Новосибирск. 26 сентября. ИНТЕРФАКС - Сотрудники Института геологии и минералогии им. В. С. Соболева СО РАН изучили элементный состав чердачной пыли сельских домов на юге Западной Сибири и выяснили, что она служит надежным индикатором техногенных и антропогенных загрязнений, сообщает издание СО РАН "Наука в Сибири".
Сотрудники лаборатории геохимии радиоактивных элементов и экогеохимии ИГМ СО РАН решили изучить, какой вклад в формирование геохимического состава чердачной пыли юга Западной Сибири вносят различные факторы: почвенный покров, пожары, техногенная деятельность.
"Кроме того, ученых интересовало, как на атмосферных выпадениях этой территории отразились 468 взрывов, произведенных во время испытания ядерных устройств на Семипалатинском полигоне в 1951-1963 годах", - говорится в сообщении.
Исследователи рассчитали трансект (поперечный разрез через участок местности) через центральные районы Новосибирской области и Алтайского края и изучали пыль с чердаков сельских домов, расположенных на этом трансекте.
Маршрут был проложен перпендикулярно господствующей в то время розе ветров - она тогда имела преимущественно юго-западное направление.
Полевые исследования проводились еще в 1996-1997 годах, для изучения выбирались минимально посещаемые чердаки (в некоторых из них они обнаруживали пятисантиметровые слои пыли). Во-вторых, чердак должен был претерпевать минимум разрушений или вторжений извне.
Всего получилось взять 48 проб в 44 точках отбора, материал анализировался в Аналитическом центре многоэлементных и изотопных исследований СО РАН с помощью атомной абсорбции и нейтронно-активационного анализа.
В 2006 году ушел из жизни инициатор исследования Всеволод Гавшин, и исследования чердачной пыли довели до логического завершения его коллеги - ученые ИГМ СО РАН Владислав Бобров и Борис Щербов, обработать и опубликовать полученные результаты получилось только в последние годы.
Изучение радиоактивных элементов позволило ученым четко выделить временной интервал, связанный с ядерными испытаниями.
Им удалось показать, что цезий-137 выпадал не только непосредственно в период ядерных испытаний, но и в течение 20-30 лет после их окончания. Это связано с тем, что в воздух поднимались верхние горизонты почв, которые в свое время были загрязнены цезием-137, и происходило его вторичное перераспределение.
Изучая чердачную пыль, ученым удалось выделить группу элементов, которая распространена повсеместно.
В Новосибирской области в районе Куйбышева фиксировались повышенные содержания кадмия, свинца, меди, цинка, марганца, хрома, никеля, кобальта, стронция, сурьмы и кальция. В Алтайском крае самыми загрязненными оказались районы Рубцовска и Колывани - там помимо предприятий свой вклад внесли горнодобывающие производства.
В пыли из некоторых квартир Академгородка (которые исследовались для сравнения) содержание кадмия было сопоставимо с химическими лабораториями. Возможно, это связано с тем, что при изготовлении ковров использовались в том числе кадмиевые составляющие.
Кроме того, когда в 2011 году произошла авария на Фукусиме, сотрудники ИГМ СО РАН взяли пробы снега в новосибирском Академгородке и нашли в нем полный спектр элементов, выброшенных при взрыве.
Отмечается, что исследования чердачной пыли можно использовать для экологической оценки наряду с изучением торфяных залежей и донных отложений.