Новосибирск. 8 мая. ИНТЕРФАКС - Единственный в России летающий истребитель И-16, восстановленный авиареставраторами, пролетит над Новосибирском в День Победы, сообщил журналистам директор Сибирского НИИ авиации им.С.А.Чаплыгина (СибНИА), заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Барсук.
"Если все будет нормально, 9 мая он в сопровождении ремоторизированного самолета Ан-2 "Легенда-570" должен пролететь во время парада", - сказал летчик.
Накануне Барсук пилотировал И-16, было выполнено несколько виражей и проходов, отработаны взлеты и посадка.
"Все восстановлено по тем технологиям, которые были в 1939 году, двигатель был М-62, стал АШ-62, который отличается только редуктором, но это несущественные различия. С точки зрения техники пилотирования это точно такой же самолет. Понятно, что старых деталей там - ручка (управления самолетом - ИФ), педали, рычаг управления двигателем. Фактически, это вновь изготовленный самолет", - сказал он.
В СибНИА проводились испытания самолета для получения сертификата летной годности, уточнил он.
"В мире их (И-16 - ИФ) всего три штуки летающих, один у нас, один, по-моему, в Америке, один где-то в Испании", - сказал он.
Барсук уточнил, что ранее этот И-16 летал, в частности, на 100-летии ВВС, в Новосибирске в предыдущие годы в День Победы в воздух поднимались восстановленные МиГ-3, Ил-2.
Он отметил, что самолет И-16 достаточно сложен в пилотировании, в частности, из-за склонности сваливаться в штопор на малой высоте, что приводит к сложностям при посадке.
И-16 был разработан в конструкторском бюро Николая Поликарпова в 1933 году, к началу Великой Отечественной войны он стал самым массовым советским истребителем - с 1934 по 1942 было изготовлено 10 тыс. 292 самолетов И-16 (вместе с учебно-тренировочными вариантами УТИ-4).
Фрагменты самолета, который впоследствии был восстановлен, обнаружили участники проекта "Крылатая память Победы" в июне 1992 года в Карелии, в 2 км северо-западнее озера Коккоярви и в 38 км юго-западнее города Костомукша. Предположительно, истребитель И-16 состоял на вооружении в базирующемся в этом районе 155 истребительном авиаполку и совершил вынужденную посадку летом 1941 года.
Изготовление и восстановление элементов конструкции самолета провели Новосибирский авиационный завод им.В.П.Чкалова и компания "Авиареставрация". В СибНИА прошла окончательная сборка, наземные и летные испытания истребителя И-16.