В производстве Восточного межрегионального следственного управления на транспорте СК России, охватывающего территорию от Омской области на западе до Сахалина, Чукотки и Камчатки на Дальнем Востоке, находится значительное число резонансных уголовных дел, в том числе о крушении Ан-24 в Амурской области. О ходе их расследования, а также о ситуации с безопасностью на транспортной инфраструктуре "Интерфаксу" рассказал руководитель управления Алексей Александров.

- Алексей Анатольевич, что к настоящему времени можно сказать о расследовании дела по факту крушения Ан-24 в Амурской области?
- Следствием рассматриваются две основные версии произошедшего: техническая неисправность воздушного судна и нарушение правил пилотирования.
События развивались следующим образом: в Тындинский следственный отдел на транспорте следственного управления от оперативного дежурного МТУ Ространснадзора по Дальневосточному федеральному округу 24 июля поступило сообщение о потере связи с экипажем воздушного судна АН-24РВ (регистрационный номер RA-47315) в Амурской области. В этот же день по данному факту в Тындинском следственном отделе на транспорте возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ).
Установлено, что 24 июля 2025 года около 11:20 по местному времени в Амурской области пассажирский самолет АН-24РВ, принадлежащий АО "Авиакомпания "Ангара" и выполнявший рейс "Хабаровск - Благовещенск - Тында", с 42 пассажирами (из них семь детей) и шестью членами экипажа на борту вылетел из аэропорта в Благовещенске и взял курс на Тынду, но в пункт назначения не прибыл, пропав с радаров в 15 км от контрольной точки аэродрома Тында. На вызовы диспетчера экипаж воздушного судна не выходил. На поиски самолета из аэропорта Нерюнгри вылетел вертолет Ми-8Т со спасателями. На склоне горы был обнаружен горящий фюзеляж воздушного судна, обломки элементов самолета, человеческие останки.
Что касается метеоусловий - могу отметить слабый ветер (3м/с), температуру 17 градусов, слабый ливневый дождь, кучево-дождевая облачность на 210 футов, значительная – на 600 футов, препятствия закрыты.
На месте происшествия изъяты бортовые самописцы, обнаружены и извлечены из-под обломков 19 тел погибших, кроме того, фрагменты тел со следами термического воздействия.
В настоящее время завершен осмотр места происшествия, тела и фрагменты погибших эвакуированы в Тынду Амурской области, произведен их осмотр, отбор образцов для генетического исследования, также изъяты для исследования отдельные элементы воздушного судна, в том числе двигатели.
Проводится работа с потерпевшими. Допрашиваются свидетели. Назначены химические, медицинские, молекулярно-генетические и летно-техническая судебные экспертизы.
Уголовное дело находится в производстве третьего отдела по расследованию особо важных дел (с дислокацией в Хабаровске) следственного управления, работает следственная группа из числа наиболее опытных следователей и следователей-криминалистов.
- Как в целом Вы оцениваете минувший год в плане авиапроисшествий? Есть ли еще резонансные дела, расследование которых завершается или уже завершено?
- За текущий период 2025 года на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в следственных подразделениях следственного управления зарегистрировано 101 сообщение об авиационных происшествия (годом ранее - 86), из них по семи возбуждены уголовные дела (за аналогичный период прошлого года – пять): пять дел - по факту серьезных авиационных инцидентов без человеческих жертв (в 2024 году - три). Два дела возбуждено по факту авиационных происшествий, в результате которых погибло 53 человека.
В течение всего 2024 года на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в следственных подразделениях следственного управления зарегистрировано 179 сообщений об авиационных происшествиях (в 2023 году - 176), из них по 18 возбуждены уголовные дела (в 2023 году - 14). Из общего числа возбужденных дел семь возбуждены по фактам авиакатастроф (годом ранее - четыре), в ходе которых погибли 38 человек (в 2023 году – 11), 11 по фактам серьезных авиационных инцидентов без человеческих жертв против 10 в 2023 году.
Наиболее резонансным авиапроисшествием текущего года является авиакатастрофа с воздушным судном Ан-24 авиакомпании "Ангара", о котором я уже сказал ранее.
В 2024 году наибольший резонанс вызвала авиакатастрофа с воздушным судном Ми-8 авиакомпании "Витязь-Аэро", произошедшая 31 августа 2024 года на территории Камчатского края, в результате которой погибли 22 человека (три члена экипажа и 19 пассажиров).
К слову, это не первая авиакатастрофа с вертолетом указанной авиакомпании: 12 августа 2021 года в результате авиакатастрофы с другим вертолетом Ми-8, произошедшей также в Камчатском крае, погибли командир воздушного судна и 7 пассажиров, включая одного ребенка.
Наиболее резонансным авиапроисшествием, произошедшем в 2023 году, расследование которого продолжается, явилась авиакатастрофа с вертолетом Ми-8 авиакомпании "Алтай-Авиа 27 июля 2023 года в Республике Алтай, в результате которой погибли шесть пассажиров.
Уголовные дела находятся в производстве, продолжается предварительное следствие.
- Большой резонанс вызвало и крушение Ми-8 в Хабаровском крае в середине июля. Какие версии можно считать приоритетными?
- В ходе расследования проверяются все версии произошедшего, в том числе ошибка пилотирования, техническая неисправность воздушного судна, отказ летного оборудования, проверяется наличие нарушений в действиях наземных служб в части предоставления метеоинформации, также исследуется состояние здоровья экипажа перед вылетом.
- В какой стадии расследование уголовного дела по аварийной посадке самолета "Уральских авиалиний" в поле в Новосибирской области?
- Первый отдел по расследованию особо важных дел следственного управления продолжает расследование уголовного дела по факту аварийной посадки самолета Airbus A320-214, RA‑73805 в Новосибирской области. Установлено, что утром 12 сентября 2023 года воздушное судно Airbus A320-214, принадлежащее ОАО АК "Уральские авиалинии" со 161 пассажиром и 6 членами экипажа на борту из-за неосторожных действий командира воздушного судна и допущенных им нарушений правил движения и эксплуатации воздушного транспорта, совершило аварийную посадку в поле в районе села Убинское Убинского района Новосибирской области, в следствие чего самолет получил значительные повреждения. К счастью, погибших не было.
В рамках расследования проведен комплекс судебных экспертиз, расследование Западно-Сибирского МТУ Росавиации.
- Завершено ли расследование уголовного дела по факту крушения самолета СУ-30 в 2022 году в Иркутске? К каким выводам о причинах происшествия пришли эксперты?
- Это уголовное дело находится в производстве, шестерым работникам Иркутского авиационного завода - филиала ПАО "Корпорация Иркут" предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ст. 286 (превышение должностных полномочий) и ст. 293 УК РФ (халатность).
Длительный срок расследования обусловлен особой сложностью уголовного дела, многочисленным допросом свидетелей в различных регионах страны и проведению широчайшего комплекса сложных экспертиз. Согласно выводам летно-технической судебной экспертизы, непосредственной причиной авиационной катастрофы явилась полная потеря работоспособности экипажа самолета, вызванная гипоксией летчиков из-за дыхания азотом, который начал поступать из бортовой кислородной системы самолета.
- Какова ситуация с обеспечением безопасности на других видах транспорта – железнодорожном и водном? Растет ли число происшествий, возбужденных и расследуемых уголовных дел?
- Основным видом происшествий на объектах железнодорожного транспорта является непроизводственный травматизм граждан – с начала текущего года зафиксировано 265 происшествий, что на 15,61% меньше, чем годом ранее.
Если смотреть в целом, за 2024 год произошло 648 происшествий на объектах железнодорожного транспорта (снижение на 3,14%).
Всего в 2024 году в следственном управлении зарегистрировано 374 сообщения о травмировании граждан на объектах железнодорожного транспорта (в 2023 году - 318, увеличение на 17,61%), из них со смертельным исходом - 241 (рост на 21,79%).
Хотелось бы отметить, что из общего числа травмированных (306 человек, на 14 человек меньше, чем в 2023 году) по причине использования наушников (гарнитур) в 2024 году погибли 29 лиц против 14 годом ранее, в том числе трое несовершеннолетних.
В большинстве случаев причинами травмирований стали неосторожные действия самих пострадавших, поэтому уголовные дела по данным фактам не возбуждались. Потенциально опасные участки определены на всех железных дорогах в зоне ответственности следственного управления, ведется целенаправленная работа с РЖД и органами власти регионов по снижению травматизма.
В качестве примера приведу дело, возбужденное Красноярским следственным отделом на транспорте Восточного МСУТ СК России по ч. 3 ст. 263 УК РФ. По версии следствия, вечером 16 мая 2025 года на железнодорожной станции Канск-Енисейский Красноярской железной дороги в черте г. Канска Красноярского края двое несовершеннолетних в нарушение требований безопасности нахождения на объектах железнодорожного транспорта поднялись на подвижной состав, где получили травмы электрическим током от контактной сети. В результате произошедшего несовершеннолетние скончались.
На водном транспорте в 2024 году зарегистрировано 164 сообщения о происшествиях (увеличение на 14,7%).
За первое полугодие 2025 года в следственных подразделениях следственного управления зарегистрировано 59 сообщений на объектах водного транспорта (увеличение на 13,46%), по 14 приняты решения о возбуждении уголовных дела (снижение на 17,65%). В результате происшествий на объектах водного транспорта погибли 19 человек, из которых один несовершеннолетний.
Таким образом, уровень преступности на водном и железнодорожном транспорте в целом сохраняется на одном уровне.
Ситуация с обеспечением безопасности на водном и железнодорожном транспорте постоянно анализируется следственным управлением, устанавливаются причины происшествий. На водном транспорте ситуация в целом благополучная, если не брать во внимание наиболее вопиющие единичные случаи нарушений требований транспортной безопасности, по которым возбуждались уголовные дела, судовладельцами обеспечиваются необходимые безопасные условия для перевозки пассажиров.
Сложнее обстоят дела на железнодорожном транспорте. При анализе травмоопасных участков железной дороги установлено, что во всех случаях непосредственной причиной травмирования граждан явилась их невнимательность при нахождении на объектах железной дороги, личная неосторожность при переходе путей, в том числе в запрещенных местах. Факты травмирования граждан вследствие явных недостатков, неразвитости транспортной инфраструктуры отсутствуют.
Большое число травмированных лиц, как несовершеннолетних, так и взрослых, на объектах железнодорожного транспорта свидетельствует об отсутствии у людей чувства опасности при нахождении вблизи железной дороги, устойчивых навыков поведения на объектах железнодорожной инфраструктуры, элементарных знаний о травмоопасности не только движущегося подвижного состава, но и отдельно стоящих на рельсах вагонов, конструкций и сооружений, обеспечивающих движение подвижного состава.
Наиболее часто травмируются жители крупных городов, где железная дорога пересекает их на две части, на которых расположены жилые массивы и жизненно важные объекты социального назначения и организации, в связи с чем передвижение граждан связано с ежедневным пересечением путей.
В особую группу риска попадают учащиеся учебных учреждений и граждане, посещающие садоводческие товарищества, расположенные вблизи железной дороги.
- Насколько изменилась в текущем году ситуация с поджогами объектов на железнодорожной инфраструктуре, много ли таких фактов зарегистрировано? Все ли фигуранты уголовных дел направлялись с Украины?
- Анализ показывает, что наблюдается активизация диверсионной и террористической деятельности за последние годы. Значительная часть преступлений совершается с участием несовершеннолетних лиц, что требует особого внимания со стороны правоохранительных органов.
С 2023 года по настоящее время наблюдается незначительный рост указанных преступлений.
По находящимся в производстве уголовным делам фигуранты не направлялись с Украины, были лишь факты склонения и вовлечения лиц в совершение указанной категории преступлений так называемых "кураторов", находящихся на территории Украины.
Хотелось бы в очередной раз предупредить граждан о безопасном использовании информационно-телекоммуникационных сетей, включая социальные, где достаточно много вредного контента и широка вероятность вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. Напоминаю, что за совершение преступлений террористической направленности предусмотрено уголовное наказание сроком от 10 до 20 лет лишения свободы.
Как показала статистика, зачастую несовершеннолетние лица, совершающие указанные преступления, воспитываются в полных и вполне благополучных семьях, где оба родителя работают и имеют достойный доход, но при этом дети ввиду большого количества свободного времени или в целях получить личный доход и лишний раз не просить деньги у родителей, находят в интернете объявления, по которым им поручают совершать диверсии и террористические акты на объектах транспортной инфраструктуры, обещав при этом заработок. Родителям необходимо обратить внимание на эту проблему и больше времени уделять на воспитание своих детей.
- Какие результаты достигнуты в расследовании коррупционных преступлений?
- В первом полугодии 2025 года в следственное управление поступило 538 сообщений о преступлениях коррупционной направленности, что на 1,89% больше показателей прошлого года, возбуждено 290 уголовных дел.
Всего за первое полугодие 2025 года в производстве следователей управления находилось 442 уголовных дела коррупционной направленности, из которых 153 направлены в суд, 7 прекращено.
К примеру, Забайкальским следственным отделом на транспорте продолжается расследование уголовного дела в отношении руководства и должностных лиц Центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю, которые, действуя группой лиц по предварительному сговору, получали от граждан взятки за оказание последним содействия в положительной сдаче теоретической части аттестации на право управления маломерным судном.
Аналогичное дело расследуется в отношении должностных лиц Центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Новосибирской области
Приморским следственным отделом на транспорте направлено в суд уголовное дело по обвинению 14 должностных лиц Дальневосточного филиала Российского морского регистра судоходства в совершении более 50 преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ, по факту получения взяток за освидетельствование морских судов. Установлено, что должностные лица, в обязанности которых входило выполнение всех видов классификационных и конвенционных освидетельствований судов и плавучих сооружений в эксплуатации, включая освидетельствование судов с классом, с оформлением необходимых документов, систематически получали организованной группой взятки в виде денег от представителей организаций за совершение как законных, так и незаконных действий в их пользу в виде успешного проведения освидетельствований судов и плавучих сооружений. Общая сумма взяток составила более 11 млн руб. В ходе следствия следователем наложен арест на денежные средства в размере 2,5 млн руб., 3 автомобиля рыночной стоимостью 2,8 млн руб., жилые и нежилые помещения рыночной стоимостью 3,9 млн руб.
- За последние несколько лет, скажем так, существенно изменились направления экспорта и импорта различных товаров в РФ, как это повлияло на уровень преступности, например в лесной отрасли, в обороте биоресурсов (если говорить о Дальнем Востоке)?
- Количество расследованных следственным управлением преступлений в сфере незаконного оборота биоресурсов и контрабанды леса с территории Дальнего Востока за рубеж сохраняется на прежнем уровне, роста не наблюдается.
Анализ уголовных дел данной категории, расследованных в 2024-2025 годах следственными подразделениями следственного управления, дислоцированными на территории Дальнего Востока, показал, что преимущественно злоумышленники вывозят древесину в Китай из приграничных регионов Дальневосточного федерального округа, как правило, в организованной форме и с участием иностранных граждан.
Так, в текущем году третьим отделом по расследованию особо важных дел следственного управления направлено в суд уголовное дело по обвинению гражданина КНР. Он, являясь представителем ООО "Суйфэньхэская торгово-экономическая компания "Хэван", в мае-августе 2022 года с двумя гражданами РФ незаконно переместил из РФ в КНР через таможенную границу ЕАЭС стратегически важные ресурсы – лесоматериалы (пиловочник березы) объемом не менее 592,16 куб. м стоимостью более 3 млн руб.
Также в текущем году завершено расследование уголовного дела в отношении гражданки Центральной Азии. Она обвиняется по ч. 1 ст. 210 УК РФ (создание преступного сообщества), ч. 3 ст. 191.1 УК РФ (приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины) и в совершении трех эпизодов преступлений по ч. 3 ст. 226.1 (контрабанда). В ходе расследования установлено, что с января 2016 года по май 2018 года женщина, осуществляя руководство преступной группой, в состав которой входили еще один гражданин КНР и два жителя Приморского края, объединившись в преступное сообщество, приобретали стратегически важные ресурсы - дуб монгольский, на который отсутствовали документы, подтверждающие законность нахождения данной древесины в торговом обороте РФ. С целью создания видимости законности сделок они изготовили поддельные документы о приобретении древесины компаниями, которые им были подконтрольны.
Впоследствии в целях личного обогащения, путем недостоверного декларирования товаров и используя грузовой автомобиль, фигуранты попытались незаконно вывезти пиломатериалы дуба монгольского в Китай на сумму более 450 млн руб.
Противоправные действия участников преступного сообщества были пресечены сотрудниками правоохранительных органов в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. Транспортное средство с грузом было задержано. Следователями собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд. В отношении остальных участников преступного сообщества расследование уголовных дел завершено, и они осуждены судом.
Следственным управлением продолжается работа по выявлению и расследованию преступлений в сфере незаконного оборота водных биологических ресурсов.
Ярким примером успешного и оперативного расследования данной категории преступлений является уголовное дело по обвинению директора коммерческой организации в контрабанде краба-стригуна в Республику Корея в 2021 году из Приморского края. Стоимость перемещенных водных биологических ресурсов составила более 51 млн рублей.
Расследование завершено в кратчайший срок (11 суток), уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу.