Interfax-Russia.ru - Музей Академии художеств в Петербурге представит публике межмузейный выставочный проект "Традиции. Нико Пиросмани. Зураб Церетели", сообщил директор музея, вице-президент Российской Академии художеств Алексей Мудров в ходе пресс-тура, организованного "Интерфаксом", во вторник.

В открытии выставки 20 июня примет участие президент академии Василий Церетели.
Для публики экспозиция в Парадных залах музея на Университетской набережной заработает с 21 июня.
Проект посвящен изобразительному искусству Грузии и России, творческому и жизненному пути двух мастеров и акцентирует внимание на преемственности национальных традиций.
"Мы собрали все работы Нико Пиросмани, которые находятся в российских государственных музеях, из русской коллекции, потому что из Тбилиси, к сожалению, их невозможно привезти. На выставке также представляются ранние, в том числе дипломные, работы Зураба Церетели, окончившего Тбилисскую академию художеств. Это диалог двух великих мастеров, диалог двух монументальных судеб, овеянных мифами и легендами", - сказал Мудров.
Одна из легенд - о миллионе алых роз, брошенных бедным художником Пиросмани к ногам французской актрисы Маргариты де Севр, - нашла отражение в одном из залов: там появилась инсталляция с алыми лепестками. По словам кураторов, насколько история, рассказанная Константином Паустовским в "Броске на юг", правдива, неясно. Доподлинно известно лишь, что де Севр действительно гастролировала в Тифлисе в середине 1900-х, а в 1909-м Пиросмани написал ее портрет. Картины на выставке нет, она тоже находится в Грузии, однако работы из грузинской коллекции можно увидеть в экспозиционном зале на экранах, демонстрирующих документальную короткометражку Сергея Параджанова "Арабески на тему Пиросмани".
Пиросмани чаще всего писал светлыми красками по черной клеенке - людей и животных, застолья, сцены сельского труда, но при этом сохранял традиционные для народного искусства черты, не изображал в чистом виде пейзажи или портреты: его персонажи всегда будто находятся в некоем реальном и одновременно эпическом пространстве.
Как подчеркивают организаторы, хотя Пиросмани не получил классического художественного образования и относится к наивному направлению искусства начала XX века, Зураб Церетели считал его одним из художников, наряду с Ван Гогом, Пикассо и Матиссом, значительно повлиявшим на его формирование.
Это, например, нашло отражение в ряде работ Церетели, посвященных наследию тифлисского мастера, включая "Посвящение Пиросмани", "Натюрморт "Пиросмани", "Я и Инесса в старости. Памяти Пиросмани". В целом творчество Церетели было также пронизано традицией искусства Грузии с его яркостью, изобилием и оптимизмом.
Работы для выставки предоставили Российская академия художеств, Эрмитаж, Государственный музей Востока, Кунсткамера, Третьяковская галерея, Галерея искусств Зураба Церетели.