Финансовое закрытие крупнейшего в РФ концессионного проекта состоялось 20 декабря
Москва. 23 декабря. ИНТЕРФАКС - Госбанки сообщили о финансовом закрытии проекта по строительству высокоскоростной ж/д магистрали (ВСМ) Москва-Петербург.
Финансовое закрытие крупнейшего в России концессионного проекта состоялось 20 декабря. В общей сложности подписаны договоры на привлечение финансирования в размере 1,788 трлн рублей, говорится в сообщении Сбербанка. Он не раскрыл объем собственного участия в синдикате. В свою очередь ВТБ сообщил, что планирует предоставить более 400 млрд рублей.
"У ВТБ накоплен огромный опыт по финансированию и самостоятельной реализации масштабных инфраструктурных проектов, который будет применен и при финансировании строительства ВСМ", - приводятся в релизе слова члена правления ВТБ Виталия Сергейчука.
Сбер выступил организатором двух синдицированных кредитов на строительство инфраструктуры и финансирование приобретения высокоскоростного подвижного состава, говорится в сообщении банка. Помимо Сбера и ВТБ, в состав синдиката вошли Совкомбанк "и другие финансовые организации", отмечается в релизе Сбербанка. Заёмщиком по первому кредиту выступает концессионер проекта - ООО "ВСМ Две Столицы", заёмщики по второму кредиту - компании группы ГТЛК, заказчика серийных поездов. Сроки кредитов составляют 21 и 25 лет соответственно.
Сбербанк также выступает в проекте в качестве кредитного управляющего, управляющего залогом и межкредиторского агента. В число организаций, которых Сбер в своем релизе упомянул как партнеров проекта, входят РЖД, УК "Лидер" и Московский метрополитен.
По словам главы Минтранса РФ Романа Старовойта, сейчас ведётся активная работа по реализации проекта, в том числе в отношении документационной базы, подписаны основные соглашения, обеспечивающие процедуру финансового закрытия проекта.
Помимо договоров синдицированного кредита в рамках финансового закрытия был подписан ещё ряд документов, обеспечивающих функционирование проекта на инвестиционной и эксплуатационной стадиях: акционерное соглашение, договор организации перевозки, дополнительное соглашение к концессии ВСМ, прямое соглашение между кредиторами проекта и государством.
"Оформление всех отношений между участниками проекта в обязывающие договоры заняло более пяти месяцев с момента подписания концессии 5 июля 2024 года, и это очень короткий срок для такого объёма документации. Было подписано более 10 тыс. страниц различных документов, подписантами выступили 15 организаций, которые поставили более 1 тыс. подписей", - отметил первый зампред правления Сбербанка Александр Ведяхин.
По его словам, подготовительная стадия проекта ВСМ закончена и он вступил в инвестиционную стадию.
"В ближайшие шесть лет на строительство инфраструктуры проекта и поставку подвижного состава должны быть освоены колоссальные ресурсы банков, пенсионных фондов, акционеров и государства. Все они предоставляются в проект с учётом возможности их возврата из доходов проекта в последующие годы. При этом срочность заёмных средств - до 25 лет, что беспрецедентно для российского финансового рынка", - сказал Ведяхин.
Напомним, что в марте 2024 года президент Владимир Путин дал старт началу строительства первой в РФ высокоскоростной ж/д магистрали Москва - Санкт-Петербург. К строительству основного участка ВСМ планируется приступить в середине 2025 года. Запуск ветки протяженностью 679 км, которая пройдет по территории шести субъектов РФ, намечен на 2028 год.
С запуском ВСМ время в пути между Москвой и Петербургом составит 2 часа 15 минут. Ожидается, что ежегодно магистралью будут пользоваться не менее 23 млн человек.
Строительство ВСМ предусмотрено транспортной стратегией РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Реализация проекта подразумевает создание принципиально новой для РФ технологии в железнодорожном сегменте, в частности, появление специализированного сегмента машиностроения для производства высокоскоростных подвижных составов.
Все самое интересное читайте в нашем телеграм-канале "Интерфакс-Недвижимость".