Мурманск. 27 августа. ИНТЕРФАКС - ООО "Морской торговый порт "Лавна" (МТП "Лавна", Мурманская область), запущенный в марте текущего года, к настоящему времени обработал восемь грузовых партий, сообщила заместитель губернатора - министр развития Арктики и экономики Мурманской области Светлана Панфилова.
"Старт первым отгрузкам угля на экспорт был дан <. . . > в марте текущего года в рамках Международного арктического форума. С момента старта портом погружено порядка 650 тыс. тонн, это порядка восьми партий", - сказала Панфилова на заседании правительства Мурманской области в среду.
Проектная мощность "Лавны" составляет 18 млн тонн.
Замгубернатора напомнила, что "Лавна" - ключевой проект строящегося Мурманского транспортного узла (МТУ). Для МТУ построены железнодорожные подходы, которые связали западный и восточный берег Кольского залива (Мурманск расположен на восточном, "Лавна" находится на западном) и западный берег с единой железнодорожной системой России.
"Мы ожидаем запуск нулевого этапа МТУ, который позволит сейчас обеспечить провозную способность этой ветки и ближних подходов в объеме 6 млн тонн. Окончательное завершение проекта запланировано на конец 2026 года", - сказала Панфилова.
По оценкам Минтранса России, Минэкономразвития и правительства Мурманской области, грузовая база МТУ оценивается к 2030 году на уровне 100 млн тонн, добавила заместитель губернатора.
Порт "Лавна" является незамерзающим и глубоководным: у берега глубины достигают 15 метров, он способен круглогодично принимать крупнотоннажные суда.
В марте 2025 года порт "Лавна" начал отгрузку угля на экспорт. Объем инвестиций в создание "Лавны", по данным Минтранса РФ, превысил 87 млрд рублей. Плановый объем перевалки порта "Лавна" - 18 млн тонн в год, в перспективе будет увеличен до 24 млн тонн в год.
При создании порта была построена железнодорожная инфраструктура - ветка Выходной - Лавна с мостом через Кольский залив. Инфраструктуру ввели в эксплуатацию в декабре 2023 года.
ГТЛК является инвестором терминального комплекса "Лавна", "Ространсмодернизация" при реализации проекта отвечала за ближние ж/д подходы к порту, РЖД - за модернизацию своих линий на дальних подходах.
Оператор порта - ООО "Морской торговый порт "Лавна" - внесен в санкционный список США.