Сибирь / Эксклюзив 30 октября 2020 г. 16:10

Министр транспорта Красноярского края Константин Димитров:

"В этом году мы сделали больше, чем в прошлом"

Развитие транспортной инфраструктуры Красноярского края и состояние сети автомобильных дорог определяет будущее многих инвестиционных проектов региона. О результатах кампании по ремонту дорог, а также о ходе строительства Высокогорского моста и реконструкции аэропорта "Алыкель" в интервью "Интерфаксу" рассказал министр транспорта Красноярского края Константин Димитров.

"В этом году мы сделали больше, чем в прошлом"
Фото предоставлено пресс-службой Минтранса Красноярского края

- Константин Николаевич, каковы предварительные итоги дорожной кампании 2020 года? Все ли планы удалось осуществить?

- Всего в этом году в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" будет отремонтировано 122 объекта общей протяженностью около 350 километров (объем финансирования ремонтной кампании в 2020 году - 5,7 млрд рублей). Для сравнения, 2019-м было отремонтировано 300 километров дорог. Таким образом, в этом году мы сделали больше.

В этом сезоне, в основном, подрядчики укладываются в срок, на большинстве объектов работы близятся к завершению. Но без исключений не обошлось: в середине сентября я был в Партизанском районе, к тому моменту подрядчик там едва приступил к работам. Ну, и улица Марковского (Красноярск) доставила нам немало хлопот. Ремонт, который там требовался, можно было сделать за месяц, но подрядчики затянули работы на все лето.

В столице края нам удалось увеличить вдвое план ремонта дорог. Изначально планировалось отремонтировать участки на 9 улицах, дополнительное финансирование нацпроекта позволило расширить список до 18. На 11 дорогах работы уже завершены, на оставшихся - продолжатся примерно до конца ноября.

Один из самых важных объектов этого сезона - обход Красноярска в Емельяновском районе, реконструкция которого продолжается с октября 2019 года. Сразу после сдачи объекта появится возможность, наконец, "расшить" на этом участке пробки, запустив движение в четыре полосы, вместо двух, как было ранее.

Благодаря расширению проезжей части, мы рассчитываем на значительное снижение загруженности этого участка. Для понимания: интенсивность движения до реконструкции составляла более 22 тыс. автомобилей в сутки. Там часто скапливались пробки из автомобилей, следующих из Емельяновского района в сторону микрорайона Северного и обратно. Предполагается, что после реконструкции максимальная пропускная способность участка превысит 179 тыс. автомобилей в сутки.

Обход Красноярска в Емельяновском районе выделяется не только по объему работ (кроме обновления дорожного полотна, систем освещения, ливневой канализации, ограждений и разметки в рамках реконструкции построен новый мост через р. Кача, разобрана другая уже существующая переправа), но и по применяемым технологиям.

- Вы имеете в виду применение отходов Ачинского глиноземного комбината в строительстве?

- В том числе. Ранее мы уже использовали нефелиновый шлам в основании дорожного покрытия - в прошлом году, при реконструкции проспекта Котельникова в Солонцах. Этот медленно твердеющий вяжущий материал повышает прочность слоев дорожной одежды и хорошо переносит повышенные нагрузки.

Также, для снижения риска образования колеи, мы используем стеклосетку - ячеистую структуру из стекловолоконных нитей, пропитанных битумом. На дорогах, где используется такая технология, в процессе эксплуатации появляется меньше трещин.

Плюс, на объекте обустроена автоматическая система управления наружным освещением и инфраструктура для многоступенчатой очистки воды, собираемой с проезжей части. Последняя позволяет очищать воду от нефтепродуктов и песка, обеззараживать ультрафиолетом и сбрасывать в Качу.

- Как скоро на этом участке снимут ограничения движения?

-  По контракту срок работ на Обходе Красноярска - до конца ноября.

- Возвращаясь к теме интенсивности движения... Один из показателей нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" - сокращение протяженности региональных дорог, работающих в режиме перегрузки. Много ли таких дорог в Красноярском крае?

- В основном, это дороги с интенсивностью движения более 1 тысячи автомобилей в сутки, с большим потоком грузоперевозок и регулярным автобусным сообщением. В текущем году на нескольких таких участках проведен ремонт. Например, на "дублере" федеральной трассы Р257 "Енисей" - автодороге "Саяны" (Манский район), по которой в сутки проезжает около 3 тысяч автомобилей. Еще интенсивнее - до 5 тысяч автомобилей - движение на участках дорог Енисейск - Пировское (Пировский район), Минусинск - Городок - Беллык (Минусинский район), Ачинск - Ужур - Троицкое (Ачинский и Назаровский районы).

- А какие еще инновационные решения применяются в Красноярском крае при ремонте дорог?

- Одна из наиболее оптимальных технологий для нашего климата - добавление в битум полимербетона вяжущего. Он устойчив в нашем широком диапазоне температур - зимой имеет более эластичную структуру, а летом не плавится, сохраняет слои покрытия. Но цена асфальта с добавлением этого полимера существенно выше, поэтому технология применяется выборочно, на особо интенсивных участках.

               Еще применяем ленту для стыка двух полос. Обычно же как при работах: стелим одну полосу, по ней запускаем движение и тянем вторую полосу. К моменту укладки второй полосы первая уже холодная - так добиться сживления слоев полос невозможно. Из-за этого разрушение дороги обычно идет по стыку. Лента, как и использование разогревателя швов при стыковании, помогает избежать такого исхода.

               Активнее используем щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) - более устойчивый к колееобразованию из-за большого количества щебня и низкого уровня вкрапления мелких частиц песка.

               Вообще, разных прогрессивных технологических решений много, мы с подрядчиками постоянно их испытываем на практике. Не везде, ведь перед нами всегда стоит выбор: перекрыть побольше аварийных участков или сделать один - по новым технологиям - так, чтобы он служил дольше.

- Повлияла ли пандемия коронавируса на ход дорожных работ в крае?

- Не так существенно, как на другие подопечные министерству отрасли. Путем грамотного управления подрядчиками, усиленной работы заказчиков всех уровней удалось сократить проблемные вопросы до минимума. Единственный момент: из-за закрытых границ в начале пандемии некоторым дорожникам не хватало рабочей силы. Дело в том, что большинство квалифицированных специалистов, которые работали в городе - граждане соседних стран. В новых условиях укомплектовать штат в должной мере успели не все. Поэтому, например, компания "ПромСтрой" выиграла практически половину тендеров на проведение ремонта дорог в Красноярске.

- Какие планы по ремонту дорог министерство строит на 2021 год? Вырастут ли объемы дорожного ремонта и строительства?

- Бюджет еще формируется, однако примерные объемы финансирования нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" уже намечены. В будущем году мы намерены отремонтировать, порядка 78 объектов, в том числе в Красноярске, это около 200 км.

У нас есть часть "переходящих" на следующий год объектов, работы по которым начались в этом году. Это дороги Пировское - Комаровка, Старая Еловка - Мендельский, Большой Контат - Предивинск, Канск - Абан - Богучаны.

Два объекта мы реализуем в рамках государственно-частного партнерства. Первый - дорога Епишино - Северо-Енисейский. По соглашению с ОАО "Полюс - Золото", мы поэтапно реконструируем автомобильную дорогу, а компания гарантирует краю выплату определенного уровня налогов. Почти 1 миллиард рублей каждый год мы вкладываем в эту дорогу. Но понимаем, что она дает нам серьезный прирост в количестве бюджетных поступлений в виде налога на прибыль лучшего предприятия в стране по добыче золота. Это пример взаимовыгодного государственно-частного партнерства, особенно учитывая, что дорога - единственный путь, не считая авиации, который связывает северные районы края с Красноярском.

Второй объект, реализуемый в рамках ГЧП - дорога Балахта - Виленка, по соглашению с "Сибуглем". Финансирование работ делим пополам: 50% от компании, еще 50% - из бюджета. Ранее там построили мост, за сезоны 2020 и 2021 года мы должны привести в порядок всю дорогу. Некоторые участки требуют капитального ремонта, некоторые - восстановления покрытия.

Стоит отметить, что предприятие социально значимое для Балахтинского района, оно дает работу целому большому поселку. Жители еще трех крупных населенных пунктов также используют эту дорогу.

Что касается объема работ - думаю, запланированные до 2024 года объемы работ придется "уплотнять" в графике. К слову, Красноярский край уже столкнулся с таким уплотнением: 1,5 млрд рублей, изначально запланированных на 2021 год, были перераспределены для освоения в 2020-м.

К тому же, в регионе действительно много дорог, которые нуждаются в ремонте. Это непрерывный процесс - пока мы ремонтируем одни дороги, другие приходят в негодность. Поэтому даже после 2023 года, проделав огромную работу в рамках нацпроекта, мы не решим всех проблем с плохими дорогами.

- Один из самых амбициозных проектов на ближайшие годы - Высокогорский мост на севере Красноярского края. Недавно вы на своей странице в инстаграме, ссылаясь на подрядчика, писали о возможном сокращении сроков ввода этого моста. Почему "Мостострой-11" так позитивно настроен?

- В большой степени амбиции подрядчика по поводу опережения сроков связаны с перераспределением бюджетных средств, которого нам удалось добиться в этом году. Изначально финансирование объекта предполагало выделение в 2020 году 100 млн рублей из краевого бюджета. Но нам (Министерству транспорта Красноярского края - ИФ) удалось договориться с Федеральным дорожным агентством о перераспределении средств федерального бюджета с 2022 на текущий год в объеме 667,8 млн рублей (предельная стоимость объекта на все время строительства - 8,3 млрд рублей - ИФ). Это и позволило нам начать подготовительные работы раньше, заказать металлоконструкции.

- Что на данный момент уже сделано по проекту?

- Подрядчики готовят площадки для опор N9 и N10, формируют площадку для сооружения опоры N9, обустраивают строительный городок и технические проезды, оборудуют склад для хранения конструкций и проверяют несущую способность грунта свайного основания. Это на правом берегу Енисея. На левом берегу также идут работы по подготовке территории. Начинается валка леса.

Кроме того, сейчас разрабатывается проект автомобильной дороги Высокогорский - Мотыгино - Раздолинск, которая позволит добираться от Высокогорского моста до Мотыгино без парома. Есть компании, заинтересованные в строительстве этой дороги. Возможно, с ними удастся поработать по той же схеме, что и с Новоангарским ГОКом в ходе ремонта участка Мотыгино - Широкий лог. Тогда комбинат повысил налоговые платежи, а бюджет направил половину этой суммы на капитальный ремонт дороги. Результат - транспортные издержки предприятия снизились, а жители получили 50 км асфальтированной дороги.

- В продолжение темы важных проектов. В конце сентября ожидалось завершение реконструкции норильского аэропорта "Алыкель". Работы завершены? Если нет, то что осталось доделать?

- Все строительные работы завершены. Сейчас единственное, что осталось сделать - ввести в эксплуатацию 13 реконструированных участков перрона на местах стоянок воздушных судов, прилегающие к ним мачты освещения, водоотводную систему перрона и водоочистные сооружения. По всем этим объектам уже получены заключения о соответствии.

- Завершение реконструкции аэропорта актуализирует еще один важный вопрос - об инициативе определения для Норильска базового авиаперевозчика, готового обеспечивать круглогодичные пассажирские перевозки по фиксированным тарифам. На какой стадии решение этого вопроса сейчас?

- В этом вопросе не обошлось без влияния коронавируса. Спрос на пассажирские авиаперевозки в Норильске снизился, как и везде. Пришлось пересматривать параметры соглашения о базовом пассажирском перевозчике в части гарантированного объема перевозок. Думаю, после нормализации санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе мы согласуем проект и продолжим работу.

- Как вы уже отметили ранее, коронавирус спутал карты некоторым организациям транспортной сферы. Какие меры поддержки краевые власти предпринимают для их поддержки в столь непростой период?

- Большая часть мер поддержки направлена на снижение налоговой нагрузки на предприятия транспортной отрасли. Так, например, до конца года для автостанций и автовокзалов края снижены ставки налогообложения, от уплаты налога на имущество такие организации освобождены.

В свою очередь перевозчики освобождены от уплаты транспортного налога. Для перевозчиков, работающих по патентной системе налогообложения, снижен размер потенциально возможного к получению годового дохода. Плюс субсидии на профилактические мероприятия и дезинфекцию подвижного состава.

Сейчас готовятся меры по поддержке организаций и предпринимателей, оказывающих туристические услуги в регионе.