru – Следователи возбудили сразу три уголовных дела в отношении красноярского подростка, планировавшего нападение на школу.
Сотрудники ФСБ РФ 16 апреля задержали 14-летнего подростка, планировавшего вооруженное нападение на школу в Красноярске. В его отношении возбуждено сразу три уголовных дела. Расследование ведут следователи Главного следственного управления СКР по Красноярскому краю и Республике Хакасия.
"Подросток подозревается в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 205 УК РФ (приготовление к террористическому акту), ст. 205.3 УК РФ (прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности) и ст. 223.1 УК РФ (незаконное изготовление взрывных устройств)", — уточнили в пресс-службе регионального управления ведомства.
По версии следствия, красноярский школьник задумал напасть на свою школу еще в январе. Осуществить свой замысел подросток планировал в апреле. До тех пор парень тщательно готовился к атаке.
"В сети Интернет подросток отыскал инструкции по изготовлению самодельных взрывных устройств, изучил конструкцию и изготовил их, спрятав в надворной постройке, принадлежащей его отцу", — уточнили в СУ СКР по региону.
Помимо этого, в ходе задержания оперативники обнаружили у школьника обрез охотничьего ружья 16 калибра и 19 патронов, которые он собирался использовать при нападении на учебное учреждение. Также у мальчика изъяли средства связи и личные дневники, содержащие информацию о планируемом преступлении.
"Следствием сейчас устанавливаются все обстоятельства произошедшего, причины и условия, способствовавшие совершению указанных преступлений", — добавили в пресс-службе Главного следственного управления СКР по Красноярскому краю и Республике Хакасия.
Как сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" информированный источник, юноша планировал совершить теракт в одной из школ Ленинского района Красноярска.
"Школа (на которую планировал напасть подросток — ИФ) — в Ленинском районе", — сказал собеседник агентства.
Позднее ФСБ России обнародовала видеозапись с задержания и части допроса подростка.
На видео подросток признает, что изъятые обрез и четыре предположительно взрывных устройства принадлежат ему, и он собирался их использовать для "расстрела школы". Задержанный также сообщил, что изначально он планировал нападение на 19-20 апреля, однако из-за перехода школы на дистанционный формат работы решил отложить теракт.
17 апреля Железнодорожный районный суд Красноярска арестован подростка.
"Следствие вышло с ходатайством в виде меры пресечения — "заключение под стражу". Суд, рассмотрев материалы дела, принял решение оставить подозреваемого под стражей на 2 месяца. До 17 июня 2020 года включительно", — говорится в релизе пресс-службы краевого суда.
Между тем, как полагает красноярский психолог Дмитрий Юрков, подросток мог готовить нападение на школу, просто желая отомстить кому-то из одноклассников или учителей. Эксперт предварительно проанализировал видеозапись, которую распространил информационный центр ФСБ России, с задержанием и частью допроса подростка, а также информацию о нем в СМИ.
"Косвенно можно определить, что молодой человек не уверен в себе, со сниженной самооценкой, очень вероятно, что имеются накопленные обиды. Не видно, что он агрессивен по психопатическому типу. Скорее агрессия носит контрофобный характер (для защиты от нападения — ИФ) с признаками психологического инфантилизма", — сказал он агентству "Интерфакс-Сибирь".
Он уточнил, что в основе планируемой атаки подростка может быть не буквальная агрессия, а потребность в безопасности, доведенная до предела.
"Надпись "Исход" на предположительно самодельных взрывных устройствах, которая была зафиксирована на видео при задержании подростка, может говорить о его позиции угнетенного и желании отомстить", — отметил Юрков.
А вот психолог круглосуточной службы "телефона доверия" для подростков в Красноярске Анна Иванова не исключает, что мальчика могли завербовать радикальные группировки.
"Если у родителей нет контакта с ребенком, они никак этого не заменят. Родители заняты работой, добыванием денег, а дети предоставлены сами себе. Здесь родители могут и не уследить, это первое. А второе — ребенок становится замкнутым, меньше о себе рассказывает, больше времени проводит вне дома или в интернете", — прокомментировала она ситуацию "Комсомольской правде".
В итоге, по ее словам, у ребенка сужается круг знакомых и интересов, он перестает общаться со сверстниками, забрасывает учебу.
"И все это происходит достаточно быстро, за короткий промежуток времени. Когда родители перестают уделять внимание ребенку, этим могут воспользоваться другие люди, чтобы манипулировать им. Подростки хотят быть самостоятельными, и в то же время им нужен кто-то направляющий, указывающий ему, что делать. И если это не родители заботятся об этом, то подросток ищет опору в ком-то другом. И кто-то этим пользуется", — резюмировала специалист.
Как сообщалось, в феврале двух подростков 14 и 15 лет, готовивших нападение на школу, арестовали в Саратове.
Из видеозаписи допроса подозреваемых, распространенной ЦОС ФСБ, следует, что нападение на учебное заведение планировалось в мае, по расчетам подростков, должно было погибнуть до 40 человек. Оружие для атаки (обрез) подростки хранили в тайнике на территории одного из заброшенных бомбоубежищ. Кроме того, при нападении подростки хотели использовать самодельные зажигательные смеси, инструкции по изготовлению которых нашли в интернете.
В отношении школьников следственное управление СКР по Саратовской области возбудило уголовное дело по ч.1 ст.30 и п. "а", "ж" ч.2 ст.105 УК РФ (приготовление к совершению группой лиц по предварительному сговору убийства двух и более лиц).