Кемерово. 28 декабря. ИНТЕРФАКС - Арбитражный суд Москвы удовлетворил заявление ООО "Эколайн" (ж/д оператор) и взыскал с ООО "Железнодорожные активы" (ЖДА) 800 млн рублей штрафа за нарушение договора аренды вагонов, сообщается в материалах дела.
Суд также удовлетворил требование "Эколайна" о расторжении данного договора.
Согласно материалам дела, "Эколайн" арендовал у ЖДА 2,306 тыс. грузовых вагонов, что было зафиксировано договором от 1 января 2019 года, заключенным на срок до 31 декабря 2023 года. При этом, согласно условиям договора, он не мог быть расторгнут в одностороннем уведомительном внесудебном порядке.
Вместе с тем ЖДА в августе 2019 года направили "Эколайну" "одностороннее уведомление об отказе от исполнения договора". По данным Федерального агентства железнодорожного транспорта (ФАЖТ), в отношении почти 1,5 тыс. вагонов "признак аренды (был - ИФ) восстановлен" почти сразу - в августе, в отношении оставшихся почти 800 вагонов восстановления не произошло, при этом 797 из них были переданы в аренду третьим лицам.
Согласно материалам дела, "Эколайн" согласия на прекращение аренды по спорным вагонам не давал. "Ответчиком спорные вагоны были изъяты незаконно, в нарушение принятых на себя обязательств в рамках договора аренды, что повлекло значительный ущерб для истца", - приводится в материалах позиция "Эколайн".
В материалах также отмечается, что "Эколайн" "неоднократно" обращался с запросами и жалобами в ФАЖТ, "Сбербанк Лизинг" и ПАО "ГТЛК" с просьбой восстановить аренду вагонов и предоставить документы, на основании которых она была прекращена, "поскольку такой документ у ООО "Эколайн" отсутствовал". Это свидетельствует об отсутствии волеизъявления истца на прекращение аренды спорных вагонов, говорится в материалах дела.
Кроме того "на момент подписания спорных актов (. . .) большая часть вагонов находилась в пути следования по различным направлениям, (. . .) следовательно, вывод указанных вагонов из аренды представлялся невозможным".
В свою очередь ЖДА настаивали на правомерности своих действий и ссылались, в частности, на то, что представитель "Эколайна" по доверенности Александр Ефимов подписал акты вывода вагонов, необходимые для прекращения аренды. Вместе с тем "Эколайн" заявил, что не выдавал доверенностей Ефимову, и данный специалист в штате не значится, что подтвердили также налоговый орган и ПФР. Кроме того, согласно материалам дела, "имеющиеся копии актов приема-передачи вагонов не содержат печатей обществ (ни "Эколайна", ни ЖДА - ИФ)".
Как сообщается на официальном сайте коллегии адвокатов "Регионсервис" (представляла в суде интересы "Эколайна"), "арендодатель в течение продолжительного времени не исполнял обязанность по содержанию подвижного состава в технически исправном состоянии". В результате арендатор на протяжении нескольких месяцев был лишен возможности эксплуатировать 920 вагонов в связи с нарушением арендодателем обязательств по ремонту переданного в пользование имущества.
Суд пришел к выводу, что "ответчиком незаконно были совершены действия по прекращению признака аренды и изъятию в отношении переданных по договору аренды грузовых вагонов, существенным образом нарушая порядок вывода вагонов из аренды".
"Со стороны арендодателя допущено существенное нарушение основного обязательства по предоставлению имущества в пользование арендатору", - отмечает "Регионсервис", уточняя, что "акт технического осмотра выведенных вагонов не составлялся, инструкции с указанием станций вывода вагонов из аренды не направлялись".
Согласно материалам дела, изначально "Эколайн" настаивал на взыскании штрафа в размере 1,1 млрд рублей, в том числе, более 700 млн рублей - убытки от выведенных из аренды почти 800 вагонов, еще 187 млн - недополученный доход из-за отсутствия возможности эксплуатировать часть подвижного из-за нарушения ЖДА "обязательств предоставления реквизитов для направления вагонов в ремонт". Вместе с тем суд счел заявленную истцом сумму "явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства" и уменьшил ее до 800 млн рублей.
Вместе с тем, как подчеркнула руководитель практики международного арбитража и трансграничных споров "Регионсервиса" Мария Любимова, "взыскание договорного штрафа в столь значительном размере редко встречается в судебной практике". "Обычно подобные заявления удовлетворяются в размере кратно меньшем требованию истца. В данном случае суд хотя и применил статью о снижении штрафа, но взысканная сумма все равно осталась существенной", - отметила она.
Согласно официальному сайту ООО "Эколайн", ж/д оператор осуществляет перевозку лесоматериалов и зерновых грузов по всей сети железных дорог России, Балтии, СНГ и Китая. Оператор управляет более 5 тыс. вагонов, в том числе 2,5 тыс. хопперами-зерновозами и 2,9 тыс. лесовозных платформ.