Элемент тайны в реконструкции ОКН всегда присутствует – Арсений Дрожалин

Для сохранения объектов культурного наследия необходимы свежие бизнес-модели, считает генеральный директор Digniori Arts

Москва. 1 июля. ИНТЕРФАКС – Снести здание и построить на его месте новое намного легче, чем реконструировать. Но при работе с объектами культурного наследия (ОКН) требуется другой подход. Генеральный директор Digniori Arts Арсений Дрожалин рассказал "Интерфаксу" о том, как заинтересовать инвестора покупкой памятника архитектуры с обременениями и какие сюрпризы могут открыться при работе с ОКН. 

Элемент тайны в реконструкции ОКН всегда присутствует – Арсений Дрожалин. Фото. © Пресс-служба Digniori Arts
© Пресс-служба Digniori Arts

Арсений Игоревич, список объектов культурного наследия в Москве постоянно пополняется. Зачастую эти объекты находятся в историческом центре столицы. Какова специфика работы в условиях сложившейся исторической застройки? 

Мы понимаем, что исторических объектов не становится больше, но на законодательном уровне список ОКН пополняется, так как существует процедура выявления новых объектов исторического наследия. 

Конечно, работа с ОКН требует особого подхода. В частности, есть обязанность учитывать сложившиеся архитектурные решения, исторические ценности, а также урбанистические контексты, так как объекты расположены в современном городе, у которого свои правила, градостроительная политика и инфраструктура. 

При работе с объектами культурного наследия мы проводим полное комплексное исследование – анализ не только самого исторического объекта, но и его среды, оценивая влияние всех заинтересованных сторон: инвесторов, редевелоперов, государственных учреждений. 

Что входит в исследование среды ОКН?

Факторов очень много. Один из них – московское метро, особенно ветки, расположенные не очень глубоко и проходящие через центральные районы. Метро построено позже объектов культурного наследия и оказывает влияние на работу с фундаментами и геоподосновой.

Еще один аспект – археологические изыскания. Зачастую при работе с объектом мы можем обнаружить артефакты (на наших объектах находили предметы интерьера, шкатулки, элементы быта, даже частицы мебели), которые могут повлиять на сроки, стоимость и возможность проведения работ, и даже на изменение проекта в целом.

Согласно действующему законодательству, мы обязаны приостановить работы, вызвать специальные городские службы, которые в дальнейшем определят, какие действия необходимо провести с этим культурным слоем. Важно отметить, что археологические раскопки, если они начинаются, могут остановить работы на объекте на длительный срок.

Какие еще особенности возникают в работе с ОКН? 

Процедура подготовки документации для объектов культурного наследия, находящихся в федеральной и/или региональной собственности, примерно одинаковая. Для каждого отдельного здания мы должны разработать либо проект реставрации, либо проект приспособления. Если мы планируем какие-то более серьезные изменения, проводится историко-культурная экспертиза. Все вышеуказанное требует серьезных проектных изысканий и, конечно, опыта работы и взаимодействия с профильными государственными организациями. 

Задача государства и города – максимально сохранить объект в его первозданном виде, а задача коммерсанта – адаптировать объект под коммерческие цели. На стыке двух сторон и рождаются истины. 

Для успешного проекта нужно вложить в него новые смыслы. Большинство объектов культурного наследия столицы – это усадьбы и городские дома, которые имеют достаточно типовую планировку. Поэтому работа с объектами культурного наследия – это творческий симбиоз от идеи до реализации, с учетом ограничений и согласованного бюджета.

Не зря говорят, что проще снести здание и построить новое, чем взяться за реконструкцию. Постоянно возникают сюрпризы. Как в таких условиях рассчитать смету? 

Верно! Иногда мы вынуждены собирать, восстанавливать и реставрировать объект по кирпичику. Это, конечно, сильно дороже и сложнее, чем строить с нуля. По времени реконструкция тоже может занимать больше времени. Чтобы облегчить задачу, важно провести полное исследование: оценить качество инженерных сетей, архитектуру, инвестиционный потенциал. Но даже это не спасет от сюрпризов во время работы.

Читайте также

ДОМ.РФ готовит предложение об объединении нескольких ОКН в один лот на торгах

При демонтаже, например, могут обнаружиться нюансы, которые меняют ход проекта. Это могут быть новые проемы, окна, подвалы, тайные комнаты или чердаки, которых нет в документации.

Такая история случилась на одном из наших объектов в районе Сухаревской, где мы реставрируем особняк под современное использование. Изначально планировали заменить кровельное покрытие. Начав демонтаж, увидели, что древесина изношена на 80%. Пришлось менять ход работы на крыше – это добавило еще два месяца работ и дополнительные затраты. Инвестор всегда должен закладывать финансирование и временные резервы на такие случаи. 

Наверное, в том числе по этой причине исторические объекты иногда могут длительное время не уходить с молотка. Как можно преодолеть эту проблему и почему вообще так происходит? При том что власти работают над этой темой на федеральном уровне и стараются привлечь больше инвесторов.

Существует несколько федеральных и московских программ. Для восстановления ОКН нужна действительно интересная бизнес-идея, которая сможет принести прибыль. Например, арендные ставки в Москве достаточно высокие, таким образом, от сдачи объекта гарантированно будет бюджетная эффективность. 

Для реализации идеи инвестору часто требуется большая электрическая мощность. А это никак не связано с объектом культурного наследия, это связано с существующей городской инфраструктурой. Гипотетически, если власти города не готовы предоставить инвестору такую мощность, то и смысла в покупке объекта нет.

Еще одно ограничение – парковочные места. Там, где их мало, сложно организовать офисы. Не каждый объект можно использовать и под заведения общественного питания. 

В общем, риски большие, вложения тоже. Даже правильная бизнес-модель может не сработать. Если прибыль извлечь невозможно, зачем заниматься такими объектами? Хотя градостроительные правила меняются. Я думаю, что для некоторых объектов нужно просто время. Может не сейчас, но через несколько лет будут найдены какие-то новые формы, идеи. Придут молодые архитекторы или предприниматели, которые смогут и этим объектам дать новую жизнь, порадовать жителей и гостей города. 

Путин предложил объединить ресурсы программ льготного кредитования по созданию туристической инфраструктуры и сохранению ОКН. Можно ли оценить, как такое решение повлияет на работу инвесторов с ОКН? Насколько именно туристическая повестка может продвинуть вопрос восстановления ОКН, и для каких объектов это будет актуально? 

Читайте также

Объединение механизмов поддержки ОКН даст новые возможности инвесторам - Минэк

Мы очень рады и поддерживаем такую инициативу главы государства. Считаем, что эта программа позволит увеличить количество объектов к восстановлению, особенно региональных, что, в свою очередь, благотворно скажется на развитии туристического сектора экономики в целом, позволит сохранить и привести в порядок еще больше объектов культурно-исторического наследия.

Мы также очень надеемся, что реализация этой программы не будет отложена в долгий ящик.  

Охотно ли банки финансируют проекты реконструкции? Какие требования они предъявляют участникам таких проектов? 

Здесь все просто. Банкиры более прагматичные люди, чем коммерсанты. В основном их интересует предмет залога, его остаточная и кадастровая стоимость, стоимость после реконструкции. Банки финансируют такие объекты. Просто они закладывают свои риски либо в процентной ставке, либо в условиях финансирования. 

На ваш взгляд, кто способен инвестировать в крупные ОКН, помимо коммерсантов? 

Есть люди, которые радеют за город, страну и имеют благие намерения. Таких меценатов очень мало, но они есть. Существуют объекты, которые никогда не окупятся, но, тем не менее, и в них готовы вкладываться. Мотивы могут быть разными, в том числе личные амбиции, например, именная табличка на здании.

Тем не менее, меценатских проектов стало действительно больше, чем было, например, пять-семь лет назад, что показывает хорошую тенденцию в изменении градостроительных образов городов и в сохранении исторической и культурной ценности.

Все самое интересное читайте в нашем телеграм-канале "Интерфакс-Недвижимость".

Последнее из рубрики